Учёт

Недекларирование товара - табак для кальяна

466

1. Таможенные споры

2. Юридическое лицо

3. Таможенная стоимость товаров


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «G» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенного сбора, пошлины, акциза и НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу достоверности декларирования товаров – «табак для кальяна», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 181 424,2 тыс. тенге.

Компания «G» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «G» сообщает, что согласно статье 508 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) отношения владельца таможенного склада с декларантами или иными заинтересованными лицами возникают на договорной основе.

На основании Договора о предоставлении комплекса услуг по обработке и хранению грузов на таможенном складе от 25.02.2020г. (далее – Договор), заключенного между компанией «A» и Компанией «G», компания «A» по декларациям на товары (далее – ДТ) от 21.04.2020г. и 02.06.2020г., оформленным по таможенной процедуре «таможенный склад», был размещен товар – «табак для кальяна». Данный товар был размещен на таможенном складе Компании «G» по количеству транспортных упаковок (единиц), их целостности, состояние которых при внешнем осмотре сомнений у Компании «G» не вызывало.

Предметом Договора являются обязательства Компании «G» по принятию на хранение и размещению соответствующих товаров на таможенном складе, а также производства необходимых операций с ним по распоряжению компании «A», где последний обязуется своими силами доставить груз для его размещения на таможенном складе и оплатить услуги по хранению и размещению в размере, указанном в Договоре.

Прием товаров на таможенный склад в соответствии с условиями Договора производится на основании грузовой таможенной декларации, спецификаций, инвойсов, счетов-фактур и т.д. Согласно условиям Договора и требований таможенного законодательства в обязанности Компании «G» не входит перевешивание размещаемого на таможенном складе товара. Также по условиям Договора, Компания «G» имеет право (не обязанность) на идентификацию размещаемого груза (подтверждающие количество груза, вес, стоимость и иные показатели, позволяющие идентифицировать партию товара).

Согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада являются:

 1) срок годности и (или) реализации товаров на день их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада составляет более ста восьмидесяти календарных дней;

2) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 8 Кодекса.

Статьей 238 Кодекса определено, что лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности, в том числе сортировку, маркировку и т.п.

В акте таможенной проверки указано, что по результатам проверки установлена недостача (утеря) товара – «табак для кальяна», заявленные по таможенной процедуре «таможенный склад» по ДТ от 21.04.2020г. и 02.06.2020г. в количестве 455 мест, 16 488 кг.

При этом согласно акту таможенного осмотра помещений и территорий от 04.02.2021г. количество размещенного на таможенном складе товара соответствует заявленному количеству в полном объеме.

Также Компания «G» сообщает, что часть товара до его размещения на таможенном складе находилась на складе временного хранения компании «I», в связи с чем, несоответствия могли возникнуть при перемещении товара с склада компании «I».

Изначально товар на основании товарно-транспортных накладных был помещен на склад Компании «G», затем на основании акта таможенного контроля от 18.02.2020г. и обращения компании «A» от 14.02.2020г. был перемещен на территорию СВХ компании «I». Далее на основании транзитной декларации от 21.04.2020г., представленной владельцем товара, товар был помещен на таможенный склад Компании «G» в количестве 705 мест, вес 27 300 кг.

Также на таможенный склад Компании «G» со склада временного хранения компании «I» на основании транзитной декларации от 02.06.2020г. был перемещен аналогичный товар – «ароматический табак для кальяна» в количестве 592 мест, вес 21 312 кг. Перемещение товара было осуществлено в сопровождении сотрудников таможенного органа.

В связи с чем, Компания «G» считает, что вышеуказанные доводы свидетельствуют об отсутствии каких-либо нарушений таможенного законодательства со стороны Компании «G». Кроме того, предварительное досудебное производство не завершено и судебный акт, вступивший в законную силу, отсутствует.

Вместе с тем правоохранительным органом по факту экономической контрабанды 03.07.2020г. возбуждено уголовное дело, в рамках которого товары признаны вещественными доказательствами и переданы на хранение Компании «G», о чем 28.12.2020г. составлен акт приема-передачи вещественных доказательств на товар – «табак для кальяна» в количестве 1 336 мест, вес 16 356 кг. При этом указанное уголовное дело в настоящее время не завершено.

Также Компания «G» сообщает, что при суммировании количества мест и веса товара, хранящегося на таможенном складе, и переданного органом уголовного преследования на хранение Компании «G» соответствует данным, заявленным в ДТ от 21.04.2020г. и 02.06.2020г. В связи с чем, заявления таможенного органа об утрате товара безосновательны.

Письмом от 06.08.2021г. Компания «G» информирует, что в судебном порядке оспорено решение таможенного органа от 17.06.2021г. об отказе в рассмотрении возражения к предварительному акту таможенной проверки от 31.05.2021г. До настоящего времени судебное разбирательство по делу не окончено.

При этом Компания «G» придерживается своей позиции, изложенной в жалобе, и считает, что проверка должна быть признана незаконной.

Кроме того, Компания «G» считает, что таможенная проверка проведена лицом не наделенному такими полномочиями, а также неправомерно осуществлено данным лицом проведение отбора проб и образцов без участия декларанта или понятых.

На основании вышеизложенного, Компания «G» просит отменить уведомление о результатах проверки от 15.06.2021г.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно статье 508 Кодекса владельцем таможенного склада является юридическое лицо Республики Казахстан, отвечающее условиям, определенным статьей 510 Кодекса.

      Юридическое лицо признается владельцем таможенного склада после включения в реестр владельцев таможенных складов.

      Владелец таможенного склада осуществляет хранение на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, либо иных товаров в случаях и на условиях, которые установлены Кодексом.

      Отношения владельца таможенного склада с декларантами или иными заинтересованными лицами возникают на договорной основе.

В соответствии со статьей 514 Кодекса владелец таможенного склада обязан, в том числе соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада, в части нахождения товаров на таможенном складе и совершения операций с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, обеспечивать сохранность товаров, находящихся на таможенном складе, вести учет товаров, хранящихся на таможенном складе, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, и не допускать на таможенный склад посторонних лиц, не являющихся работниками таможенного склада или не обладающих полномочиями в отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, без разрешения таможенных органов.

Компания «G» является владельцем таможенного склада, включенным в реестр владельцев таможенных складов на основании приказа таможенного органа от 29.12.2010г.

На основании ДТ от 21.04.2020г. и 02.06.2020г. под таможенную процедуру «таможенный склад» компанией «A» помещен товар – «табак для кальяна», где общее количество по двум вышеуказанным ДТ составило 1 297 мест, вес 48 612 кг. На основании накладных от 27.04.2020г. и 05.06.2020г. данные товары размещены на таможенном складе Компании «G».

При проведении оперативно-розыскных мероприятий органом уголовного преследования 14.06.2020г. выявлен факт незаконного вывоза с территории таможенного склада Компании «G» части товара – «табак для кальяна» в количестве 455 мест из 1 297 мест, заявленных в ДТ от 21.04.2020г. и 02.06.2020г.

По результатам таможенной проверки таможенным органом установлена недостача (утеря) товара – «табак для кальяна», заявленной по таможенной процедуре – «таможенный склад» по вышеуказанным двум ДТ, в количестве 455 мест, и вынесено уведомление о результатах проверки от 15.06.2021г. на общую сумму 181 424,2 тыс. тенге.

Согласно статье 479 Кодекса уполномоченный орган при рассмотрении жалобы вправе назначить внеплановую выездную таможенную проверку.

Учитывая, что имеющихся в акте таможенной проверки от 15.06.2021г. сведений недостаточно для вынесения мотивированного решения, в ходе рассмотрения жалобы письмом от 08.09.2021г. уполномоченным органом назначена выездная таможенная проверка (далее дополнительная таможенная проверка) Компании «G» за обжалуемый период.

По итогам дополнительной таможенной проверки таможенным органом вынесен акт таможенной проверки от 25.11.2021г.

Согласно акту таможенной проверки от 25.11.2021г. в соответствии с условиями договора Компания «G» по поручению компании «A» (далее Клиент) принимает на хранение и размещает на таможенном складе товары Клиента. Клиент обязуется оплатить оказанные услуги по хранению и размещению товара в размере и сроки, указанные в настоящем договоре.

Прием товаров на таможенный склад производился на основании документов, дающих право на размещение товара под таможенную процедуру таможенного склада (декларация на товары), а также документов, прилагаемых к декларации на товары (спецификаций, инвойсов, счетов-фактур и т.д.), подтверждающих количество груза, его вес, стоимость, а также иные показатели, позволяющие идентифицировать партию товара.

В соответствии с подпунктами 2.2.3 и 2.2.4 пункта 2 договора Компания «G» обязуется обеспечить полную сохранность товаров, помещенных на таможенный склад, за исключением изменений, произошедших вследствие естественного износа или убыли, при размещении товара на склад проводить проверку количества товара по числу транспортных упаковок (единиц), а также их состояния посредством внешнего осмотра их целости. При выявлении несоответствия фактического количества товара с заявленной численностью, указанной в сопроводительных документах, или нарушений целостности упаковки (единиц) Компания «G» обязуется составить соответствующие акты.

При проведении дополнительной таможенной проверки произведен подсчет количества мест и веса товара, находящегося на таможенном складе Компании «G», по результатам которой установлено, что ранее таможенным органом в предыдущем акте таможенной проверки по товару – «повидло в банках по 900 гр.» указано 455 мест, фактически на таможенном складе Компании «G» находится 453 мест, то есть меньше на 2 места.

Аналогичная ситуация по товару – «табак для кальяна, в банках». Ранее таможенным органом в акте таможенной проверки указано 389 мест, фактически на складе находится 390 мест, то есть на 1 место больше (36 банок).

В ходе проверки в распоряжение проверяющих предоставлено Постановление следователя органа уголовного преследования о прекращении уголовного преследования в части от 27.09.2021г.

Согласно данному Постановлению физическое лицо «К» произвел подмену товаров в момент разгрузки товаров на таможенном складе Компании «G», то есть до его фактического помещения под процедуру «таможенный склад».

В связи с чем уголовное преследование в отношении физических лиц «А», «М», «Р», «Б» и «С», а также сотрудников и руководства Компании «G» прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления, то есть по статье 35 части 1 пункта 2 Уголовного процессуального Кодекса Республики Казахстан.

Также согласно Приговору районного суда от 18.10.2021г., в котором описан факт подмены товара, подсудимый – физическое лицо «К» признан виновным в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 234 части 2 пунктов 4,5 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Согласно пункту 6 статьи 242 Кодекса, срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин возникает у владельца таможенного склада при наступлении обстоятельств, в том числе в случае утраты товаров, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях хранения, – день утраты товаров, а если этот день не установлен, – день размещения товаров на таможенном складе.

Учитывая Постановление о прекращения уголовного преследования и Приговор районного суда доводы, изложенные в акте таможенной проверки от 15.06.2021г., не нашли подтверждения.

Вместе с тем в акте дополнительной таможенной проверки отсутствует информация, имеется ли разница между количеством мест и весом товара, заявленного в двух ДТ, с фактическим количеством мест и весом товара – «табак для кальяна», находящихся на складах Компании «G».

Также в Постановлении и Решении суда отсутствует информация:

– кем является физическое лицо «К» (сотрудник Компании «G» или компании «A» либо постороннее лицо), соответственно на каком основании он находился на территории таможенного склада и СВХ Компании «G»;

– прекращается ли у Компании «G» обязанность по уплате таможенных платежей и налогов в размере 141 173,9 тыс. тенге, исчисленная таможенным органом, в отношении незаконно вывезенного с территории таможенного склада Компании «G» товара – «табак для кальяна» в количестве 455 мест, вес нетто 16 380кг.

Учитывая, что имеющихся в акте проверки сведений недостаточно для вынесения мотивированного решения по жалобе Компания «G», руководствуясь положениями пункта 2 статьи 479 и подпункта 13) пункта 10 уполномоченным органом вновь назначена выездная таможенная проверка (далее повторная таможенная проверка) Компании «G» за обжалуемый период.

В ходе повторной таможенной проверки, проведенной таможенным органом, проведен таможенный досмотр и произведено взвешивание товаров, находящихся на таможенном и коммерческом складах Компании «G». По итогам взвешивания и пересчета установлено, что на таможенном и коммерческом складах Компании «G» находится товар – «табак для кальяна», вес брутто – 57 269 кг, вес нетто – 55 413 кг (масса декларируемого товара с учетом только первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи), чистый вес нетто – 47 936 кг (без учета первичной упаковки), тогда как компания «A» под таможенную процедуру «таможенный склад» по двум ДТ помещен товар – «табак для кальяна», вес брутто – 58 013 кг, вес нетто – 48 612 кг и чистый вес нетто– 48 612 кг.

Таким образом, по результатам взвешивания между фактическим наличием товара на таможенном и коммерческом складах Компании «G» и заявленным по двум ДТ установлено расхождение по весу брутто – 744 кг, и чистого веса нетто – 676 кг.

При этом проверяющим лицом повторной проверки произвести расчет мест товара, находящихся на коммерческом складе Компании «G», не представилось возможным, в связи с тем, что часть товара находится не в заводской упаковке, а переупакована в другие упаковки.

Учитывая, что в соответствии с Приговором районного суда и Постановления следователя органа уголовного преследования от 27.09.2021г., подмена товаров осуществлена до размещения на территории таможенного склада, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин возникает у декларанта, то есть у компании «A».

При этом в ходе повторной таможенной проверки установлено, что физическое лицо «К» не являлся сотрудником и не был связан гражданско-правовыми обязательствами с Компанией «G» и, исходя из материалов досудебного расследования, физическое лицо «К» нигде не работает.

27.09.2021г. следователем вынесено «Постановление о прекращении уголовного преследования в части» в отношении сотрудников и руководства Компании «G» за отсутствием в их действиях состава преступления.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, начисления таможенных сборов, таможенной пошлины, акциза и НДС по результатам таможенной проверки таможенного органа является неправомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны неправомерными.

Теги: табак