Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Возврат НДС, отказ в возврате в связи с непредставлением товаросопроводительных накладных (СМГС)

430

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Z» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК, о превышении НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «Z» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты НДС, подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.04.2019г. по 30.09.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК в сумме 109 714,0 тыс.тенге, о превышении НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 1 226 712,6 тыс.тенге.

Компания «Z», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части не подтверждения к возврату превышения НДС в сумме 321 223,4 тыс.тенге и при этом приводит следующие доводы.

Компания «Z» считает, что имеет право на зачет НДС по экспорту товара с территории РК на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в соответствии Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс), Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение №18 к Договору Евразийского экономического союза).

В соответствии с Договором о ЕАЭС от 29.05.2014г., в рамках Таможенного союза осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля. По Решению от 07.02.2018г. №25 Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) фактический вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС подтверждается электронным подтверждением. При этом Евразийский Межправительственный Совет установил, что с 1 марта 2021 года при совершении таможенных операций в электронном виде дополнительно отметки таможенных органов в транспортных, коммерческих, иных документах на бумажном носителе не проставляются, за исключением установленных случаев.

В таможенном законодательстве ЕАЭС и РК отсутствуют требования о проставлении на товаросопроводительных документах отметок таможенных органов при перемещении товаров внутри государств-участников ЕАЭС, что также подтверждается разъяснительным письмом от 28.08.2019г. Комитета государственных доходов МФ РК.

В жалобе отмечено, что к налоговой проверке были предоставлены копии документов, подтверждающих перемещение товаров с территории РК на территорию другого государства члена ЕАЭС, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары. Товаросопроводительные документы, предоставленные к налоговой проверке, соответствовали требованиям статьи 447 Налогового кодекса.

В соответствии с Соглашением о Международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) перевозка груза оформляется накладной единого образца, по которому отправителю после заключения договора перевозки выдается дубликат накладной, который не сопровождает груз до станции назначения и не имеет силы оригинала накладной. Оригинал накладной и остальные листы накладной не предназначены для отправителя.

Как следует из акта налоговой проверки, в копиях дубликатах накладных (для отправителя) по отгрузке товаров отсутствует подтверждение о перемещении экспортируемых товаров (печати, штампы о получении/пересечении границы РК), в связи с чем по результатам проверки предъявленная сумма превышения НДС в размере 321 223,4 тыс.тенге не подтверждена к возврату.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 5 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, в таможенной процедуре экспорта.

В случае экспорта товаров с территории РК на территорию государства-члена ЕАЭС при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения из документов, указанных в статье 447 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей, договоры (контракты) на изготовление товаров;

2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронной форме);

3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

В случае экспорта товаров по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;

4) подтверждение уполномоченного государственного органа в области охраны прав интеллектуальной собственности о праве на объект интеллектуальной собственности, а также его стоимости - в случае экспорта объекта интеллектуальной собственности.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 443 Налогового кодекса установлено, что для целей главы 50 Налогового кодекса под товаросопроводительными документами понимаются: международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, накладная единого образца, багажная ведомость, почтовая ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и иные документы, используемые при перемещении отдельных видов подакцизных товаров, а также сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законами РК и международными договорами, участником которых является РК; счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, а также другие документы, подтверждающие сведения о товарах, в том числе стоимость товаров, и используемые в соответствии с международными договорами, участником которых является РК.

Следует отметить, пунктом 4 статьи 1 Налогового кодекса предусмотрено, что понятия гражданского и других отраслей законодательства РК, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства РК, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Так, в соответствии со статьей 7 Раздела II СМГС перевозка груза оформляется накладной единого образца.

Накладная является комплексным документом, состоящим из 6 пронумерованных листов и необходимого количества экземпляров листа накладной «Дорожная ведомость (дополнительный экземпляр)»:

1) лист №1 - оригинал накладной (получатель листа - Получатель);

2) лист №2 - дорожная ведомость (получатель листа - Перевозчик, выдающий груз Получателю);

3) лист №3 - лист выдачи груза (получатель листа - Перевозчик, выдающий груз Получателю);

4) лист №4 - дубликат накладной (получатель листа - Отправитель);

5) лист №5 - лист приема груза (получатель листа - Договорный перевозчик);

6) лист №6 - лист уведомления о прибытии груза (получатель листа - Получатель);

7) лист без номера - дорожная ведомость (дополнительный экземпляр) (получатель листа - Перевозчики)

Согласно статье 8 «Пояснение по заполнению накладной» СМГС во всех листах накладной содержится графа 27 «Дата прибытия», которая заполняется Перевозчиком путем проставления оттиска календарного штемпеля на станции назначения. В случае неприбытия груза проставляется отметка «Груз не прибыл» и проставляется оттиск штемпеля Перевозчика;

В рассматриваемом случае, из документов, приложенных к жалобе (договоры купли-продажи нефтепродуктов, дубликаты накладных (для отправителя), железнодорожные инвойсы, паспорта, иные документы), материалов,  предоставленных  работником,  проводившим  налоговую проверку, следует, что Компания «Z» (Продавец) осуществляла экспорт нефтепродуктов Покупателям по Договорам купли-продажи: от 01.10.2019г.; от 08.10.2019г.; от 29.10.2019г.; от 31.10.2019г.; от 05.11.2019г.; от 07.11.2019г.; от 11.11.2019г.; от 12.11.2019г.; от 25.11.2019г.; от 29.11.2019г.; от 05.12.2019г.; от 18.12.2019г.; от 25.12.2019г.; от 05.01.2020г.; от 30.01.2020г.; от 10.03.2020г.; от 27.04.2020г.; от 02.06.2020г.; от 05.06.2020г.; от 15.06.2020г.; от 18.06.2020г.; от 29.06.2020г.; от 30.06.2020г.; от 01.07.2020г.

По условиям указанных Договоров Покупатель обязан предоставить Продавцу копии железнодорожных накладных с отметкой станции назначения/ копии товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение товаром границы страны назначения.

В случае не представления Покупателем указанных документов Продавец вправе взыскать с Покупателя заранее оцененные убытки, в частности в размере суммы НДС.

Соответственно, из условий Договоров купли-продажи следует, что Покупатель обязан предоставит Продавцу (Компания «Z») копии железнодорожных накладных с отметкой на станции назначения.

Однако в приложенных к жалобе дубликатах накладных (для отправителя) по графе 27 «Дата прибытия» отсутствуют оттиски календарного штемпеля перевозчика на станции назначения.

Учитывая изложенное следует, что дубликаты накладных без отметок на станции назначения (для отправителя) не могут рассматриваться в качестве товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

Наряду с этим, из информации налогового органа следует, что Компанией «Z» к налоговой проверке по Договорам купли-продажи нефтепродуктов от 29.10.2019г. №0, от 07.11.2019г. №0, от 15.06.2020г. №0, от 30.06.2020г. №0, от 01.07.2020г. №0 не были предоставлены заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Компанией «Z» по указанным Договорам купли-продажи нефтепродуктов заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов также не приложены к жалобе.

В соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются: документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования; иные документы, имеющие отношение к делу.

Исходя из изложенного, следует, что результаты налоговой проверки по отказу к возврату превышения НДС в сумме 321 223,4 тыс.тенге, в связи с невыполнением условий, предусмотренных статьей 447 Налогового кодекса, являются обоснованными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Теги: НДС