Учёт

Льготы по таможенным пошлинам - товары с Ирана

200

Таможенные споры

Юридическое лицо

Льготы по таможенным пошлинам и налогам


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу применения тарифных преференций в отношении товаров, происходящих и ввезенных из Ирана, по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 9 229,0 тыс. тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «А» сообщает, что импортировала из Исламской Республики Иран товары – финики, изюм, фисташки и виноград, в отношении которых применен преференциальный режим в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины.

Освобождение от уплаты таможенной пошлины применено в рамках Временного соглашения об образовании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, совершенное в Астане 17.05.2018г. (далее – Соглашение).

Согласно пункту 1 статьи 6.15 Соглашения для получения преференциального тарифного режима декларант должен представить таможенному органу импортирующей Стороны сертификат о происхождении товара в соответствии с требованиями настоящего раздела.

В ходе проведения таможенной проверки таможенным органом Компании «А» направлено требование по предоставлению документов и (или) сведений, которые в полном объеме были предоставлены.

В предварительном акте таможенной проверки таможенный орган указал на несоответствие предоставленных сертификатов о происхождении товара требованиям, указанным в приложении №3 Соглашения.

В своем возражении на предварительный акт таможенной проверки Компания «А» выразила свое несогласие, в том числе указывала, что поставщик передает сертификаты компании вместе с товаром. Кроме того, была выражена просьба о направлении запроса в уполномоченный орган Исламской Республики Иран.

Кроме того, Компания «А» сообщает, что при ввозе товаров и их таможенном декларировании подлинность представленных сертификатов о происхождении товаров не вызывали сомнения у таможенного органа и было принято решение о предоставлении преференциального тарифного режима. Данные выводы согласуются с пунктом 3 статьи 6.22 Соглашения, согласно которому если таможенные органы импортирующей Стороны имеют обоснованные сомнения в происхождении товара, в отношении которого заявлен преференциальный тарифный режим, и/или в достоверности представленного сертификата о происхождении товара, таможенные органы могут отказать в предоставлении или приостановить применение преференциального тарифного режима к соответствующим товарам.

При этом такие сомнения возникли только в ходе таможенной проверки. Если бы при таможенном декларировании было отказано в преференциальном режиме, то Компания «А» оплатила бы таможенную пошлину и НДС без дополнительных затрат по оплате неустойки. В связи с чем, несвоевременность по проверке сертификатов о происхождении товаров повлекла для Компании «А» дополнительные убытки.

Согласно статье 6.28 Соглашения в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата о происхождении товара и/или соответствия товаров, заявленных в сертификате о происхождении товара, критериям происхождения, установленным в статье 6.3 Соглашения, а также при осуществлении простой выборочной проверки таможенные органы импортирующей Стороны могут обратиться в уполномоченный или верифицирующий орган экспортирующей Стороны с просьбой подтвердить достоверность сертификата о происхождении товара и/или соответствие товаров критериям происхождения, и/или представить при необходимости документальные доказательства со стороны экспортера и/или производителя товаров.

Получатель запроса, должен представить ответ таможенным органам импортирующей Стороны в течение шести месяцев с даты направления такого верификационного запроса.

Таким образом, Соглашением урегулирован порядок проверки подлинности сертификатов, выдачи дубликатов, а также определен субъект, отвечающий за правильность заполнения сертификата.

В связи с изложенным, Компания «А» просит отменить уведомление, вынесенное по результатам таможенной проверки.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 397 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

В рассматриваемом случае, Компанией «А» из Исламской Республики Иран осуществлен ввоз товаров – финики, изюм, фисташки и виноград.

При таможенном декларировании Компания «А» на основании Соглашения воспользовалось тарифными преференциями по уплате ввозной таможенной пошлины, путем заявления в декларациях на товары сведений о происхождении товаров.

При сопоставлении сведений, заявленных в сертификатах о происхождении товаров с формой сертификата, установленной Соглашением, таможенным органом выявлено:

– в двух сертификатах в графе 11 отсутствует номер и дата инвойса;

– дата инвойса, указанная в графе 11 в одном сертификате не соответствует дате инвойса, приложенной к декларации на товары;

– в двух сертификатах печати, проставленные в графе 13, не соответствуют печатям отправителя, отображенным в инвойсе, а также отсутствуют подписи заявителей;

 – в девяти сертификатах в графе 13 отсутствует печать заявителя.

Пунктам 1 и 2 статьи 6.15 Соглашения определено, что для получения преференциального тарифного режима декларант должен представить таможенному органу импортирующей Стороны сертификат о происхождении товара в соответствии с требованиями раздела II Соглашения.

         Представленный сертификат о происхождении товара, должен быть оригинальным, действительным, выполненным по форме согласно приложению 3 к Соглашению, а также заполненным в соответствии с требованиями, установленными приложением 3 к Соглашению.

Согласно пункту 2 статьи 6.23 Соглашения, таможенные органы импортирующей Стороны вправе отказать в предоставлении преференциального тарифного режима, в том числе в случае, если представленный сертификат о происхождении товара заполнен не в соответствии с требованиями, предусмотренными приложением 3 к Соглашению.

Также пунктом 1 статьи 6.28 Соглашения предусмотрено, что в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата о происхождении товара и/или соответствия товаров, заявленных в сертификате о происхождении товара, критериям происхождения, установленным в статье 6.3 настоящего Соглашения, а также при осуществлении простой выборочной проверки таможенные органы импортирующей Стороны могут обратиться в уполномоченный или верифицирующий орган экспортирующей Стороны с просьбой подтвердить достоверность сертификата о происхождении товара и/или соответствие товаров критериям происхождения, и/или представить при необходимости документальные доказательства со стороны экспортера и/или производителя товаров.

В последующем в ходе рассмотрения жалобы вышестоящий таможенный орган, руководствуясь статьей 6.28 Соглашения, направил запрос в таможенную администрацию Исламской Республики Иран в целях подтверждения факта выдачи сертификатов о происхождении товаров.

Согласно писем Департамента международного сотрудничества Таможенного управления Министерства экономики и финансов Исламской Республики Иран, органы выдавшие сертификаты подтвердили их подлинность.

Принимая во внимание письма таможенной администрации Исламской Республики Иран, подтверждающих подлинность сертификатов о происхождении товаров, предоставленных Компанией «А» при таможенном декларировании товаров, начисление ввозной таможенной пошлины и НДС по результатам таможенной проверки таможенного органа является неправомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению ввозной таможенной пошлины и НДС признаны неправомерными.