Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, НДС - исключение из вычетов сумм амортизации по ФА, полученным по фиктивным документам

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, НДС - исключение из вычетов сумм амортизации по ФА, полученным по фиктивным документам



Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «С» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «С» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты КПН и НДС за период с 01.01.2014г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 2 619,4 тыс.тенге, пени в сумме 38,5 тыс.тенге и НДС в сумме 13 820,4 тыс.тенге и пени в сумме 1 466,9 тыс.тенге.

Компания «С», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в полностью.

В жалобе указано, что основным видом предпринимательской деятельности предприятия является изготовление прицепов.

В этой связи Компанией «С» заключен договор с Компанией «К» на оказание консультационных услуг потенциальным клиентам по вопросам возможности приобретения прицепов, так как Компания «С» напрямую заинтересована в расширении клиентской базы покупателей.

Далее, в жалобе указано, что за указанные услуги Компанией «С» было оплачено 1 966,1 тыс.тенге, которые отнесены на вычеты в соответствии с нормами налогового законодательства, поскольку эти расходы напрямую связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Компания «С» считает, что оснований, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстана, для исключения расходов по сделке с Компанией «К», у налогового органа не имелось. Субъективное мнение проверяющего о наличии или отсутствии экономической целесообразности в заключение указанной сделки не является законным основанием для исключения из вычетов расходов и НДС по ним из зачета

Также в жалобе отмечено, что в ходе проведения проверки представлены все первичные бухгалтерские документы, подтверждающие понесенные расходы по взаиморасчетам с Компанией «К»

Относительно взаиморасчетов с Компанией «В» в жалобе указано, что согласно договору подряда от 30.01.2018г. Компания «В» осуществила строительство дробильно-сортировочного комплекса на сумму 127 024,0 тыс.тенге, что подтверждается актом сдачи-приемки работ от 31.05.2018г.

Строительно-монтажные работы осуществлялись Компанией «В» в соответствии с проектной документацией, которая была представлена к налоговой проверке, однако наличие и предъявление этого документа не отражено в Акте налоговой проверки и не принято во внимание проверяющим.

Также в жалобе отмечено, что в ходе проведения проверки представлены все первичные бухгалтерские документы (договора, счет-фактуры, акты выполненных работ), подтверждающие понесенные расходы по взаиморасчетам с Компанией «В».

Компания «С» указывает, что основаниями для исключения расходов из вычетов и НДС по ним из зачета послужило предоставление поставщиками Компанией «В» налоговой отчетности с нулевыми показателями.

После проведения проверки Компания «В» предоставило справку о наличии работников строительных профессий и техники, договора аренды специальной техники и счеты-фактуры за аренду техники, заключенные Компанией «В» со своими контрагентами.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «С» в нарушении статей 100, 256 и 257 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. отнесены на вычеты в 2015 году расходы и в зачет НДС по взаиморасчетам с Компания «К» и в нарушении статей 242, 400 и 402 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. отнесены на вычеты по фиксированным активам в 2018 году расходы и в зачет НДС по взаиморасчетам с Компанией «С».

Проверив доводы Компании «C», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -5) данного пункта.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура, в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса.

При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 263 Налогового кодекса.

Согласно пункту 8 статьи 263 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, заверяется: для юридических лиц - подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать.

Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Аналогичные нормы содержит также Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, согласно акту налоговой проверки Компании «С» исключены из вычетов расходы и НДС по ним из зачета по взаиморасчетам за 2015 год с Компанией «К» и за 2018 год с Компанией «В».

Относительно взаиморасчетов с Компания «К».

Компанией «С» отнесены на вычет расходы и НДС по ним в зачет по счет-фактуре №90 от 30.07.2015г., выставленной Компанией «К» за агентское вознаграждение по Договору поставки №7 от 01.07.2015г.

В соответствии с вышеуказанным Договором Компания «К» оказывает консультационные услуги клиентам Компания «С» по вопросам возможности приобретения товаров (прицепов).  

Согласно пункту 2 главы 5 Методических рекомендаций по проведению налоговых проверок налогоплательщиков (Особенная часть), утвержденных Приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан №248 от 24.06.2011г. при отнесении на вычеты консультационных, дизайнерских, инжиниринговых и прочих услуг и работ необходимо проверить наличие договора на оказание услуг, счетов-фактур, актов выполненных работ. Данные услуги, работы могут быть отнесены на вычеты при условии, что предоставляемые услуги связаны с текущей производственной деятельностью и реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг), то есть данные расходы понесены для целей получения СГД.

Как следует из пояснений должностного лица, проводившего налоговую проверку, Компания «С» осуществляет производство кузовов и прицепов на автомобили марки «Shacman», крупноузловая сборка которых в свою очередь производится Компанией «Р».

Соответственно, покупателем (клиентом) по приобретению продукции (кузовов) Компании «С» является только предприятие, производящее автомобили марки «Shacman».

Далее в пояснении указано, что согласно первичных бухгалтерских документов в 2015 году единственным покупателем (клиентом) Компании «С» по приобретению кузовов было Компания «Р».

На официальном сайте Компании «Р» указано, что на мощностях предприятия выпускаются тракторы марки «Беларусь», грузовые автомобили марки «Shacman», грузовые автомобили повышенной проходимости марки «Урал» различной модификации.

Вместе с тем, на официальном сайте Компании «С» указано, что Компания «С», начиная с 2013 года занимается обеспечением потребности в самосвальных кузовах автомобильных марок «Shacman» и «Урал» для Компании «Р».

В рассматриваемом случае, договор оказания услуг с Компаней «К» был заключен Компанией «С» 01.07.2015г. и 30.07.2015г. был подписан акт выполненных работ и выставлена счет-фактура за агентское вознаграждение за прицепы самосвальные в количестве 14 штук.

По представленному журналу cчетов-фактур за период с 01.07.2015 по 30.07.2015 (с момента заключения договора до выписки счет-фактуры) была осуществлена реализация готовой продукции и выставлены счета-фактуры на общую сумму 117 790,6 тыс.тенге, в том числе в адрес Компании «В» на сумму 116 096,0 тыс.тенге  или (98,5%).

Таким образом, за период оказания консультационных услуг Компанией «К», основная реализация Компанией «С» осуществлена в адрес Компании «P», которая является единственным покупателем кузовной продукции.

Следовательно, документы, выставленные Компания «К» в адрес Компании «С» за оказанные консультационные услуги, не могут служить  основанием для их отнесения на вычеты и в зачет по НДС, так как  данные услуги, не связаны с текущей производственной деятельностью Компании «С» и реализацией продукции, то есть данные расходы понесены не для целей получения СГД и не использованы в целях облагаемого оборота.

На основании изложенного, исключение по результатам проверки из вычетов расходов и из зачета НДС по консультационным услугам по взаиморасчетам с Компанией «К» на основании статей 100 и 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г. и соответствующее начисление КПН и НДС, является обоснованным.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа в указанной части правомерными.

Относительно взаиморасчетов с Компания «В»

По результатам проверки уменьшены вычеты по амортизационным отчислениям на сумму 11 341,4 тыс.тенге по фиксированному активу «дробильно-сортировочный комплекс», построенного в 2018 году подрядчиком Компанией «В» и исключен НДС из зачета за 2 квартал 2018 года в сумме 13 609,7 тыс.тенге.

Компания «С» в подтверждении своих доводов к жалобе прикладывает копию договора подряда №3 от 30.01.2018г., заключенного с Компанией «В», копии счет-фактур – №7 от 03.04.2018г. на сумму 31 756,0 тыс.тенге, №8 от 26.04.2018г. на сумму 31 756,0 тыс.тенге, №10 от 21.05.2018г. на сумму 31 756,0 тыс.тенге, №12 от 21.05.2018г. на сумму 31 756,0 тыс.тенге и копии актов выполненных работ (оказанных услуг) №7 от 03.04.2018г., №8 от 26.04.2018г., №10 от 21.05.2018г., №12 от 21.05.2018г.

В рассматриваемом случае, следует отметить, что в соответствии с Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 2 мая 2012 года № 170 (далее - Приказ 170) утверждена справка о стоимости выполненных работ и затрат. Данная форма применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и заполняется на основании данных акта приемки выполненных работ. Справка составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, «другие подрядные работы», и представляется генподрядчиком заказчику (застройщику), субподрядчиком генподрядчику. В данной форме справки отражаются дополнительно затраты по приобретению материалов, использованных для строительства объекта.

Также, согласно вышеуказанного приказа предусмотрены форма акта приемки выполненных объемов работ и форма акта приемки выполненных работ, в которых отражаются общестроительные работы с перечислением прямых затрат, включающих в себя стоимость: материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также прочих затрат, включающих в себя накладные расходы в виде заработной платы и расчета трудоемкости.

Согласно договору подряда №3 от 30.01.2018г. Компания «В» принимает на себя обязательства по выполнению в соответствии с проектной документацией работ по строительству дробильно-сортировочного комплекса. Форма оплаты – безналичная.

Приказом 170 предусмотрено, что Справка о стоимости выполненных работ и затрат применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и заполняется на основании данных акта приемки выполненных работ. Заполняется в двух экземплярах. Первый экземпляр - для подрядчика, второй - для заказчика (застройщика, генподрядчика). Стоимость работ и затрат в справке отражается в фактических ценах текущего года, по которым осуществляются расчеты заказчика с подрядчиком, независимо от того, составлена смета в сметных, текущих или прогнозных ценах.

В рассматриваемом случае, у Компании «С» отсутствуют справка о стоимости выполненных работ и затрат, акты приемки выполненных работ, а также акты приемки-передачи объектов, подтверждающие выполнение работ по строительству.

Необходимо указать, что представленные Компанией «С» Акты выполненных работ (оказанных услуг) не соответствуют формам, утвержденных Приказом 170 и содержат только общую стоимость строительно-монтажных работ, без наименования классификации работ.

Аналогично, представленный Акт сдачи-приемки работ от 21.05.2018г., также не соответствует установленной в строительстве форме, и не содержит информации о заработной плате рабочих-строителей, стоимости эксплуатации машин, в том числе заработная плата машинистов, стоимости накладных расходов.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1.2 указанного Договора Подрядчик (Компания «В») самостоятельно за свой счет приобретает необходимые материалы для производства работ.

Согласно сметной документации (Сводная ресурсная ведомость по локальной смете №2-1-1) и пояснительной записки, представленной в ходе проведения проверки на строительство дробильно-сортировочного комплекса были израсходованы материалы по сметной стоимости на сумму 11 670,2 тыс.тенге (щебень, бетон, стойки железобетонные).

Также, согласно сметного расчета стоимости строительства сметная заработная плата составляет сумму 14 739,7 тыс.тенге и нормативная трудоемкость 14 680,0 тыс. чел-ч.

При этом фонд заработной платы Компания «В» в период строительства составил 1 446,0 тыс.тенге, количество наемных работников 19 человек. (ф.200.00 за 2 квартал 2018г.).

Кроме того, согласно сводной ресурсной ведомости по локальной смете №2-1-1 «Общестроительные работы» предусмотрено использование следующий специальной техники: бульдозеры 59кВт, экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу 0,5 куб.м., машины бурильно-крановые с глубиной бурения 3,5м на автомобиле, краны на автомобильном ходу (до 10 тонн), краны на гусеничном ходу (до 16тонн, до 40 тонн), краны на железнодорожном ходу (до 80 тонн), краны мостовые электрические, автомобили бортовые, трактора на гусеничном ходу и пневмоколесном ходу.

Согласно Генерального плана в составе дробильно-сортировочного комплекса предусмотрены административные здания модульного тип (блок-контейнеры) – весовая, гардеробная, КПП, мастерская и т.п., в строительстве которых используются сэндвич-панели, битум, утеплитель, профлист.

При анализе форм налоговой отчетности Компании «В» из ИС СОНО установлено следующее:

- в форме 100.00 остаток ТМЦ на начало 2018 года отсутствует;

-  в форме 100.00 фиксированные активы (машины и оборудование) не отражены;

- в форме 700.00 грузовые и специальные транспортные средства не отражены;

- в форме 300.08 за 2 квартал 2018г. отражено приобретение ТМЦ, работ, услуг на сумму оборота 158 830,7 тыс.тенге, в том числе Компания «Т» на сумму 91470,3 тыс.тенге и Компания «М» на сумму 64 082,0 тыс.тенге.

Всего по указанным поставщикам удельный вес приобретенных ТМЦ, работ, услуг за 2 квартал 2018 года составил 98%.

Компанией «С» к жалобе также приложены копии Договора аренды спецтехники от 12.04.2018г., заключенного между Компанией «В» и Компанией «Т» и Договора на оказание услуг специальной техники от 27.04.2018г., заключенного между Компанией «В» и Компанией «М».

Согласно регистрационных данных информационной системе ИНИС основными видами деятельности (код ОКЭД) являются:

- Компания «Т» - Деятельность агентов, специализирующихся на торговле отдельными видами товаров или группами товаров, не включенными в другие группировки;

- Компания «М» - Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации в торговых объектах с торговой площадью более 2000 кв.м (2000 кв.м и выше), включая оптово-продовольственные распределительные центры.

Вместе с тем следует указать, что Декларацию по КПН за 2018 год (ф.100.00) и Декларацию по налогу на имущество, земельному и транспортному налогу за 2018 год (ф.700.00) Компания «Т» и Компания «М» не предоставляли.

Декларации по ИПН и социальному налогу (ф.200.00) за 2 квартал 2018г. указанными предприятиями предоставлены с нулевыми показателями, то есть отсутствуют наемные работники.

Декларация по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2018 года также предоставлены с нулевыми показателями, то есть обороты по реализации в адрес Компании «В» не отражены.

Компания «Т» снята с регистрационного учета по НДС с 22.11.2018г. в связи с отсутствием его по юридическому адресу (акт налогового обследования от 16.10.2018г.).

Компания «М» снята с регистрационного учета по НДС с 24.11.2018г. в связи с отсутствием его по юридическому адресу (акт налогового обследования от 12.10.2018г.).

Согласно данных ИС ИНИС руководитель Компании «Т» одновременно являлся учредителем Компания «М». Кроме того оба указанных предприятия находится по одному юридическому адресу.

Следует отметить, что пунктами 4 и 18 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан №4 от 29 июня 2017 года «О судебной практике применения налогового законодательства» предусмотрено, что для целей настоящего постановления о недействительности сделки могут свидетельствовать, в том числе, подтвержденные доказательствами доводы органа государственных доходов о невозможности реального осуществления налогоплательщиком операций в силу отсутствия соответствующих активов, зданий, транспортных средств, материальных и трудовых ресурсов, об отсутствии экономического смысла учтенных операций.   

В качестве оснований для начисления сумм, помимо вступившего в законную силу решения суда о признании недействительной регистрации либо перерегистрации контрагента налогоплательщика, указываются обстоятельства, свидетельствующие о недействительности финансово-хозяйственных операций между этими лицами.

Согласно пункту 2 статьи 8 Налогового кодекса от 25.12.2017г. не допускается извлечение налогоплательщиком (налоговым агентом) выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей.

Таким образом, предоставленные к проверке документы, оформленные от Компании «С», не могут обеспечить адекватного подтверждения осуществления хозяйственных операций и соответственно подтвердить фактические затраты по приобретению Компанией «С» строительно-монтажных работ от указанного контрагента.

Вышеизложенные факты (отсутствие активов, транспортных средств, специальной строительной техники) свидетельствуют о фиктивности взаиморасчетов Компании «С» с Компанией «В» и невозможности осуществления им строительно-монтажных работ.

Вместе с тем, следует отметить, что согласно нормам статьи 238 Налогового кодекса от 25.12.2017г. стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.

Доход в виде безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, признается в налоговом периоде, в котором такое имущество получено, работы выполнены, услуги оказаны.

Для целей определения размера дохода в виде безвозмездно полученного имущества стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, Компанией «С» в бухгалтерском учете рассматриваемый актив (дробильно-сортировочный комплекс) признан в бухгалтерском учете в качестве основных средств и отражен в налоговом учете в 1 группе фиксированных активов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Налогового кодекса от 25.12.2017г. стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

Соответственно, исчисление по данному активу амортизационных отчислений является правомерным.

Таким образом, результаты налоговой проверки по уменьшению вычетов по фиксированным активам на сумму 11341,4 тыс.тенге по фиксированному активу «дробильно-сортировочный комплекс» на основании статьи 271 Налогового кодекса от 25.12.2017г. является необоснованным. При этом, исключение НДС из зачета за 2 квартал 2018 года в сумме 13 609,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «В» без наличия соответствующих документов, подтверждающих факт приобретения строительно-монтажных работ, связанных с получением облагаемого оборота, является правомерным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления КПН в связи с исключением из вычетов по фиксированным активам амортизационных отчислений по дробильно-сортировочному комплексу, остальной части оставить без изменения


Рассказать друзьям:

Возврат к списку