Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Незавершение процедуры СТЗ

266

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «Н» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган).

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу завершения таможенной процедуры товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны» (Им-78) (далее – таможенная процедура СТЗ) и использованных при строительстве на территории специальной экономической зоны (далее – СЭЗ) многоэтажного жилого комплекса со встроенными помещениями и паркингом (далее – Объект недвижимости) и вынесено уведомление на общую сумму 217 797,3 тыс. тенге.

Компания «Н» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «Н» сообщает, что по результатам проверки проверяющими лицами выявлены факты незавершения таможенной процедуры товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и использованных при строительстве на территории СЭЗ Объекта недвижимости, в связи с утратой Компанией «Н» статуса участника СЭЗ№

Компания «Н» осуществляет деятельность в качестве участника СЭЗ с 2017 года в соответствии с договором от 13.09.2017г. «Об осуществлении деятельности в качестве участника СЭЗ (далее – Договор СЭЗ) по приоритетному виду деятельности - строительство и ввод в эксплуатацию объекта недвижимости.

Для целей строительства объекта недвижимости участником СЭЗ были ввезены на территорию СЭЗ иностранные товары и товары ЕАЭС с помещением таких товаров под таможенную процедуру СТЗ.

Следует отметить, что объект недвижимости строился в строгом соответствии с проектно-сметной документацией в количестве и ассортименте товаров, необходимых для строительства.

Расходование товаров (строительных материалов) при строительстве объекта недвижимости осуществлялось путем отражения таких операций в документах бухгалтерского учета.

Компания «Н» поясняет, что строительство Объекта недвижимости завершено в июне 2018 года, о чем свидетельствует акт приемки Объекта недвижимости в эксплуатацию, подписанного генеральным подрядчиком, заказчиком, техническим и авторским надзором.

В связи с исполнением Компанией «Н» Договора СЭЗ, а также утратой статуса участника СЭЗ, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Кодекса Республики Казахстан от 26.12.2017г. «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс), а также пунктом 7 Правил завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны без помещения товаров под таможенные процедуры, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.02.2018г. №247 (далее – Правила завершения СТЗ), в период с сентября 2018 года по июнь 2019 года неоднократно подавались заявления о завершении таможенной процедуры СТЗ в отношении товаров, использованных и потребленных в ходе строительства Объекта недвижимости, без помещения под таможенные процедуры.

По результатам многочисленных отказов и устранения замечаний 03.07.2019г. произведено подписание акта о завершении таможенной процедуры СТЗ Компанией «Н», таможенным органом и управляющей компанией СЭЗ.

Однако, как было установлено в ходе проведения таможенным органом таможенной проверки, в содержании акта от 03.07.2019г. был отражен полный объем товаров ЕАЭС и лишь часть иностранных товаров, использованных при строительстве.  

Компания «Н» считает, что данное обстоятельство было допущено как со стороны самой Компании «Н», ввиду предоставления таможенному органу в период 2017-2018гг. неполных сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, которые повлекли последующее отражение неполных сведений при формировании акта от 03.07.2019г., так и со стороны таможенных органов, в чьи обязанности входила проверка полноты и достоверности представленных Компанией «Н» сведений о товарах, по которым завершается таможенная процедура СТЗ.

Кроме того, данное нарушение было допущено сотрудником Компании «Н» ввиду предоставления по невнимательности (ведению отчетности по нескольким объектам, а также без учета сведений о товарах, содержащихся в дополнительных листах деклараций на товары) неполных сведений в формах отчетности, установленных приложением 2 к Правилам ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, а также предоставления отчетности о таких товарах таможенному органу.

Компания «Н» факт нарушения порядка предоставления отчетности по товарам полностью признает, в связи с чем готово понести ответственность, предусмотренную административным законодательством Республики Казахстан.

Также, Компания «Н» обращает внимание на то, что неполное отражение количества иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, имело место исключительно в таможенных формах отчетности, при этом согласно бухгалтерским документам подтверждено расходование и списание товаров, ввезенных на территорию СЭЗ при строительстве объекта недвижимости.

В этой связи не состоятельны доводы проверяющих лиц о том, что не все товары были потреблены на территории СЭЗ при осуществлении участником СЭЗ приоритетного вида деятельности, а также необоснованно применены к возникающим правоотношениям положений пункта 9 статьи 281 и пункта 2 статьи 50 Кодекса, применяемых исключительно при установлении таможенным органом фактов незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Кроме того, отсутствуют факты незаконного перемещения (вывоза) товаров с территории СЭЗ в период осуществления деятельности в качестве участника СЭЗ, так как иностранные товары, после ввоза на объект строительства, расположенного на территории СЭЗ, находились под таможенным контролем ответственного лица таможенного органа.

При этом за период с 2017 года по 2019 года заявления на вывоз иностранных товаров с территории СЭЗ Компанией «Н» в адрес таможенного органа не направлялись, в том числе, факты неправомерного вывоза таких товаров за период строительства таможенным органом не были выявлены.

Данный факт подтверждается письмом таможенного органа от 22.01.2021г. с приложением подтверждающих документов.

Доводы таможенного органа о необходимости завершения таможенной процедуры СТЗ исключительно в шестимесячный срок являются необоснованными и опровергаются следующими положениями таможенного законодательства РК.

В свою очередь, пунктом 4 статьи 287 Кодекса действительно установлено, что при утрате лицом статуса резидента (участника, субъекта) СЭЗ действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны завершается помещением под таможенные процедуры, предусмотренные Кодексом, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с учетом пунктов 5, 6, 8 и 9 настоящей статьи либо завершается без помещения под таможенные процедуры в соответствии с пунктами 10 и 13 настоящей статьи.

В данном случае, Компания «Н» обращает внимание на то, что утрата лицом статуса участника СЭЗ в соответствии с вышеуказанным пунктом, может быть в двух разных по правовым последствиям ситуациях:

1) в случае досрочного прекращения договора об осуществлении приоритетного вида деятельности по строительству объекта недвижимости, в связи с нарушением участником СЭЗ своих обязательств, к примеру, незавершением строительства. В указанном случаем на территории СЭЗ могут физически находиться часть иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, подлежащих использованию при строительстве объекта недвижимости, но фактически не использованные, по причине прекращения договора на осуществление деятельности и не завершения строительства;

2) в случае надлежащего завершения строительства объекта недвижимости, использования при таком строительстве всех товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и соответственно, прекращение договора на осуществление приоритетного вида деятельности, в связи с его полным исполнением участником СЭЗ.

Кроме того, частью 2 пункта 4 статьи 287 Кодекса предусмотрено, что при незавершении действия таможенной процедуры СТЗ, действие этой таможенной процедуры прекращается по истечении шестимесячного срока, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 287 Кодекса, а товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 52 Кодекса.

Статьей 453 Кодекса регламентирован порядок задержания товаров, включающий в себя обязательные действия в виде изъятия задерживаемых товаров и их последующее хранение до принятия соответствующего решения.

Вышеуказанные нормы свидетельствуют о том, что в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, задержанию подлежат только иностранные товары, которые на момент утраты лицом статуса участника СЭЗ, физически находятся на территории СЭЗ и не потреблены при строительстве объектов недвижимости.

Вместе с тем статьей 288 Кодекса не предусмотрены основания для возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, потребленных при строительстве объекта недвижимости, по которым заявление о завершении таможенной процедуры СТЗ подано по истечении шестимесячного срока, после утраты лицом статуса участника СЭЗ.

Компания «Н» в целях завершения таможенной процедуры СТЗ в отношении остатков товаров, фактически использованных при строительстве объекта СЭЗ, направило 26.01.2021г. в таможенный орган заявление о завершении таможенной процедуры СТЗ с приложением всех документов.

В связи с изложенным, Компания «Н» просит отменить уведомление, вынесенное по результатам таможенной проверки на сумму 217 797,3 тыс. тенге.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 393 Кодекса в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Евразийского экономического союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) находятся на таможенной территории Евразийского экономического союза с нарушением таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

В рассматриваемом случае установлено, что Компания «Н» осуществляло деятельность в качестве участника специальной экономической зоны в соответствии с Договором СЭЗ.

Предметом Договора является осуществление участником специальной экономической зоны на территории специальной экономической зоны приоритетного вида деятельности – строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого комплекса со встроенными помещениями и паркингом.

Таможенное оформление товаров осуществлялось по 188 ДТ помещенных под таможенную процедуру «свободная таможенная зона» (ИМ-78).

При нахождении товаров на территории СЭЗ Компанией «Н» в таможенный орган представлялась отчетность об использовании товаров.

На момент сдачи Компанией «Н» отчетности действовал Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 26.03.2015г. № 210 «О некоторых вопросах специальной экономической зоны», утративший силу приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.02.2018 г. №247 «О некоторых вопросах свободной (специальной, особой) экономической зоны и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

Таможенный орган в акте проверки отражает, что отчетность по товарам, помещенных под таможенную процедуру СТЗ Компанией «Н» предоставлялась в неполном объеме и без переходящих остатков.

В ходе проведения таможенной проверки таможенным органом выявлены факты незавершения таможенной процедуры в части товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и использованных при строительстве объекта недвижимости..

По результатам таможенной проверки таможенным органом начислены ввозные таможенные пошлины и НДС по причине некорректного составления Акта о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, а именно в части не отражения отдельных товаров, помещенных под данную таможенную процедуру по 34 ДТ и всех товаров по 7 ДТ.

При этом таможенный орган в Акте проверки не отражает доводы в части не потребления иностранных товаров, не указанных в Акте о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны при строительстве многоэтажного жилого комплекса.

Согласно статье 479 Кодекса уполномоченный орган при рассмотрении жалобы вправе назначить таможенную проверку.

Учитывая, что для вынесения мотивированного решения имеющихся в акте проверки от 10.12.2020г. сведений и доводов недостаточно, в ходе рассмотрения жалобы уполномоченным органом письмом от 31.05.2021г. назначена таможенная проверка (далее – дополнительная проверка).

По итогам дополнительной проверки таможенным органом вынесен акт таможенной проверки от 10.08.2021г. (далее – акт дополнительной проверки).

Таможенным органом в ходе изучения и сопоставления представленных документов и сведений, а также проектно – сметной документации установлено, что весь товар Компанией «Н» оприходован и использован согласно бухгалтерской документации при строительстве объекта недвижимости, за исключением отдельных товарных позиций ДТ.

В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017г. № 88 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (далее – Решение ЕЭК №88) установлены случаи иного потребления товаров по перечню приложения №1, где потребление товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, осуществляемое резидентом (участником, субъектом) СЭЗ при создании на территории СЭЗ объектов недвижимости в целях реализации соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы), которые становятся составной и неотъемлемой частью таких объектов. В этом случае такие товары считаются потребленными, если объекты недвижимости, при создании которых они использованы, введены в эксплуатацию и зарегистрированы на праве собственности за резидентом (участником, субъектом) СЭЗ в соответствии с законодательством государств – членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с Актом приемки объекта в эксплуатацию от 29.06.2018г., подписанного Компанией «Н», техническим надзором, авторским надзором и генеральным подрядчиком, следует, что товары, помещенные по таможенную процедуру СТЗ, использовались при строительстве объекта недвижимости.

Согласно пункта 4 статьи 287 Кодекса при утрате лицом статуса резидента (участника, субъекта) СЭЗ действие таможенной процедуры СТЗ завершается помещением под таможенные процедуры, предусмотренные Кодексом, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, с учетом пунктов 5, 6, 8 и 9 данной статьи либо завершается без помещения под таможенные процедуры в соответствии с пунктами 10 и 13 данной статьи.

В связи с исполнением обязательства согласно Договора СЭЗ и подписанием Акта приемки объекта в эксплуатацию от 29.06.2018г., Компанией «Н» 31.12.2018г. утрачен статус резидента СЭЗ.

В случаях, предусмотренных приложением № 1 к Решению ЕЭК №88, действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны завершается по решению таможенного органа государства – члена Евразийского экономического союза, на территории которого создана СЭЗ. Для завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в таможенный орган подается заявление о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Согласно пункта 10 статьи 287 Кодекса действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны завершается без помещения товаров под таможенные процедуры в случаях, предусмотренных пунктами 12 и 13 настоящей статьи, где пунктом 13 оговорено что, в случае утраты лицом статуса резидента (участника, субъекта) СЭЗ в связи с истечением срока действия соглашения (договора) об осуществлении деятельности на территории СЭЗ и выполнением условий этого соглашения действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и являющихся товарами, использованными для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ и являющимися составной частью таких объектов недвижимости, завершается без помещения указанных товаров под таможенные процедуры в порядке, определенном уполномоченным органом.

В соответствии с Правилами завершения СТЗ в период с сентября 2018 года по июнь 2019 года Компанией «Н» неоднократно подавались заявления о завершении таможенной процедуры СТЗ в отношении товаров, использованных и потребленных в ходе строительства объекта недвижимости, без помещения под таможенные процедуры.

Действие таможенной процедуры СТЗ в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ завершено в соответствии с Правилами завершения СТЗ, путем совместного подписания акта о завершении действия таможенной процедуры СТЗ Компанией «Н», таможенным органом и управляющей компанией СЭЗ.

В соответствии со статьей 288 Кодекса предусмотрены случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сроки их уплаты и исчисления. При этом данной статьей не предусмотрена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении помещенных под таможенную процедуру СТЗ иностранных товаров, потребленных при строительстве объекта недвижимости.

Учитывая вышеизложенные нормы Кодекса и Правил завершения таможенной процедуры СТЗ, таможенным органом не приведены нормы таможенного законодательства по начислению ввозных таможенных пошлин и НДС в случае некорректного составления Акта о завершении СТЗ, а именно в части не отражения части товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ по 34 ДТ, и всех товаров по 7 ДТ.

Таким образом, по результатам дополнительной таможенной проверки от 10.08.2021г. установлено, что все товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, в том числе не отраженные в Акте о завершении СТЗ, оприходованы и потреблены Компанией «Н» при строительстве многоэтажного жилого комплекса, за исключением отдельных товаров, оформленных по 3-м ДТ.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению таможенных платежей и налогов в отношении товаров, потребленных на территории СЭЗ при строительстве многоэтажного жилого комплекса, признаны неправомерными, а по отдельным товарам, оформленным по 3-м ДТ, признаны правомерными.