Решение апелляционной комиссии МФ РК. Начисление КПН и НДС по сделкам, признанным фиктивными

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Начисление КПН и НДС по сделкам, признанным фиктивными


Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «С» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «С» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты КПН и НДС за период с 01.01.2015г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление. о начислении КПН в сумме 13 508,1 тыс.тенге, пени в сумме 4 407,3 тыс.тенге и НДС в сумме 8 433,1 тыс.тенге и пени в сумме 2 726,1 тыс.тенге.

Компания «С», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в полностью.

В жалобе указано, что по результатам проверки исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «Р».

Компания «С» считает, что отсутствие активов и наемных работников у Компании «Р» а также признание судом недействительным регистрации единственного его поставщика  Компании «А» не могут являться основанием для признания сделок недействительными.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «С» в нарушение статей 100, 256 и 257 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. отнесены на вычеты расходы и в зачет НДС по взаиморасчетам с Компанией «P».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура, в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса.

При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 263 Налогового кодекса.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, согласно акту налоговой проверки Компания «P» выставила в адрес Компании «С» счета-фактуры на общую сумму 77 603,6 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 8 314,6 тыс.тенге:

- в 4 квартале 2015 года на сумму 13 719,2 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 1 469,9 тыс.тенге;

- во 2, 3 и 4 кварталах 2016 года на сумму 60 806,3 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 6 514,9 тыс.тенге.

Согласно указанных счет-фактур Компания «P» поставила в адрес Компании «С» следующие строительные материалы – оконные блоки из ПХВ профилей, подоконные доски из ПВХ, отливы оцинкованные, откосные планки, пластиковые панели, утеплители «UPSA», керамический и силикатный кирпич, песок речной, бетон М100, раствор М50, раствор М100, двери металлические с утеплителем, замки нарезные, навесы, доводчики гидравлические, кронштейны, ворота металлические утепленные, брусы деревянные, доску половую, пиломатериалы, потолок подвесной, плитку керамическую, сухие смеси (шпаклевка), клей плиточный, цемент М500, шпаклевку Финиш и Ротбант, щебень, перегородки  из ПХВ профилей, светильники бактерицидные 2-х ламповые, светильники ДПО,  деревянные дверные блоки, водно-распределительное устройство, кабеля ВВГ 3*2,5.

Следует отметить, что согласно данным, отраженным  Компанией «P» в Декларациях по КПН за 2015 и 2016 годы ТМЗ на начало и конец налоговых периодов отсутствуют (строки 100.00.009 I и 100.00.009 II).

Приобретение ТМЗ в 2015 году и 2016 году составило, соответственно, сумму 416 145 ,0 тыс.тенге и сумму 793 464,5 тыс.тенге (строка 100.00.009 III А).

При этом, необходимо указать, что согласно приложений №8 к Декларациям по НДС за 4 квартал 2015 года и 2, 3 и 4 кварталах 2016 года  Компания «P» отражает единственного поставщика - Компанию «А», государственная регистрация  которого от 19.03.2015г. решением Специализированного межрайонного экономического суда от 30 июля 2018 года признана  недействительной.

Налоговым органом были проведены тематические проверки Компании «P» по вопросам исполнения налогового обязательства по КПН и НДС за период с 01.01.2015г. по 31.12.2017г.

Так, согласно акту проверки от 05.09.2019г. Компании «P» не имеет активов - имущества, земли, транспортных средств, складских помещений. Договоров на аренду складских помещений к проверке не были представлены.  Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200.00) за проверяемый период  представлялась за двоих работников.

По результатам тематической проверки уменьшены вычеты по КПН в 2015 году у Компании «P»  на сумму  124 476,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «А» и на эту же сумму уменьшен доход от реализации.

Аналогично, по результатам тематической проверки уменьшены вычеты в 2016 году на сумму  794 302,9  тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «А» и на эту же сумму уменьшен доход от реализации.

Таким образом, в ходе указанных тематических проверок Компании «P» установлено фактической отсутствие у предприятия ТМЗ и в этой связи невозможность их реализации покупателям, в том числе Компании «С».

Кроме того, следует отметить, что в счетах-фактурах, оформленных в адрес Компании «С» от Компании «P», не отражены сведения о пункте назначения поставляемых товаров, способе отправления, реквизиты товарно-транспортных накладных, в также номера и даты доверенностей на доставку товаров.

Кроме того, следует отметить, что согласно представленных в ходе проверки документов Компанией «С» приобретались у Компании «P» различные виды строительных материалов в большом объеме. При этом в выписанных Компанией «Р» 23 счетах-фактурах не отражены сведения о пункте назначения поставляемых товаров, способе отправления, реквизиты товарно-транспортных накладных, в также номера и даты доверенностей на доставку товаров. В 16 счетах-фактурах отражены только номера и даты товарно-транспортных накладных.

В соответствии с пунктом 12 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан №826 от 18.07.2011г. (далее - Правила), грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Согласно пунктам 14, 15 Правил товарно-транспортная накладная на автомобильную перевозку грузов составляется грузоотправителем с заполнением следующих реквизитов: наименование грузополучателя, наименование груза, количество, вес перевозимого груза, способ определения веса, род упаковки, способ погрузки и разгрузки, время подачи автотранспортного средства под погрузку и время окончания погрузки, время простоя.

При этом, прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью перевозчика во всех экземплярах товарно-транспортной накладной. Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания предъявленных к перевозке грузов. Второй, третий и четвертый экземпляры грузоотправителем вручаются перевозчику. Второй экземпляр перевозчиком сдается грузополучателю и предназначается для оприходования полученных грузов. Третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика. Третий экземпляр прилагается к счету за перевозку и служит основанием для расчета с грузоотправителем (грузополучателем), а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы.

Следовательно, товарно-транспортные накладные являются одним из основных документов, на основании которых производится списание груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем, при этом, второй экземпляр товарно-транспортной накладной перевозчиком сдается грузополучателю – в данном случае Компании «С».

В рассматриваемом случае,  как в ходе проведения проверки, так и в ходе рассмотрения жалобы товарно-транспортные накладные, подтверждающих перевозку строительных материалов предоставлены не были.

Таким образом, предоставленные к проверке документы, оформленные Компанией «P» не могут являться подтверждением фактически понесенных затрат Компанией «С», связанных с деятельностью, направленной на получение дохода. В представленных документах не указаны сведения о грузоотправителе, о грузополучателе, сведения о транспортных средствах, посредством которых были оказаны транспортные услуги, адрес доставки строительных товаров, место оказания услуг, соответственно, не могут являться адекватным подкреплением бухгалтерских записей в части приобретения товаров.

Вышеизложенные факты (отсутствие активов, транспортных средств наемных работников, приобретение строительных товаров от единственного поставщика, регистрация которого судом признана недействительной, отсутствие товарно-транспортных накладных на перевозку ТМЗ) свидетельствуют о фиктивности взаиморасчетов Компании «С» с Компанией «P» и невозможности осуществления им поставки строительных материалов.

На основании изложенного, исключение расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «P» по результатам налоговой проверки на основании статей 100, 256 и 257 Налогового кодекса и соответствующее начисление КПН и НДС, является правомерным.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа в части исключения из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «Р» и соответствующее начисление КПН и НДС обоснованными.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку