Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, расхождение между СГД и облагаемым оборотом (косвенный метод)

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, расхождение между СГД и облагаемым оборотом (косвенный метод)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «D» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц-резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2017г. по 31.09.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 6822,1 тыс.тенге и пени 1221,5 тыс.тенге, налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 2630,3 тыс.тенге и пени в сумме 827,3 тыс.тенге.

Компания «D», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить начисление КПН.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение пункта 1 статьи 85 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г., пункта 1 статьи 227 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) Компанией «D»  за 2017-2018гг. занижен доход от реализации товаров (работ, услуг), в связи с чем, произведено начисление КПН за указанные налоговые периоды.

С данным выводом налогового органа Компания «D» не согласна и отмечает, что разница между совокупным годовым доходом (далее-СГД) и облагаемым оборотом по НДС за 2017-2018гг. произошла в результате непредставления Компанией «D» в ходе проверки пояснения.

Так, из жалобы следует, что за 2017г. доход составил 84 575,9 тыс.тенге, облагаемый оборот по НДС составил 85 296,7 тыс.тенге, расхождение на сумму 720,8 тыс.тенге, в том числе: прочие доходы (вознаграждения по депозитным счетам) в сумме 172,1 тыс.тенге, соответственно разница суммы между доходом и облагаемым оборотом составила 84 403,8 тыс.тенге (84 575,9 -172,1). Разница между СГД (84403,8) и облагаемым оборотом (85296,7) в сумме 892,9 тыс.тенге образовалась в результате продажи грузового транспортного средства.  

Далее, относительно 2018г. Компания «D» отмечает, что СГД составил 83021,3 тыс.тенге, облагаемый оборот по НДС составил 92782,0 тыс.тенге, расхождение на сумму 9760,7 тыс.тенге. Данное расхождение образовалось в результате ошибочного отражения оборота по реализации, облагаемого НДС во 2 квартале 2018г. в размере 3000,0 тыс.тенге, так, при переносе из приложения 300.07 к ф.300.00 декларации по НДС за 2 квартал 2018г. в строку 300.00.001 перенесена ошибочно сумма 3000,0 тыс.тенге, соответственно вместо суммы 29969,8 тыс.тенге образовалась сумма 26969,8 тыс.тенге

Проверив доводы Компании «D», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе доход от реализации.

Доходом от реализации, согласно пункту 1 статьи 86 Налогового кодекса является стоимость реализованных товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 87-98 настоящего Кодекса, а также доходов, указанных в пункте 2 статьи 111 настоящего Кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 111 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании. В стоимость реализованных товаров, работ, услуг не включаются суммы налога на добавленную стоимость и акциза.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 639 Налогового кодекса оценка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, осуществляется на основании информации, полученной из налоговой отчетности и (или) первичных учетных документов, а также из других источников.

Аналогичные требования предусмотрены пунктами 1 статьи 226, 227, пунктами 3 статьи 160 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

В рассматриваемом случае из акта проверки и из представленной информации проверяющего специалиста следует, что Компанией «D» в декларациях по КПН за 2017-2018гг. не полностью отражен доход.

При этом отмечено, что в ходе проверки Компанией «D» выставлено требование о предоставлении документов, документы представлены только за 2017г., в связи с чем, Компании «D» вновь выставлено требование о предоставлении бухгалтерских документов за весь период проверки, но Компанией «D» документы так и не были представлены.

Соответственно, налоговая проверка произведена на основании представленных документов (налоговая отчетность за 2017г., счет-фактуры за 2017г., договоры за 2017г.).

Как было отмечено ранее, в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе доход от реализации.

В рассматриваемом случае, доход от реализации в декларации по КПН за 2017г. составил сумму 84 403,8 тыс.тенге (строка 100.00.001), в декларациях по НДС за 1-4 кварталы 2017г. оборот, облагаемый НДС составил сумму 85 296,7 тыс.тенге, разница составила сумму 892,9 тыс.тенге. Вместе с тем, в приложении (ф.100.02) «вычеты по фиксированным активам» к дополнительной декларации по КПН за 2017г. в строке 100.02.003 «стоимость выбывших фиксированных активов» указана сумма 892,9 тыс.тенге.

Данная сумма, по утверждению предприятия, образовалась в результате продажи грузового транспортного средства, при этом как к проверке, так и к жалобе документы, удостоверяющие и подтверждающие реализацию грузового автотранспорта, не приложены.

Следует отметить, что в соответствие с подпунктами 1) и 2) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако, в нарушение вышеуказанной нормы Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе не приложены копии первичных документов (счета-фактуры, бухгалтерские документы, карточки счета по доходным и расходным счетам, платежные поручения и другие документы), подтверждающие реализацию основного средства (грузового автотранспорта). Соответственно, доводы Компании «D» в указанной части являются несостоятельными.

Относительно увеличения совокупного годового дохода за 2018г. на сумму 9 760,7 тыс.тенге следует отметить, что согласно статьи 161 Налогового кодекса, если в ходе проведения налоговой проверки налогоплательщиком (налоговым агентом) не представлены все или часть документов, необходимых для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налогоплательщику (налоговому агенту) в обязательном порядке вручается требование налогового органа о представлении или восстановлении указанных документов, а также извещение о приостановлении налоговой проверки.

Требование налогового органа подлежит исполнению в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения требования налогоплательщику (налоговому агенту).

Налогоплательщик (налоговый агент), не представивший по требованию налогового органа документы, необходимые для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, обязан письменно объяснить причины непредставления указанных документов.

В рассматриваемом случае, в ходе проверки Компании «D» от 28.01.2020г. и 24.06.2020г. выставлены требования о предоставлении документов за проверяемый период, однако документы за 2018г. не представлены. В этой связи налоговая проверка за 2018г. произведена косвенным методом в соответствии со статьями 160-163 Налогового кодекса.

Пунктом 9 статьи 163 Налогового кодекса определено, что сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, определенных налоговыми органами на основе косвенных методов, сопоставляются с соответствующими данными, указанными налогоплательщиком (налоговым агентом) в формах налоговой отчетности, и иными представленными в налоговые органы отчетами.

При этом, согласно 11 статьи 163 Налогового кодекса в случае, если сумма дохода, заявленная налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговой отчетности, превышает сумму дохода, выявленную из других (дополнительных) источников информации, при проверке принимается сумма дохода, указанная в налоговой отчетности.

В рассматриваемом случае, согласно данным декларации по НДС за 1 – 4 кварталы 2018г. оборот по реализации составил в сумме 92 782,0 тыс.тенге, при этом, доход от реализации в декларации по КПН (ф.100.00) за 2018г. Компанией «D» отражен в сумме 83 021,3 тыс.тенге, соответственно по результатам налоговой проверки установлено расхождение в сумме 9 760,7 тыс.тенге.

Следовательно, увеличение совокупного годового дохода по результатам налоговой проверки на сумму 9 760,7 тыс.тенге является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку