Решение апелляционной комиссии МФ РК. НДПИ, определение средневзвешенной цены по ОПИ

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. НДПИ, определение средневзвешенной цены по ОПИ

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «М» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС), налога на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (НДПИ), об уменьшении убытка, не подлежащего уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная проверка Компании «М» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, поступлений в пенсионный фонд, поступлений социальных отчислений за период с 01.01.2014г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление от 23.12.2019г. о КПН в сумме 11 394,0 тыс.тенге и пени 3 418,2 тыс.тенге, НДС в сумме 145,8 тыс.тенге и пени 43,7 тыс.тенге, НДПИ в сумме 17 971,6 тыс.тенге и пени 5 391,5 тыс.тенге, об уменьшении убытка, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 27 232,5 тыс.тенге.

Компания «М», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисленных сумм НДПИ и при этом приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что по результатам налоговой проверки неверно определена средневзвешенная цена реализации общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) для исчисления НДПИ.

В соответствии с законодательством о недропользовании ОПИ используются в их естественном состоянии без качественного изменения минеральных форм полезных ископаемых, их агрегатно-фазового состояния, кристаллохимической структуры и не предусматривают переработку. Перечень ОПИ утвержден приказом от 31.03.2015г. №372 Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан (далее – МИИР РК)

Компанией «М» отмечено, что добыча песчано-гравийной смеси (ПГС), относящихся к ОПИ, осуществляется на основании Контрактов от 24.06.1996г., от 12.07.2005г.

Добытая ПГС в ходе производственного процесса частично подвергается технологическим процессам (дробление, измельчение, переработка), в результате чего образуется готовая продукция (щебень, мытые песок и отсев, отходы и прочее). Продукция имеет сертификаты на соответствие ГОСТам.

Кроме того, из письма от 13.12.2018г. Департамента геологии и недропользования следует, что сырье, полученное в процессе производственно-технологических процессов из ОПИ является продуктом производства (строительным материалом). Данная позиция отражена и в письме от 14.11.2018г. Институт геологических наук.

По мнению Компании «М», к объему добытых ОПИ относится объем добычи до их переработки и, соответственно средневзвешенная цена реализации подлежит определению от объёма реализованных ОПИ до их переработки, то есть от цены реализованного балласта.

Также в жалобе указано, что по результатам налоговой проверки нарушения не установлены по НДПИ за 1-4 кварталы 2018 года, тогда как ставки налога, установленные Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.), были снижены с 0,04 до 0,015 минимального расчетного показателя (МРП). При этом в период проведения налоговой проверки Компания «М» не имело возможности внести изменения и дополнения в налоговую отчетность.

Как следует из акта налоговой проверки, Компанией «М» в нарушение статьи 342 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс от 10.12.2008г.) занижена средневзвешенная цена реализации, исходя из которой определяется налоговая база для исчисления НДПИ. В связи с чем, по результатам проверки начислен налог в сумме 17 971,6 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии со статьей 340 Налогового кодекса от 10.12.2008г. объектом обложения является физический объем добытых недропользователем за налоговый период, в частности ОПИ.

Согласно пункту 1 статьи 341 Налогового кодекса от 10.12.2008г. налоговой базой для исчисления НДПИ на ОПИ является стоимость объема добытых недропользователем за налоговый период ОПИ.

При этом пунктом 2 статьи 341 Налогового кодекса от 10.12.2008г. установлено, что в целях исчисления НДПИ стоимость добытых недропользователем за налоговый период ОПИ определяется исходя из средневзвешенной цены их реализации, определяемой за налоговый период.

Средневзвешенная цена реализации применяется недропользователем ко всему объему добытых за налоговый период ОПИ и лечебных грязей, в том числе и объемам, переданным по производственной себестоимости добычи структурному подразделению в рамках одного юридического лица для последующей переработки и (или) использованным на собственные производственные нужды недропользователя, включая использование в качестве исходного сырья для производства товарной продукции.

Таким образом, налоговой базой для исчисления НДПИ является стоимость добытых ОПИ, определяемая исходя из средневзвешенной цены реализации ОПИ.

В рассматриваемом случае, Компания «М» согласно Контрактам на право недропользования на проведение добычи ПГС (от 24.06.1996г., от 12.07.2005г.) проводило добычу ПГС на месторождениях.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса от 10.12.2008г. понятия гражданского и других отраслей законодательства РК, используемые в Налоговом кодексе от 10.12.2008г., применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства РК, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом от 10.12.2008г.

Согласно пункту 3 статьи 307 Налогового кодекса от 10.12.2008г. в разделе 11 Налогового кодекса от 10.12.2008г. специальные понятия и термины имеют значения, определенные законодательством РК о недрах и недропользовании.

Так, подпунктами 48), 69) 79) статьи 1 Закона РК «О недрах и недропользовании» от 24.06.2010г. (далее - Закон о недрах) определено, что:

79) добыча - весь комплекс работ (операций), связанный с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность, а также из техногенных минеральных образований, являющихся государственной собственностью, включая первичную переработку и временное хранение минерального сырья;

69) первичная переработка (обогащение) минерального сырья - вид горнопромышленной деятельности, который включает сбор на месте, дробление или измельчение, классификацию (сортировку), брикетирование, агломерацию и обогащение физико-химическими методами (без качественного изменения минеральных форм полезных ископаемых, их агрегатно-фазового состояния, кристаллохимической структуры), а также может включать перерабатывающие технологии, являющиеся специальными видами работ по добыче полезных ископаемых (подземная газификация и выплавление, химическое и бактериальное выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений).

48) ОПИ - песок, глина, гравий и другие полезные ископаемые, используемые в их естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой для удовлетворения в основном местных хозяйственных нужд.

То есть, при переработке гравийно-песчаной смеси с выпуском продуктов (щебень, гравий, песок и т.п.) не происходит каких-либо изменений агрегатно-фазовых и кристаллохимических структур. В процессе переработки происходит классификация (разделение, сортировка) обломочного материала по их габаритности.

В данном случае, Компанией «М» добытые объемы ПГС подвергались частичной переработке (дробление, отсев и т.д.) при которой не происходит изменения агрегатно-фазовых и кристаллохимических структур самого минерального сырья. Соответственно согласно нормам Закона о недрах данный вид переработки подлежит отнесению к первичной переработке

Как было указано ранее, добыча представляет собой весь комплекс работ (операций), включая в том числе первичную переработку минерального сырья.

Учитывая изложенное, следует, что для исчисления НДПИ средневзвешенная цена реализации ОПИ подлежит определению исходя из цен и объемов реализации как ПГС (балласт), так и продукции ее первичной переработки (щебень, песок и т.п.).

Таким образом, результаты налоговой проверки по определению средневзвешенной цены реализации ОПИ исходя из цен реализации ПГС (балласт), а также продукции ее переработки (щебень, песок и т.п) и, соответственно начисление НДПИ, являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения. 

Рассказать друзьям:

Возврат к списку