Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, отнесение на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, отнесение на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «A» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налогу на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «A» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет с 01.01.2017г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление по КПН в сумме 9 176,0 тыс.тенге и пени в сумме 129,0 тыс.тенге, НДС в сумме 202,8 тыс.тенге, пени в сумме 46,3 тыс.тенге, уменьшение убытка в сумме 1 537 898,4 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части исключения из вычетов управленческих и общеадминистративных расходов.

Из жалобы следует, что Компания «A», являясь структурным подразделением Компании «AA», зарегистрирована в Республике Казахстан как постоянное учреждение головного офиса, в связи с чем, не согласна с исключением управленческих и общеадминистративных расходов головного офиса.

В жалобе отмечено, что Компания «A» отнесла на налоговые вычеты в декларации по КПН за 2017г. сумму управленческих и общеадминистративных расходов, понесенных материнской компанией. При этом размер таких вычитаемых расходов был определен Компанией «А» на основании пропорционального метода распределения расходов с соблюдением требований и норм Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г.:

1)      получен документ, подтверждающий статус налогового резидентства Компании для целей 2017г.;

2)      предоставлены копии собственной финансовой отчетности за 2017 г. и финансовой отчетности АО за 2017 г., с требуемыми законодательно расшифровками управленческих и общеадминистративных расходов;

3)      предоставлены копии аудиторского отчета независимого аудитора по результатам аудита финансовой отчетности за 2017 г.;

4)      исчислен размер управленческих и общеадминистративных расходов головного офиса, относимых на вычеты, пропорциональным методом, с использованием следующего расчетного показателя: соотношение суммы совокупного годового дохода Компания «A» за 2017 г. к общей сумме совокупного годового дохода предприятия в целом за 2017г.

По мнению Компании «A», данные действия демонстрируют и доказывают правомерность отнесения на вычеты рассматриваемых управленческих и общеадминистративных расходов головного офиса АО в размере 1 438 982,6 тыс.тенге в декларации по КПН за 2017г.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 198 Налогового кодекса от 10.12.2008г., если иное не установлено настоящей статьей и статьей 200 Налогового кодекса от 10.12.2008г., определение налогооблагаемого дохода, исчисление и уплата корпоративного подоходного налога с дохода юридического лица-нерезидента от осуществления деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение производятся в соответствии с положениями статьи 198 и статей 83-149 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

В соответствии с пунктом 5 статьи 198 Налогового кодекса от 10.12.2008г. на вычеты юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, относятся расходы, непосредственно связанные с получением доходов от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, независимо от того, понесены они в Республике Казахстан или за ее пределами, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Согласно пункту 3 статьи 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Расходы будущих периодов подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Следовательно, документально подтвержденные расходы постоянного учреждения юридического лица-нерезидента, связанные с деятельностью в Республике Казахстан, направленной на получение доходов, подлежат отнесению на вычеты в соответствии с положениями статей 100-149 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

Следует отметить, что пунктом 3 статьи 7 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Турция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, определено, что при определении прибыли постоянного учреждения допускаются вычеты расходов, предназначенные для целей постоянного учреждения, включая такие расходы, как управленческие и общеадминистративные в этом Государстве, в котором находится постоянное учреждение, либо в другом месте.

В соответствие с пунктом 1 статьи 208 Налогового кодекса от 10.12.2008г., в случае если положениями международного договора при определении налогооблагаемого дохода юридического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение допускается вычет управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента (далее - распределяемые расходы юридического лица-нерезидента), то сумма таких расходов определяется по одному из следующих методов:

1) методу пропорционального распределения расходов;

2) методу непосредственного (прямого) отнесения расходов на вычеты.

Для целей настоящей статьи и статей 209 - 211 Налогового кодекса от 10.12.2008г. распределяемыми расходами юридического лица-нерезидента признаются управленческие и общеадминистративные расходы юридического лица-нерезидента, связанные с осуществлением деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, фактически понесенные как в Республике Казахстан, так и за ее пределами.

Согласно пункту 4 статьи 208 Налогового кодекса от 10.12.2008г., распределяемые расходы юридического лица-нерезидента относятся на вычеты постоянным учреждением в Республике Казахстан только при соблюдении условий международного договора и наличии у него следующих подтверждающих документов:

1) документа, подтверждающего резидентство юридического лица-нерезидента, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 настоящего Кодекса;

2) копии финансовой отчетности постоянного учреждения в Республике Казахстан;

3) копии финансовой отчетности юридического лица-нерезидента, составленной в соответствии с требованиями законодательства государства, в котором создано и (или) резидентом которого является такое юридическое лицо, заверенной печатью юридического лица-нерезидента (при ее наличии), содержащей название, а также подписью руководителя.

При этом в финансовой отчетности, указанной в настоящем подпункте, должна быть выделена отдельной строкой общая сумма управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента;

4) расшифровки суммы управленческих и общеадминистративных расходов, указанной в финансовой отчетности, предусмотренной подпунктом 3) настоящего пункта, с выделением:

распределяемых расходов юридического лица-нерезидента по видам расходов;

управленческих и общеадминистративных расходов постоянного учреждения в Республике Казахстан;

5) копии аудиторского отчета по аудиту финансовой отчетности юридического лица-нерезидента (при осуществлении аудита финансовой отчетности такого лица).

В финансовых отчетностях, указанных в подпунктах 2) и 3) части первой настоящего пункта, в зависимости от выбранного способа определения расчетного показателя должны раскрываться следующие данные:

1) общая сумма совокупного годового дохода в целом;

2) общая сумма расходов по оплате труда персонала в целом;

3) первоначальная (текущая) и балансовая стоимости основных средств в целом.

В случае, если документы, указанные в настоящем пункте, составлены на иностранном языке, обязательно наличие перевода таких документов на казахский или русский язык, засвидетельствованного нотариусом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

При этом, необходимо отметить, что согласно пункту 6 статьи 208 Налогового кодекса от 10.12.2008г., в случае невыполнения требований, установленных настоящей статьей, распределяемые расходы юридического лица-нерезидента не принимаются на вычет постоянным учреждением в Республике Казахстан.

В рассматриваемом случае, из приложения 100.03 «Управленческие и общеадминистративные расходы нерезидента» к декларации по КПН (ф.100.00) за 2017г. (далее – приложение 100.03) следует, что применяемый метод отнесения расходов на вычеты - метод пропорционального распределения, совокупный годовой доход всего по компании 57 454 718,7 тыс.тенге, в том числе от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение в сумме 10 091 789,2 тыс.тенге, управленческие и общеадминистративные расходы в сумме 8 194 662,0 тыс.тенге, в том числе через постоянное учреждение в сумме 1 438 982, 6 тыс.тенге.

Следует указать, что в соответствие с подпунктами 1) и 2) пункта 5 статьи 179 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, иные документы, имеющие отношение к делу.

В данном случае, Компанией «A» в качестве подтверждения своих доводов к жалобе приложены: таблица «Центральный офис общие административные расходы за 2017г.», сводная таблица о финансовом состоянии №11517, апостиль, а также приложение 100.03.

Вместе с тем, в нарушение статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. и пункта 4 статьи 208 Налогового кодекса от 10.12.2008г. к жалобе не приложены:

-копии финансовой отчетности постоянного учреждения в Республике Казахстан;

-копии финансовой отчетности юридического лица-нерезидента, составленной в соответствии с требованиями законодательства государства, в котором создано и (или) резидентом которого является такое юридическое лицо, заверенной печатью юридического лица-нерезидента, содержащей название, а также подписью руководителя;

-копии аудиторского отчета по аудиту финансовой отчетности юридического лица-нерезидента и иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Компания основывает свои требования, иные документы, имеющие отношение к делу.

Как ранее было указано, что в случае невыполнения требований, установленных статьей 208 Налогового кодекса от 10.12.2008г., распределяемые расходы юридического лица-нерезидента не принимаются на вычет постоянным учреждением в Республике Казахстан.

При этом, относительно приложенных к жалобе таблицы «Центральный офис общие административные расходы за 2017г.», сводной таблицы о финансовом состоянии №11517 следует отметить.

В ходе рассмотрения жалобы налоговым органом представлена выдержка из аудиторского заключения от 29.03.2018г. Из данного аудиторского заключения следует, что согласно пункту 4 статьи 302 Закона иностранного государства о торговле порядок ведения журнала за период с 1 января по 31 декабря 2017г., сводные финансовые таблицы, а также положения Учредительного договора о бухгалтерской отчетности не соответствуют требованиям законодательства.

Следовательно, вышеуказанные документы, приложенные к жалобе, не могут обеспечить полную и достоверную информацию об управленческих и общеадминистративных расходов головного предприятия, соответственно, являться основанием для отнесения данных расходов на вычеты по методу пропорционального распределения согласно положениям налогового законодательства Республики Казахстан.

Учитывая вышеизложенное и в связи с непредставлением Компанией к жалобе документов, предусмотренных статьей 208 Налогового кодекса от 10.12.2008г., исключение из вычетов за 2017 год управленческих и общеадминистративных расходов и соответствующее уменьшение убытка по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку