Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, включение в доход сумм по непогашенным займов

330

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Z» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «Z» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2017г. по 04.09.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 76 720,0 тыс.тенге и пени 2 569,7 тыс.тенге

Компания «Z», не согласившись с выводами налогового органа о сумме начислении КПН, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Из жалобы Компании «Z» следует, что по результатам налоговой проверки необоснованно определен доход в виде безвозмездно полученного имущества в сумме 363 600,0 тыс.тенге, полученного Компанией «Z» в виде займов от физических лиц.

Компания «Z» указывает, что основанием для признание безвозмездного дохода, явилось отсутствие подписей в расходных кассовых ордерах, предоставленных Компанией «Z» в ходе проведения проверки, с целью подтверждения выплат по полученным займам.

Компания «Z» отмечает, что статьей 229 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. определены нормы относительно признания дохода от списания обязательств.

По мнению Компании «Z», нарушением требований налогового законодательства будут являться случаи, когда кредитором прекращено требование к налогоплательщику об исполнении обязательства или когда кредитором не востребована сумма займа у налогоплательщика. Отсутствие подписи не является доказательством отсутствия востребования суммы займа, при фактическом возврате займа. Такое обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами.

В частности, имеющиеся документы бухгалтерского учета, в том числе кассовая книга, расходные кассовые ордера, акты сверок взаимных расчетов, утвержденный ликвидационный баланс и прочее, подтверждают возврат сумм займов.

В свою очередь, Компания «Z» подтверждает, что в результате ошибки бухгалтера, в части расходных кассовых ордерах, действительно не имели подписи получателей денег.

Из акта налоговой проверки следует, что согласно статье 229 Налогового кодекса в совокупный годовой доход за 2020г. включена сумма дохода от списания обязательств.

Проверив доводы Компании «Z», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 190 Налогового кодекса налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, при этом, бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции.

В соответствии с подпунктами 5), 25) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доход от списания обязательств.

Подпунктом 2) пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса определено, что к доходу от списания обязательств относится размер не востребованного кредитором обязательства на дату представления ликвидационной налоговой отчетности при ликвидации налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.

Пунктами 1, 3 статьи 238 Налогового кодекса определено, что стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.

Для целей определения размера дохода, в виде безвозмездно полученного имущества стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, но не ниже стоимости, указанной в акте приема-передачи (при его наличии) такого имущества с учетом налога на добавленную стоимость, указанного в документах передающей стороны.

Согласно пункту 1 статьи 715 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК) по договору займа одна сторона (заимодатель) передает, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.

Таким образом, в случае, если сумма займа является возвратной, сумма полученного займа не признается доходом и в налоговых целях не подлежит включению в совокупный годовой доход получателя.

Вместе с тем, при наступлении случая, указанного в подпункте 2) пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса, сумма беспроцентного возвратного займа, по которому не исполнено обязательство по возврату, подлежит включению в совокупный годовой доход получателя займа.

При этом, исполнение налогового обязательства зависит от конкретных условий гражданско-правовых сделок и финансовых взаимоотношений между участниками сделок.

Необходимо указать, в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Компанией «Z» к жалобе приложены расходные кассовые ордера, кассовые документы. При этом, договоры займа, заключенные с физическими лицами с Компанией «Z», в качестве подтверждения доводов к жалобе не приложены.

Соответственно, информация о сумме займа, а также условия ее возврата в ходе рассмотрения жалобы отсутствует.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки сумма дохода от списания обязательств определена в размере 383 600,0 тыс.тенге, в связи с тем, что в 17 расходных кассовых ордерах, отсутствовало подтверждение о получение денежных средств (подпись и расшифровка подписи).

Следует отметить, согласно пунктам 15 и 16 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных Приказом Министра финансов РК от 31.03.2015г. №241 (далее - Правила) установлено, что к ведению бухгалтерской документации предъявляются требования: документальность, краткость и ясность записей, взаимный контроль записей. Операции отражаются в бухгалтерской документации с подкреплением оригиналами первичных документов.

Пунктами 38-48 Правил определено, выдача наличных денег из кассы производится по расходному кассовому ордеру (далее - расходный ордер), форма которого утверждена приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2012г. № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов» (далее – Приказ №562). Расходный ордер подписывается руководством субъекта, главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным руководством субъекта, и кассиром.

Все приходные и расходные ордера до передачи их в кассу регистрируются бухгалтерской службой в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, форма которого утверждена Приказом №562.

При выдаче денег отдельному лицу по расходному ордеру или платежной ведомости, форма которой утверждена Приказом 562, кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя (паспорт или удостоверение личности гражданина), записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан.

Получатель денег расписывается в расходном ордере или ведомости собственноручно чернилами (шариковой ручкой).

Выдача наличных денег лицам, не состоящим в списочном составе субъекта, производится по расходным ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.

Выдачу наличных денег кассир производит только лицу, указанному в расходном ордере или платежной ведомости. В расходных ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Расходные ордера или платежные ведомости не выдаются лицам, получающим наличные деньги.

При получении приходных и расходных ордеров или платежных ведомостей кассир проверяет:

1) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном ордере или платежной ведомости - разрешительной подписи руководства субъекта;

2) правильность оформления документов;

3) наличие перечисленных в документах приложений.

В случае несоблюдения хотя бы одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерскую службу для надлежащего оформления.

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи наличных денег по каждому ордеру или платежной ведомости. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток наличных денег в кассе и передает в бухгалтерскую службу отчет кассира (второй отрывной лист записей в кассовой книге за день) с приложением приходных и расходных кассовых документов под расписку в кассовой книге. Одновременно кассир сверяет остаток наличных денег в кассе с фактическим наличием денег.

Выдача наличных денег из кассы, без подписи получателя в расходном ордере или в платежной ведомости, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается.

Таким образом, подтверждением о выдачи наличных денег является обязательное соблюдения требований, установленных вышеуказанными Правилами.

На основании изложенного, увеличение совокупного годового дохода и соответствующее начисление КПН за соответствующий период по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах без изменения, а жалобу без удовлетворения.