Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении платежа по возмещению исторических затрат, налога на добычу полезных ископаемых от организаций нефтяного сектора (НДПИ).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «В» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты платежа по возмещению исторических затрат, НДПИ за период с 01.01.2018г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении платежа по возмещению исторических затрат в сумме 507 225,2 тыс.тенге и пени 66 049,8 тыс.тенге, НДПИ в сумме 1 155 148,5 тыс.тенге и пени 196 123,5 тыс.тенге.
Компания «В», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и при этом приводит следующие доводы.
В жалобе указано, что Компания «В» осуществляет добычу углеводородов по Контрактам на месторождениях «В» и «М».
Добыча углеводородов по Контрактам осуществляется с использованием дамб, отсыпных сооружений, плавучей установки и отвечает критериям морской добычи, так как проводится в Каспийском море с использованием морских объектов и согласуется с уполномоченными органами на предмет воздействия на рыбные ресурсы Каспийского моря. Работа в зоне затопления Каспийского моря на порядок сложнее и дороже чем в открытом море, так как из-за климатических условий происходит постоянное размывание и разрушение существующих коммуникации. Кроме того, для работы с морской платформы на уровне моря от 0,1 до 2- х метров на сегодняшний день в мире существует только одна установка «Лотос», занятая на ближайшие 5 лет.
Указанные месторождения входят в перечень стратегических участков недр, утвержденных постановлением от 28.06.2018г. №389 Правительства РК.
Компания «В» считает, что в соответствии со статьей 766 Налогового кодекса после перехода на уплату альтернативного налога на недропользование (АНН) у налогоплательщика прекращается обязательство по уплате и предоставлению налоговой отчетности по платежу по возмещению исторических затрат (ф.560), по НДПИ (ф.590) и возникает обязанность по уплате и подаче налоговой отчетности по АНН (ф.600).
Компания «В» перешла на уплату АНН за 2018-2019 годы, так как контрактная территория, на которой осуществляются операции по недропользованию, расположена в Каспийском море,
В жалобе отмечено, что в ходе налоговой проверки не принято во внимание письмо Министерства энергетики РК (далее - МЭ РК), являющегося уполномоченным органом в области углеводородов, в котором указано, что условия добычи углеводородов на месторождениях «В» и «М» соответствуют требованиям статьи 766 Налогового кодекса.
Согласно письму Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК месторождения «В» и «М» расположены в зоне максимального нагона полной воды Каспийского моря.
Кроме того, по информации НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» о границах зоны затопления береговой линии Каспийского моря, а также схем расположения месторождений на контрактной территории Компании «В», по Контрактам с месторождений «В» и «М» добыча углеводородов осуществляется с моря, то есть за границей береговой линии.
По мнению Компании «В», результаты налоговой проверки основаны на ответе уполномоченного органа, содержащим некорректную информацию и противоречащую ответу уполномоченного органа, предоставленного Компанией «В» к проверке.
Также в жалобе указано, что статьей 1 Конвенции о правовом статусе Каспийского моря (ратифицировано Законом РК от 08.02.2019г.) введено понятие «сектор Каспийского моря». В этой связи Законом РК от 10.12.2020г. в пункт 1 статьи 766 Налогового кодекса РК включено понятие «казахстанский сектор Каспийского моря» вместо понятия «континентальный шельф РК».
Как следует из акта налоговой проверки, Компанией «В» в нарушение требований статьи 766 Налогового кодекса применялся АНН по географическому признаку. В связи с чем по результатам налоговой проверки за 2018-2019 годы по Контрактам произведено начисление НДПИ и платежа по возмещению исторических затрат.
Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Налогового кодекса АНН вправе применить взамен платежа по возмещению исторических затрат, НДПИ и налога на сверхприбыль юридические лица-недропользователи, заключившие в соответствии с законодательством РК о недрах и недропользовании:
1) контракт на добычу и (или) на совмещенную разведку и добычу углеводородов на континентальном шельфе РК;
2) контракт на добычу и (или) разведку и добычу углеводородов по месторождениям с глубиной верхней точки залежей углеводородов, указанной в горном отводе или в контракте на добычу или разведку и добычу углеводородов при отсутствии горного отвода, не выше 4500 метров и нижней точки залежей углеводородов, указанной в горном отводе или в контракте на добычу или разведку и добычу углеводородов при отсутствии горного отвода, 5000 метров и ниже.
Данное право применяется в период с даты заключения контракта на добычу или начала периода добычи по контракту на совмещенную разведку и добычу до даты окончания действия соответствующего контракта на недропользование и не подлежит изменению.
Уведомление о применении данного права направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения не позднее тридцати календарных дней с даты заключения контракта на добычу или начала периода добычи по контракту на совмещенную разведку и добычу.
В случае отсутствия такого уведомления исполнение налогового обязательства по платежу по возмещению исторических затрат, НДПИ и налогу на сверхприбыль осуществляется в порядке, определенном главами 84, 85 и 86 Налогового кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 766 Налогового кодекса право применения с 1 января 2018 года альтернативного порядка исполнения налогового обязательства по специальным платежам и налогам недропользователей по контрактам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, заключенным до 1 января 2018 года, производится на весь оставшийся период действия контракта на недропользование и не подлежит изменению, о чем налогоплательщик направляет уведомление в налоговый орган по месту нахождения не позднее 1 марта 2018 года.
Таким образом, в соответствии с положениями статьи 766 Налогового кодекса право применения АНН имеют юридические лица-недропользователи, заключившие контракты по месторождениям, расположенным: полностью на море, при любой глубине; на суше, при строго определённой глубине (глубокие месторождения).
В рассматриваемом случае, Компания «В» направила уведомление о намерении перейти на АНН в налоговый орган по месту нахождения.
Основным видом деятельности Компании «В» является добыча сырой нефти и попутного газа. На право недропользования Компанией «В» заключены следующие Контракты:
- на проведение работ по добыче углеводородного сырья на месторождении «В» (далее - Контракт «В»);
- на проведение работ по добыче углеводородного сырья на месторождении «М» (далее – Контракт «М»).
В соответствии с пунктами 4.1. Контрактов:
- «В» на дату вступления Контракта в силу, площадь контрактной территории составляет 2,754 кв.км, как это определено в горном отводе;
- «М» на дату вступления Контракта в силу, площадь контрактной территории составляет 6,163 кв.км, как это определено в горном отводе.
Кроме того, Комитетом геологии и недропользования Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК (далее - КГН РК) на основании протокола Министерства энергетики РК (далее - МЭ РК) Компании «В» выдан разрешенный геологический отвод для осуществления операций по недропользованию в пределах блоков, глубина до покрытий кристаллического фундамента).
Следует указать, что Комитетом государственных доходов МФ РК в рамках проведения налогового администрирования по АНН направлены запросы в КГН МИИР РК, в МЭ РК о подтверждении отнесения контрактной территории по Контрактам на право недропользования исключительно к континентальному шельфу.
Из письма КГН РК, письма МЭ РК следует, что по картограмме расположения горных отводов, месторождение «М» частично (около 3%) находится на Каспийском море, месторождение «В» располагается на суше. По картограмме расположения геологического отвода, месторождение «М» (около 50 %) располагается на Каспийском море.
Необходимо отметить, что Компания «В» обращалась в судебные органы с целью установления факта нахождения на континентальном шельфе в Каспийском море месторождений «В» и «М», ведения разведки и добычи углеводородов с моря по заключенным Контрактам на недропользование, так как факт нахождения месторождений на континентальном шельфе имеет юридическое значение и правовые последствия для перехода на альтернативный вид налогообложения.
Решением СМЭС заявление Компании «В» о признании факта, имеющего юридическое значение - удовлетворено, установлен факт нахождения на континентальном шельфе в Каспийском море месторождений «М» и «В» и ведения разведки и добычи углеводородов на них с моря по Контрактам на недропользование.
В свою очередь, налоговый орган, как заинтересованное лицо, не согласившись с указанным решением СМЭС подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить указанное решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления Компании «В».
Постановлением Судебной коллегии по гражданским делам Областного суда решение СМЭС по данному гражданскому делу отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении заявления Компании «В».
В постановлением Судебной коллегии по гражданским делам Областного суда указано, что в соответствии с подпунктом 6) статьи 2 Закона РК «О Государственной границе РК» континентальный шельф РК - участок морского дна и недр, отмеряемый от Государственной границы (внешнего предела территориальных вод (моря) до пределов, установленных международными договорами, ратифицированными РК.
Согласно картограмме расположения горных отводов, части месторождений «М» и «В», расположенные на суше, не относятся к глубоким, и не полностью расположены на море, поэтому не подтверждается факт нахождения указанных месторождений на континентальном шельфе.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что месторождения «М» и «В» не находятся на континентальном шельфе.
Следует указать, что постановлением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК отказано в передаче ходатайства Компании «В» о пересмотре постановления Судебной коллегии по гражданским делам Областного суда для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции Верховного Суда РК.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Гражданского процессуального кодекса РК вступившие в законную силу судебные акты, а также распоряжения, требования, поручения, вызовы, запросы и другие обращения судов и судей при отправлении правосудия обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории РК.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует, что Компания «В» не вправе была применить АНН взамен платежа по возмещению исторических затрат, НДПИ и налога на сверхприбыль, так как заключенные Контракты на недропользование не соответствуют требованиям контрактов, указанным в пункте 1 статьи 766 Налогового кодекса.
Относительно доводов Компании «В» о внесении изменений в пункт 1 статьи 766 Налогового кодекса следует указать, что в указанной части Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон РК «О введении в действие Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» от 10.12.2020г., вводится в действие 1 января 2021 года.
Таким образом, результаты налоговой проверки по начислению за проверяемый период платежа по возмещению исторических затрат и НДПИ, являются обоснованными.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.