Решение апелляционной комиссии МФ РК. НДС за нерезидента по управленческим услугам

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. НДС за нерезидента по управленческим услугам

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «P» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2014г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК: 105104 Налог на добавленную стоимость за нерезидента в сумме налога 28 462,2 тыс.тенге и пени 8 578,7 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 871 657,6 тыс.тенге.

Компания «P», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 230,241,237 Налогового кодекса, а также 373, 379, 382 Налогового кодекса от 25.12.2017г. Товариществом не отражен оборот, облагаемый НДС, при приобретении управленческих услуг от нерезидента SIA «L» (Латвия) по договору №01/100802/55A (L103/10/10В) от 02 августа 2010 года за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2018 года в размере 20 163,5 тыс.тенге. По мнению налогового органа, исполнители услуг физические лица - нерезиденты осуществляли въезд в Республику Казахстан «для осуществления трудовой деятельности».

С данным выводом налогового органа Компания «P» не согласна из-за того, что управленческие услуги определяются подпунктом 5) пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса, согласно которому, местом реализации работ, услуг признается место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности лица, выполняющего работы, оказывающего услуги, не предусмотренные подпунктами 1) - 4) настоящего пункта и пунктом 4 настоящей статьи.

Компания «P» считает, что при исчислении НДС за нерезидента Налоговый кодекс четко определяет место оказания услуг. Как было отражено выше, управленческие услуги не включены в подпункты 1) - 4) пункта 2 статьи 236 Налогового Кодекса, следовательно, попадают под действие подпункта 5) пункта 2 статьи 236 Налогового Кодекса.

По утверждению Компании «P», указанные в акте налоговой проверки лица приезжали в Казахстан с другими целями. Физические лица – c нерезидентами приезжали в Казахстан с другими целями являются представителями единственного участника (учредителя) ТОО «LА» - иностранного инвестора «KZ AC» (Нидерланды). Инвестиции в сельское хозяйство Казахстана являются пилотным проектом данного инвестора и указанные лица приезжают в Казахстан от имени и по его поручению для осуществления контроля инвестиций.

Кроме того, Компания «P» считает необоснованной указанную в акте цель въезда - «для осуществления трудовой деятельности» указанных лиц в Республику Казахстан и поясняет, что с 01.01.2017г. граждане Латвии могут посещать Казахстан в безвизовом режиме, до этого периода указанные лица приезжали в РК по деловой визе D3, которая не подразумевает осуществление трудовой деятельности.

Таким образом, Компания «P» делает вывод, что в силу императивной нормы подпункта 5) пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса факт приезда физических лиц в Республику Казахстан не может служить доказательством оказания услуг на территории Республики Казахстан. Исполнитель - юридическое лицо-нерезидент оказывал управленческие услуги по месту своей деятельности на территории иностранного государства, то есть, в Латвии, у него никогда не было и не имеется учетной регистрации на территории Республики Казахстан, ни один из работников нерезидента не состоял на учете в налоговых органах Республики Казахстан в качестве индивидуального предпринимателя.

Проверив доводы Компания «P», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость: по приобретению работ, услуг от нерезидента в случае, установленном статьей 241 настоящего Кодекса.

Согласно пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 1 статьи 373 Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. №120-VI ЗРК.

В соответствии со статьей 232 Налогового кодекса необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг:

1) освобожденный от НДС в соответствии с Налоговым кодексом;

2) местом реализации которого не является Республика Казахстан.

Если иное не установлено данной статьей, место реализации товаров, работ, услуг определяется в соответствии со статьей 236 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса если иное не предусмотрено настоящей статьей, датой совершения оборота по реализации товара является: в остальных случаях - дата подписания поставщиком (продавцом) и получателем (покупателем), являющимися сторонами договора, документа, подтверждающего факт передачи такого товара, оформленного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно статьи 382 Налогового кодекса от 25.12.2017г. размер оборота по приобретению работ, услуг от нерезидента определяется исходя из стоимости приобретения работ, услуг, указанных в пункте 1 статьи 373 настоящего Кодекса, включая корпоративный или индивидуальный подоходный налог, подлежащий удержанию у источника выплаты. При этом стоимость приобретения определяется на основании:

акта выполненных работ, оказанных услуг;

при отсутствии акта выполненных работ, оказанных услуг - иного документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг.

В рассматриваемом случае, между Компанией «P» (Заказчик) и SIA «L» (Латвия) (Исполнитель) заключен договор №01/100802/55АL103/10/10В от 2 августа 2010 года (далее – Договор) на оказание управленческих услуг.

Согласно пунктов 2.4. и 2.7. Договора Исполнитель осуществляет выполнение услуг лично, при помощи своей рабочей силы. Для обеспечения выполнения услуг исполнитель по своему усмотрению привлекать третьих лиц. При этом, данные персоны вправе прибывать к заказчику в Казахстан, в целях непосредственного сбора внутренних информационных сведений о деятельности заказчика, оперирование которыми впоследствии исполнителю по месту его нахождения (Латвия) более качественно и полно оказать заказчику услуги.

Выполненные услуги ежемесячно фиксируются в акте приема-передачи, который после обоюдного подписания сторонами становится неотъемлемой частью данного Договора.

Пункт 2.4. Договора Дополнительным соглашением №1 от 30.12.2011г. к Договору был изменен и гласит, что стороны определяют представителями Исполнителя, оговоренными в пункте 2.4. данного Договора являются: физические лица-нерезиденты.

В ходе проверки поскольку указанные лица согласно базы данных «Беркут» за проверяемый период осуществляли въезд (выезд) в Республику Казахстан, для осуществления трудовой деятельности, было определено местом реализации была определена Республика Казахстан.

Подпунктами 1) – 4) пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса предусмотрено, что местом реализации работ, услуг признается место:

1) нахождения недвижимого имущества, если работы, услуги связаны непосредственно с этим имуществом.

Местом нахождения недвижимого имущества признается место государственной регистрации прав на недвижимое имущество или место фактического нахождения - в случае отсутствия обязательства по государственной регистрации такого имущества.

В целях настоящей статьи недвижимым имуществом признаются здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также трубопроводы, линии электропередачи, космические объекты, предприятие как имущественный комплекс. При этом в целях настоящей статьи имущество, не отнесенное в настоящем подпункте к недвижимому имуществу, признается движимым имуществом;

2) фактического осуществления работ, услуг, если они связаны с движимым имуществом.

К таким работам, услугам относятся: монтаж, сборка, ремонт, техническое обслуживание;

3) фактического оказания услуг, если такие услуги относятся к услугам в сфере культуры, развлечений, науки, искусства, образования, физической культуры или спорта.

В целях настоящего подпункта к услугам в сфере развлечений относятся услуги развлекательно-досугового назначения, которые оказываются в развлекательных заведениях (игорные заведения, ночные клубы, кафе-бары, рестораны, интернет-кафе, компьютерные, бильярдные, боулинг-клубы и кинотеатры, иные здания, помещения, сооружения);

4) осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг.

Если иное не предусмотрено настоящим подпунктом, местом осуществления предпринимательской или другой деятельности покупателя работ, услуг считается территория Республики Казахстан в случае присутствия покупателя работ, услуг на территории Республики Казахстан на основе государственной (учетной) регистрации в органах юстиции или на основе постановки на регистрационный учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае если покупателем работ, услуг является нерезидент, а получателем является его филиал или представительство, учетная регистрация которых произведена в органах юстиции Республики Казахстан, то местом реализации признается Республика Казахстан.

Положения настоящего подпункта применяются в отношении следующих работ, услуг: передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности;

консультационные, аудиторские, инжиниринговые, дизайнерские, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, адвокатские, рекламные услуги, а также услуги по предоставлению и (или) обработке информации, кроме распространения продукции средства массовой информации, а также предоставления доступа к массовой информации, размещенной на интернет-ресурсе;

предоставление персонала;

сдача в имущественный найм (аренду) движимого имущества (кроме транспортных средств);

услуги агента по приобретению товаров, работ, услуг, а также привлечению от имени основного участника договора (контракта) лиц для осуществления услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

услуги связи;

согласие ограничить или прекратить предпринимательскую деятельность за вознаграждение;

услуги радио и телевизионные услуги;

услуги по предоставлению в аренду и (или) пользование грузовых вагонов и контейнеров.

Однако, следует отметить, что  подпунктом 5) пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса предусмотрено, что местом реализации работ, услуг признается место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности лица, выполняющего работы, оказывающего услуги, не предусмотренные подпунктами 1) - 4) данного пункта и пунктом 4 данной статьи.

Местом осуществления предпринимательской или другой деятельности лица, выполняющего работы, оказывающего услуги, не предусмотренные подпунктами 1) - 4) настоящего пункта, считается территория Республики Казахстан в случае присутствия такого лица на территории Республики Казахстан на основе государственной (учетной) регистрации в органах юстиции или на основе постановки на регистрационный учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 1 статьи 378 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Таким образом, поскольку юридическое лицо-нерезидент SIA «L» (Латвия), не имеет государственной (учетной) регистрации в органах юстиции или на основе постановки на регистрационный учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя, то местом реализации услуг, не предусмотренных подпунктами 1) - 4) пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса, признается место осуществления предпринимательской или другой деятельности лица, оказывающего услуги, то есть Республика Латвия.

Таким образом, стоимость оказанных управленческих услуг не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, соответственно начисление НДС за нерезидента по результатам налоговой проверки является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление в части начисления НДС за нерезидента SIA «L», в остальной части оставить без изменения.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку