Учёт

Недекларирование излишков товара

429

Таможенные споры

Юридическое лицо

Иные таможенные вопросы


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «М» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган).

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу подтверждения факта декларирования импортированных товаров, по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 425,6 тыс. тенге.

Компания «М» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «М» сообщает, что согласно выводам, изложенным в акте проверки, должностными лицами таможенного органа в ходе сверки бухгалтерской документации, в том числе карточек счетов 1330 с данными, имеющимися в органах государственных доходов, было установлено несоответствие количества товаров, оформленных по ДТ, с данными по остаткам товаров в бухгалтерском учете.

В соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31.03.2015г. № 241 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета» (далее - Правила), Раздела 2 МСФО (IAS) «Запасы» и учетной политики в Компании «М» проводится инвентаризация имущества.

На основании результатов инвентаризации выявленные излишки товарно-материальных ценностей в учете фиксируются документом - «Оприходование ТМЗ», а недостача документом - «Списание ТМЗ».

Излишки и недостача на складе возможны по причинам схожести артикулов и наименования товара, математических ошибок при перемещениях между складами, отгрузках покупателям, возврате товара от покупателей, разукомплектовки товара, инвентаризации. Весь товар, перечисленный в Приложении №1 акта проверки, поступал в Компанию «М» на протяжении 2016, 2017, 2018 и 2019 годов, по некоторым имелись остатки товара на начало 2016 года.

Также Компания «М» отмечает, что при последующей инвентаризации в 2020 году была выявлена недостача, в том числе по некоторым товарам, оприходованным по актам в 2019 году.

В Акте проверки указано, что Компанией «М» не предоставлены документы, подтверждающие природу происхождения товара, указанного в Приложении №1 к акту проверки. Все таможенные декларации за период проверки были предоставлены.

Все поступления по номенклатуре и количеству товары были приняты и оприходованы на склады согласно выпущенным ДТ и в соответствии с фактическим наличием.

Компания «М» считает, что в акте проверки проверяющими подменены или неправильно трактуются понятия «Акты приемки» и «Акты инвентаризации».

В дальнейшем при движении товара: реализации, возврата товара, перемещений между складами, в ходе проведения инвентаризаций от 05.12.2018г., от 31.05.2018г., от 22.11.2019г. были выявлены излишки, которые были оприходованы согласно актам инвентаризации, вместе с тем, наряду с излишками была выявлена и недостача товаров.

На основании вышеизложенного, Компания «М» полагает неправомерным признание излишка товаров, выявленного в результате инвентаризации, - незаконным перемещением товаров через таможенную границу, так как причинами могут быть обстоятельства, возникающие в процессе ведения хозяйственной и учетной деятельности, а результаты акта таможенной проверки необоснованными.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 393 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Евразийского экономического союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) находятся на таможенной территории Евразийского экономического союза с нарушением таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

Согласно пункту 3 статьи 89 Кодекса срок исковой давности по требованиям таможенных органов и плательщиков составляет пять лет вне зависимости от категорий плательщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 202 настоящего Кодекса.

В рассматриваемом случае Компанией «М» в период с 2016 по 2021 года осуществлялся ввоз из Германии, Грузии, Польши и Турции товаров товарной группы - 30 и 38 ТН ВЭД (лабораторные реагенты диагностические), а также осуществлялся ввоз запасных частей для медицинских анализаторов.

Товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с освобождением от уплаты НДС в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 23.12.2008г. №1229 «Об утверждении Правил освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров» и приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23.02.2018г. № 267 «Об утверждении Правил освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров».

В дальнейшем после выпуска товаров таможенным органом в отношении Компании «М» проведена таможенная проверка на предмет соблюдения норм таможенного законодательства Республики Казахстан за проверяемый период.

В соответствии с пунктом 2 статьи 416 Кодекса таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с таможенным и иным законодательством Республики Казахстан, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном таможенным и иным законодательством Республики Казахстан.

По результатам проверки проверяющими лицами таможенного органа установлено, что при проведении Компанией «М» инвентаризации товарно-материальных ценностей на основном складе в 2018 и 2019 годах обнаружены излишки отдельных товаров иностранного производства, то есть на складе количество товаров оказалось больше, чем оформлено по таможенным декларациям.

Компания «М» считает, что разница в количестве импортированного товара и счетов бухгалтерского учета 1330 образовалась за счет внутреннего перемещения товаров между имеющими складами Компании «М», а также обстоятельств, возникающих в процессе ведения хозяйственной и учетной деятельности.

Также Компанией «М» не были представлены ни в ходе проверки, ни при рассмотрении жалобы подтверждающие документы легальности нахождения на складах товаров, указанных в приложении к акту проверки, то есть когда и у кого приобретены товары, по какой ДТ оформлены либо документы, подтверждающие образования излишка товаров по тем или иным причинам.

Кроме того, Компанией «М» вынесены приказы от 05.12.2018г. (оприходование товаров от 05.12.2018г.), от 01.06.2019г. (оприходование товаров от 01.06.2019г.) и от 23.11.2019г. (оприходование товаров от 23.11.2019г.) на оприходование товаров, выявленных в результате инвентаризации, которые свидетельствуют об излишках товаров.

При оприходовании излишка товаров иностранного производства Компанией «М» не отражены конкретные причины возникновения данного излишка с указанием документов, подтверждающих данные обстоятельства.

Тем самым, учитывая, что модели и артикулы товаров полностью идентичны товарам, импортируемым Компанией «М», а также отсутствие у Компании «М» документов, подтверждающих законность нахождения излишка товаров на таможенной территории ЕАЭС, таможенным органом при определении таможенной стоимости излишков товаров применен резервный метод на основании цен, заявленных Компанией «М» по другим ДТ.

Таким образом, начисление ввозной таможенной пошлины по результатам таможенной проверки таможенного органа является правомерным.

В соответствии со статьей 73 Административного процедурно - процессуального кодекса Республики Казахстан в адрес Компании «М» 11.03.2022г. направлено предварительное решение, на которое участник административной процедуры 15.03.2022г. и 28.03.2022г. предоставил письменное возражение. Доводы, изложенные в возражении Компании «М», рассмотрены при вынесении решения.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны правомерными.