Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Не декларирование технической документации

272

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган).

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу декларирования технической документации и классификации товаров – «лабиринтное кольцо», «клеймовочная головка в сборе», «кольцо для валка черновой клети» и «рабочее кольцо», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 102 171,4 тыс. тенге.

Компания «А» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «А» сообщает, что в ходе проверки на требование проверяющих от 09.12.2019г. письмом от 11.12.2019г., пояснила о невозможности предоставления Технической документации, поскольку Техническая документация, согласно пункту 2.3 контракта на оказание услуг по инжинирингу, закупкам и управлению от 07.03.2013г. была передана по электронной почте напрямую генеральному проектировщику – Компании «В» (Казахстан) для разработки Рабочего проекта, что подтверждается актом приемки от 18.10.2016г.

Впоследствии Компанией «А» удалось получить у Компании «В» версию Технической документации, полученную ими по электронной почте от продавца, с которой было ознакомлено проверяющее лицо.

Позже, 06.01.2020г. проверяющими была запрошена проектно-сметная документация, разработанная на основании базовых данных в виде Технической документации, полученных от Компании «В», на что Компания «А» предоставило проверяющим доступ в помещение, где хранится вся документация по Рабочему проекту, что подтверждается письмом Компании «А» от 10.01.2020г. с подписью проверяющего лица.

Что касается технической документации, на которую проверяющие ссылаются в акте проверки, Компания «А» поясняет, что 23.01.2020г. актом приема-передачи документов на основании требования от 22.01.2020г. проверяющим лицам была представлена техническая документация по инвойсу от 01.12.2014г. В акте приема-передачи указано, что согласно инвойсу от 01.12.2014г. настоящая техническая документация выдана на оборудования (товары), указанные в пункте 4.1.2.1 и 4.1.13.1 контракта, а именно «Нагревательная печь» и «Гидравлические системы», о чем указано в столбце «Contract item» (Контрактная позиция) данного инвойса.

Компания «А» сообщает, что настоящая техническая документация, к которой в данном случае относятся - технический паспорт и инструкция по эксплуатации, в соответствии с пунктом 2.2 контракта, ввезена в комплекте к товару и не имеет отдельной стоимости. Также просит обратить внимание, что пункты 4.1.2.1 и 4.1.13.1 имеют быть место лишь в Приложение В к контракту. Соответственно, выводы проверяющих, указанные в акте проверки о том, что данные документы относятся к Технической документации в рамках оказываемых инжиниринговых услуг, ошибочны, так как по своему назначению данные документы не имеют никакого отношения к Инжиниринговым услугам.

Иных подтверждающих фактов о получении Компанией «А» от продавца Технической документации на бумажном носителе или ином информационном носители в акте проверки не приведено. То есть данное обстоятельство указывает на то, что Компания «А» документы на бумажном носителе или ином информационном носители, предоставляемые в рамках Инжиниринговых услуг, не получало.

Также Компания «А» поясняет, что предмет контракта состоит из трех компонентов: Инжиниринговые услуги, Товары и Услуги по управлению, каждый из которых имеет отдельную стоимость.

Инжиниринговые услуги связаны с подготовкой проектных документов для строительства завода на территории Республики Казахстана.

В результате оказания Инжиниринговых услуг подготовлена Техническая документация для проектирования архитектурно-строительной части (в формате AutoCAD).

Техническая документация подлежит передаче по каналу электронной связи или курьером (только по требованию заказчика) и такая передача подтверждается трехсторонним актом приемки инжиниринговых услуг.

Компания «А» полагает, что с учетом положений Таможенного кодекса 2010 года при определении таможенной стоимости ввозимых «носителей информации» необходимо соблюдение следующих условий:

(i)      Носитель с записанной информацией должен быть ввезен на таможенную территорию, то есть должен пересечь таможенную границу в качестве товара;

(ii)     Информация, записанная на ввозимом носителе, должна быть предметом сделки;

(iii)    Стоимость сделки (по приобретению информации) должна быть достоверно подтверждена соответствующими документами.

По мнению Компании «А», включение стоимости «информации» в таможенную стоимость «носителей информации», ввозимых на таможенную территорию, предусмотрено таможенным законодательством Республики Казахстан только при соблюдении всех соответствующих условий. В первую очередь должен быть достоверно установлен факт ввоза определенных носителей с записанной на них информацией на таможенную территорию Республики Казахстан. Если факт ввоза не установлен, то обязательство по таможенному оформлению товаров не возникает. Соответственно, соблюдение второго и третьего условия в таком случае не имеет значения для целей определения таможенной стоимости «носителя информации».

Таможенное оформление поступающего по контракту оборудования производилось на основании Решения о классификации товара в несобранном виде от 14.05.2014г. и разрешения на декларирование товара в несобранном или разобранном виде по коду товара - 8455 21 000 9, как «Станы металлопрокатные и валки для них горячей прокатки или комбинированные станы горячей и холодной прокатки: прочие».

В Приложении к Решению от 14.05.2014г. приведен перечень комплектных частей (59 позиций), ввозимых для установки прокатного стана, с указанием, в том числе, цены товара. Данный перечень комплектных частей не включает Техническую документацию, подготовленную в результате оказания Инжиниринговых услуг.

При рассмотрении заявления о принятии решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде, Техническая документация не была включена в перечень компонентов товара, соответственно Техническая документация не должна декларироваться в составе товаров, ввозимых на основании Решения от 14.05.2014г., классифицированных по коду ТН ВЭД - 8455 21 000 9.

Компания «А» обращает внимание на то, что оплачен НДС (код КБК 105 104) за инжиниринговые услуги, оказываемые нерезидентом. Оплата суммы НДС была произведена платежным поручением от 18.05.2017г. и отражена в «Декларации по налогу на добавленную стоимость» ф.300.00 во 2-м квартале 2017 года.

Касательно классификации лабиринтного кольца, лабиринтного уплотнения, кольца для валка черновой клети и рабочего кольца Компания «А» также выражает свое несогласие с вынесенными таможенным органом решениями по классификации товаров от 03.02.2020г.

Компания «А» поясняет, что все вышеуказанные товары являются неотъемлемыми частями и специально предназначенными исключительно для поставленного производственного оборудования и должны классифицироваться по прямому назначению, а не по материалу изготовления как было выявлено в ходе проверки.

Полученные товары, указанные в решениях от 03.02.2020г. являются частью прокатного стана, поставленного и собранного в единственном экземпляре, не имеющего аналогов в мире, все запасные части которого являются уникальными и не могут использоваться на другом оборудовании.

На основании вышеизложенного, Компания «А» просит отменить уведомление о результатах проверки от 24.06.2020г.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 393 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Евразийского экономического союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) находятся на таможенной территории Евразийского экономического союза с нарушением таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

Относительно не декларирования технической документации.

В рассматриваемом случае Компанией «А» заключен трехсторонний контракт от 07.03.2013г. с Компанией «S» (Италия) и Компанией «С» (Республика Казахстан) на оказание услуг по инжинирингу, закупкам и управлению.

В соответствии с Контрактом Компания «А», как Заказчик, приняло решение о сооружении нового завода.

Компании «S» и «С», как Подрядчики, заявляют и гарантируют, что они обладают проверенными ноу-хау, технологией и знаниями в области проектирования, инжиниринга, изготовления, поставки и надзора в соответствии с условиями контракта.

Предметом настоящего контракта является выполнение Подрядчиком инжиниринговых услуг и подготовка Технической документации для Установки, как предусмотрено в Приложении F. Поставка товаров для Установки и доставка их на Строительную площадку в полном соответствии с техническими характеристиками и комплектностью, как установлено в Приложении В раздел 4 к данному контракту, а также все необходимое и требуемое программное обеспечение для эксплуатации и ремонта Установки в соответствии с Приложением В.

Техническую проектную документацию Подрядчик обязуется поставить по надлежащему каналу электронной связи или с помощью курьера (по требованию Заказчика), а также товары поставить на условиях DAP Инкотермс 2010 на Строительную площадку.

Офшорная стоимость контракта, подлежащая оплате в пользу Компании «S» (Италия), включает:

- стоимость Инжиниринговых услуг в размере 1,5 млн. Евро;

- стоимость товаров в размере 79,5 млн. Евро;

- стоимость офшорных услуг по управлению в размере 220,0 тыс. Евро.

В рамках данного контракта ввоз и декларирование товаров производилось в соответствии с Решением по классификации товара в несобранном виде от 14.05.2014г. и разрешением таможенного органа на декларирование товара в несобранном или разобранном виде от 19.05.2014г.

Декларирование товаров для Установки в несобранном или разобранном виде завершено подачей полной ДТ от 18.11.2015г. Ставка ввозной таможенной пошлины - 0%, НДС уплачен методом зачета.

В дальнейшем после выпуска товаров таможенным органом в отношении Компании «А» проведена таможенная проверка на предмет соблюдения норм таможенного законодательства Республики Казахстан за проверяемый период.

По результатам проверки таможенный орган считает, что Компания «А» вместе с оборудованием фактически осуществило ввоз технической проектной документации, которое не было задекларировано в общеустановленном порядке. Подтверждением факта пересечения таможенной границы для таможенного органа послужили инвойсы от 01.12.2014г. и от 22.12.2014г., а также оприходование технической документации как ТМЗ (товарно-материальные запасы) по карточке счета за 01.12.2014 – 05.12.2019гг. на общую сумму 1,5 млн. Евро.

При этом Компания «А» считает, что настоящая техническая документация выдана на оборудование (товары), указанные в пункте 4.1.2.1 и 4.1.13.1 контракта, а именно технический паспорт и инструкция по эксплуатации ввезена в комплекте к товару - «Нагревательная печь» и «Гидравлические системы» и не имеет отдельной стоимости. Соответственно, выводы проверяющих о том, что данные документы относятся к Технической документации в рамках оказываемых инжиниринговых услуг, ошибочны, так как по своему назначению данные документы не имеют никакого отношения к Инжиниринговым услугам.

Согласно статье 479 Кодекса уполномоченный орган при рассмотрении жалобы вправе назначить внеплановую выездную таможенную проверку.

Учитывая, что имеющихся в акте проверки от 24.06.2020г. сведений недостаточно для вынесения мотивированного решения, в ходе рассмотрения жалобы уполномоченным органом письмом от 02.12.2020г. назначена внеплановая выездная таможенная проверка Компании «А» за обжалуемый период.

По итогам проверки таможенным органом вынесен акт таможенной проверки от 17.06.2021г.

Из акта таможенной проверки от 17.06.2021г. (далее – акт дополнительной проверки) следует следующее.

По инвойсу от 01.12.2014г. Компанией «А» кроме частей прокатного стана ввезена техническая документация. При перемещении товаров через таможенную границу Украины была оформлена транзитная декларация. В указанной транзитной декларации в графе 44 указан инвойс от 01.12.2014г., а под товаром №5 заявлен товар – «креслення для архiтектурних цiлей» (чертежи для архитектурных целей) по коду ТН ВЭД – 4906 00 000 0, вес брутто - 588 кг и нетто – 388 кг. Перемещение товаров осуществлялось на автомашине. 20 позиций соответствуют пункту 4.1.2.1 (4.1.2 Нагревательная печь с шагающими балками) и 1 позиция соответствует пункту 4.1.13.1 (Гидравлические системы) Приложения В к контракту.

По инвойсу от 22.12.2014г. ввезена техническая документация, соответствующая позиции 4.1.2.1 (4.1.2 Нагревательная печь с шагающими балками) Приложения В к контракту. В транзитной декларации Российской Федерации в графе 44 указан инвойс от 22.12.2014г., под товаром №9 заявлен товар – «планы, чертежи для различных целей, представляющие собой оригиналы» по коду ТН ВЭД - 4906 00 000 0, вес брутто - 25 кг, ввезенные на автомашине.

По инвойсу от 22.12.2014г. ввезена техническая документация, соответствующая позиции 4.1.8.1 (Документация к предохранительному затвору и затвору для удаления заусенцев) Приложения В к контракту. В транзитной декларации Российской Федерации в графе 44 указан инвойс от 22.12.2014г., под товаром №9 и №10 заявлены товары – «планы, чертежи для различных целей, представляющие собой оригиналы» по коду ТН ВЭД - 4906 00 000 0, весом брутто – 25,1 кг и 0,040 кг, ввезенные на автомашине.

По инвойсу от 21.08.2014г. ввезена техническая документация - руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию (38 файлов) и документация по монтажу (35 файлов) водоочистных сооружений, соответствующая позиции 4.3.1 (Установка водоподготовки) Приложения В к контракту. В транзитной декларации Республики Беларусь в графе 44 указан инвойс от 21.08.2014г., под товаром №33 заявлен товар – «монтажная документация, инструкция обслуживания» по коду ТН ВЭД - 4901 99 000 0, весом брутто – 571,714 кг, ввезенные на автомашине.

Среди хранящихся в архиве документов проверяющими была отобрана документация, ввезенная в Республику Казахстан на автомашине по инвойсу от 01.12.2014г., касающаяся технической документации, относящейся по инвойсу к пунктам 4.1.2.1 и 4.1.13.1 Приложения В нагревательной печи. По инвойсу вес брутто документации составляет 588 кг. Документация, ввезенная на автомашинах по инвойсу от 21.08.2014г., касающаяся технической документации, относящейся по инвойсу к пункту 4.3.1 Приложения В для системы водоподготовки, весом брутто - 571,714кг. Указанные документы, имеющие прямое отношение к установке, были фактически перемещены через таможенную границу без таможенного декларирования.

В ходе таможенной проверки таможенный орган, руководствуясь статьей 466 Кодекса, принял решение о назначении таможенной экспертизы (далее - Решение №1). В Решении №1 перед таможенным экспертом были поставлены следующие вопросы:

1) Относится ли документация, поступившая в рамках контракта от 07.03.2013г. по инвойсам от 01.12.2014г., от 22.12.2014г. и от 21.08.2014г., к технической документации (49 группы по ТН ВЭД ЕАЭС)?

2) Относится ли вся документация, перечисленная в Приложении В к контракту от 07.03.2013г., к технической документации (49 группы по ТН ВЭД ЕАЭС)?

По ходатайству таможенного органа таможенная экспертиза проведена с выездом на объект проверяемого лица. Таможенному эксперту был обеспечен доступ к архиву, где были отобраны документы для проведения таможенной экспертизы.

С сопроводительным письмом ЦТЛ от 26.04.2021г. в таможенный орган поступило заключение таможенного эксперта от 26.04.2021г., вынесенное на основании Решения №1, в котором таможенным экспертом сделаны следующие выводы:

1. Документация, поступившая в рамках контракта от 07.03.2013г. по инвойсам от 01.12.2014г., от 22.12.2014г. и от 21.08.2014г., по виду, форме и содержанию относится к технической документации (49 группы по ТН ВЭД ЕАЭС).

2. Вся документация, перечисленная в Приложении В к контракту от 07.03.2013г., по виду, форме и содержанию относится к технической документации (49 группы по ТН ВЭД ЕАЭС).

При проведении таможенной экспертизы Компанией «А» было подано ходатайство от 14.04.2021г. о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту. На основании пункта 2 статьи 473 Кодекса ходатайство проверяемого лица было удовлетворено путем принятия решения о проведении дополнительной таможенной экспертизы. Таможенным органом было принято решение о назначении таможенной экспертизы (далее - Решение №3), которое было направлено в ЦТЛ письмом от 21.04.2021г.

В Решении №3 перед таможенным экспертом был поставлен дополнительный вопрос:

3) Относится ли документация, поступившая в рамках контракта от 07.03.2013г. по инвойсам от 01.12.2014г., от 22.12.2014г. и от 21.08.2014г., к результатам инжиниринговых услуг – технической документации в соответствии со списком, как предусмотрено в Приложении F к контракту от 07.03.2013г.?

В исследовательской части для ответа на дополнительно поставленный вопрос таможенным экспертом, в том числе были использованы результаты первичной таможенной экспертизы от 26.04.2021г.

По результатам проведенной дополнительной таможенной экспертизы в выводах заключения таможенного эксперта от 04.05.2021г. по дополнительному вопросу указано, что:

3. Документацию, поступившую в рамках контракта от 07.03.2013г. по инвойсам от 01.12.2014г., от 22.12.2014г. и от 21.08.2014г., следует отнести к результатам инжиниринговых услуг в соответствии с Приложением F к контракту от 07.03.2013г.

Тем самым, проверяющие лица дополнительной проверки считают, что приведенная в предыдущем акте проверки техническая документация, прибывшая на автомашинах по инвойсам от 01.12.2014г., от 22.12.2014г. и от 21.08.2014г., относится к инжиниринговым услугам и с учетом заключений ЦТЛ подлежит таможенному декларированию в соответствии со статьей 277 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», действовавшего на момент ввоза товаров.

Относительно классификации товаров – «лабиринтное кольцо», «клеймовочная головка в сборе», «кольцо для валка черновой клети» и «рабочее кольцо».

В рассматриваемом случае Компания «А» импортировало на территорию Республики Казахстан прочие части к металлопрокатным станам и валкам с заявлением кода ТН ВЭД – 8455 90 000 0, как «Станы металлопрокатные и валки для них: - части прочие» (ставка пошлины – 0%).

Так, по ДТ:

- от 01.06.2016г. (контракт от 04.12.2015г.) ввезен товар – «лабиринтное кольцо» в количестве – 12 шт.;

- от 06.04.2016г. (контракт от 04.12.2015г.) ввезен товар – «лабиринтное кольцо» и «кольцо для валка черновой клети» в количестве – 28 и 20 шт.;

- от 11.10.2018г. (контракт от 23.10.2017г.) ввезен товар – «лабиринтное кольцо» в количестве – 8 шт.;

- от 20.04.2018г. (контракт от 21.07.2017г.) ввезен товар – «рабочее кольцо, правильного ролика» в количестве – 8 шт.;

- от 11.07.2019г. (контракт от 24.10.2018г.) ввезен товар – «клеймовочная головка в сборе» в количестве – 1 шт.

Лабиринтное кольцо представляет собой бесконтактное уплотнение вала в виде зазора сложной извилистой формы. Уплотняющее действие основывается на удлинении пути уплотнения благодаря попеременному расположению колец на валу в неподвижном корпусе.

Кольцо предназначено для валка черновой клети, диаметр – 375мм, ширина – 50мм, вес – 14кг. Место установки – черновая клеть прокатного стана.

Лабиринтное кольцо предназначено для фиксации уплотнений. Материал – сталь, наружный диаметр – 350мм, внутренний диаметр – 250мм.

Рабочее кольцо предназначено для исправления кривизны рельса в горизонтальной ролико-правильной машине прокатного стана. Место установки - ролико-правильная машина, материал изготовления – сталь, наружный диаметр – 750мм, внутренний диаметр – 440мм, ширина – 165мм.

Клеймовочная головка в сборе является основной частью клеймовочной машины непрерывного действия для нанесения маркировки на железнодорожные рельсы в автоматическом режиме при их движении по рольгангу прокатного стана. Клеймовочная головка в сборе представляет собой клеймовочный диск с электро- и гидроприводами. Вертикальное движение диска осуществляется двумя гидравлическими цилиндрами: один цилиндр для предварительного позиционирования, а другой для клеймения. Вращение диска производится сервоприводом переменного тока. На окружности клеймовочного диска расположены клейма, а внутри кассета для быстрой смены буквы рельса. Место установки - клеймовочная машина.

Кроме того, необходимо отметить, что вышеуказанные запасные части поставлялись отдельно от оборудования, для которых они были предназначены.

В целях единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенные органы, декларанты или иные лица могут использовать:

1) пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее – Пояснения к ТН ВЭД);

2) компендиум классификационных мнений Комитета по Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации;

3) электронную базу предварительных решений о классификации товаров уполномоченного органа;

4) разъяснения о классификации отдельных видов товаров Комиссии и уполномоченного органа.

Согласно общим положениям к разделу XVI ТН ВЭД, относящиеся к классификации частей, части, пригодные для использования исключительно или главным образом в конкретных машинах или аппаратах (включая машины и аппараты товарной позиции 8479 или 8543) или в группах машин или аппаратов той же товарной позиции, включаются в ту же товарную позицию, что и машины или аппараты, кроме исключений, указанных в пункте 1 примечаний к данному разделу, а также частей, для которых выделены самостоятельные товарные позиции.

Однако вышеприведенное положение, касающееся классификации частей, не относится к частям товаров, включенных в товарную позицию 8484 (прокладки и т.п.), 8544 (изолированные провода), 8545 (угольные электроды), 8546 (изоляторы) или 8547 (трубки для электропроводки); в общем такие части классифицируются в соответствующих материалу группах.

Вместе с тем согласно пояснениям к товарной позиции 7326 ТН ВЭД в данную товарную позицию включаются все изделия из черных металлов, полученные ковкой или вырубкой, резкой или штамповкой или другими способами, такими как гибка, сборка, сварка, обточка, вальцовка или перфорация, кроме изделий, включенных в предыдущие товарные позиции данной группы или оговоренных в примечании 1 к разделу XV, или включенных в группу 82 или 83, или более конкретно поименованных в других товарных позициях ТН ВЭД.

Из акта дополнительной проверки следует, что товары - «лабиринтное кольцо», «кольцо для валка черновой клети» и «рабочее кольцо, правильного ролика» необходимо рассматривать в качестве запасных частей, и нельзя считать их неотделимыми частями оборудования, так как они являются сменными частями и изготавливаются по чертежам, указанным в спецификациях и приложениях к контрактам, что подтверждает их предназначение для прокатного стана.

На основании изложенного, рассматриваемые товары - «лабиринтное кольцо», «кольцо для валка черновой клети» и «рабочее кольцо, правильного ролика» в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД, исходя из текста товарной подсубпозиции и для юридических целей, классифицируются в товарной позиции ТН ВЭД – 7326, как «Изделия прочие из черных металлов:», а товар - «клеймовочная головка в сборе» в товарной позиции ТН ВЭД – 8466, как «Части и принадлежности, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8456 - 8465, включая приспособления для крепления инструмента или деталей, самораскрывающиеся резьбонарезные головки, делительные головки и другие специальные приспособления к оборудованию; приспособления для крепления рабочих инструментов для всех типов ручных инструментов:».

Таким образом, по результатам дополнительной проверки подтверждены доводы, указанные в акте таможенной проверки от 24.06.2020г., относительно не декларирования ввезенной технической документации, являющейся результатами инжиниринговых услуг, и неверной классификации запасных частей прокатного стана.

Принимая во внимание вышеизложенное, начисление таможенных платежей и налогов по результатам таможенной проверки таможенного органа является правомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны правомерными.