Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН , исключение из вычетов сумм амортизации по ФА

300

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении суммы о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организации нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «А» с 01.01.2014г. по 31.12.2018г. по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки о сумме о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организации нефтяного сектора (КПН) в сумме 11 384,8 тыс.тенге, пени 998,4 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 182,9 тыс.тенге, о уменьшении налога на транспортные средства с юридических лиц в сумме 89,1 тыс.тенге, налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сумме 1 027,3 тыс.тенге, о сумме уменьшенного убытка, неподлежащего уплате в бюджет в размере 4 994,3 тыс.тенге.

Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части исключения из вычетов сумм фиксированных активов по амортизационным отчислениям за 2018г. и начисления КПН и при этом приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что в декларации по КПН за 2018 год Компанией «А» неверно указана сумма стоимостного баланса на начало налогового периода в результате сумма амортизационных отчислений была начислена некорректно. Данные обстоятельства были сообщены в ходе проверки, однако расчеты Компании «А» с изменениями не приняты во внимание проверяющим лицом.

При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 271 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) Компания «А» считает, что сумма амортизационных отчислений по фиксированным активам за 2018г. должно фактически составлять 101 415,9 тыс.тенге.

Как следует из акта налоговой проверки, Компанией «А» в нарушение пункта 1 статьи 267, 271 Налогового кодекса неверно определена сумма стоимостного баланса на начало 2018г. в результате сумма амортизационных отчислений завышена на 34 872,2 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Налогового кодекса стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

Пунктом 2 указанной статьи Налогового кодекса предусмотрено, что амортизационные отчисления по каждой подгруппе, группе определяются путем применения указанных в налоговом регистре по определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующим расходам по фиксированным активам норм амортизации, которые не должны превышать предельные нормы, установленные настоящим пунктом, к стоимостному балансу подгруппы, группы на конец налогового периода.

При этом, по I группе (Здания, сооружения, за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств) предусмотрено 10% предельной нормы амортизации;

- по II группе (Машины и оборудование, за исключением машин и оборудования нефтегазодобычи, а также компьютеров и оборудования для обработки информации) предусмотрено 25 % предельной нормы амортизации;

-  по III группе (Компьютеры, программное обеспечение и оборудование для обработки информации) предусмотрено 40 % предельной нормы амортизации;

- по IV группе (Фиксированные активы, не включенные в другие группы, в том числе нефтяные, газовые скважины, передаточные устройства, машины и оборудование нефтегазодобычи) предусмотрено 15 % предельной нормы амортизации.

Таким образом, амортизационные отчисления определяются путем применения норм амортизации по каждой группе (подгруппе) стоимостных балансов групп, указанных в налоговом регистре.

В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Налогового кодекса налоговым регистром является документ налогоплательщика (налогового агента), содержащий сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также о полученных деньгах и (или) имуществе от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, а также о расходовании указанных денег и (или) иного имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Налогового кодекса.

Налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета, указанных в пункте 5 статьи 190 Налогового кодекса.

Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №388 утверждена форма налогового регистра (приложение №2) по определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующим расходам по фиксированным активам.

В ходе налоговой проверки Компании «А» были вручены требования налогового органа о предоставлении в срок до 23.05.2019г., до 11.11.2019г. необходимых документов, в том числе налоговых регистров по определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующим расходам по фиксированным активам, однако, как следует из акта проверки, налоговые регистры по определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов Компанией «А» к проверке не были представлены.

Необходимо отметить, что в разделе 6 Учет основных средства и нематериальных активов учетной политики, представленной Компанией «А» к налоговой проверке, указано, что стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством начисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

При этом, четко установленных норм амортизации для каждой группы фиксированных активов в Учетной политике Компании «А» не предусмотрено.

В письме, направленном Компанией «А» в ходе проверки в налоговый орган, а также в жалобе на уведомление о результатах проверки Компания «А» указывает, что им неверно определен стоимостной баланс групп на начало 2018г., поскольку из стоимости не исключена сумма амортизации, исчисленная за 2017г., тем самым, стоимостной баланс групп завышен на 134 219,9 тыс.тенге.

Следовательно, по мнению Компании «А», стоимостной баланс групп должен составлять 403 999,3 тыс.тенге,

Данная сумма также подтверждена налоговой проверкой, в том числе:

- I группа в сумме 16 416,3 тыс.тенге;

- II группа в сумме 361 927,4 тыс.тенге;

- III группа в сумме 14 740,8 тыс.тенге;

- IV группа в сумме 10 914,8 тыс.тенге.

При этом в ходе проверки были пересчитаны суммы амортизации и стоимостной баланс групп на конец 2018г. Так, по результатам проверки установлено следующее:

По I группе фиксированных активов

По данным декларации по КПН за 2018г. стоимостной баланс I группы на конец периода определен в сумме 18 240,4 тыс.тенге, поступление и выбытие по данной группе ФА не производилось, при этом сумма амортизации определена Компанией «А» в размере 14 348,0 тыс.тенге.

По данным проверки стоимостной баланс I группы на конец налогового периода определен в сумме 16 416,3 тыс.тенге (поступление, выбытие отсутствует), соответственно сумма амортизации составила 1 641,6 тыс.тенге (16 416,3*10%, где 10% - предельная норма для I группы).

Соответственно, расхождение по начисленной амортизации по I группе с данными Компании «А» составило 12 706,3 тыс.тенге (14 348,0-1 641,6).

По II группе фиксированных активов

По данным декларации по КПН за 2018г. стоимостной баланс II группы на конец налогового периода определен в сумме 489 115,4 тыс.тенге (482 569,9 (стоимость ФА на начало) + 23 800,0 (поступление ФА) - 17 254,4 (выбытие ФА)), при этом сумма амортизации определена Компанией «А» в размере 89 622,5 тыс.тенге или 18,32%, что не превышает предельной нормы для II группы (25%).

По данным проверки стоимостной баланс II группы на конец налогового периода определен в сумме 368 472,9 тыс.тенге (361 927,4+23 800,0-17 254,4). Учитывая, что норма амортизации Компанией «А» определена самостоятельно по ставке 18,32%, то налоговой проверкой также применена установленная Компанией «А» ставка в размере 18,32%, соответственно, сумма амортизации составила 67 516,7 тыс.тенге (368 475,9*18,32%).

Соответственно, расхождение по начисленной амортизации по II группе с данными Компании «А» составило 22 105,7 тыс.тенге (67 516,7-89 622,5).

По III группе фиксированных активов

По данным декларации по КПН за 2018г. на конец налогового периода стоимостной баланс III группы с учетом поступивших ФА (297,3 тыс.тенге) определен в сумме 24 865,3 тыс.тенге, при этом исчисленная сумма амортизации составила 0 тенге.

По данным проверки на конец периода стоимостной баланс III группы с учетом поступивших ФА (297,3 тыс.тенге) составил 15 038,1 тыс.тенге             (14 740,8+297,3). Вместе с тем, поскольку, Компанией «А» самостоятельно не исчислена сумма амортизации по данной группе, налоговой проверкой амортизация также определена в сумме 0 тенге.

По IV группе фиксированных активов

По данным декларации по КПН за 2018г. на конец налогового периода стоимостной баланс IV группы с учетом поступивших ФА (24,1 тыс.тенге) определен в сумме 12 865,0 тыс.тенге, исчисленная сумма амортизации составила 401,1 тыс.тенге, или 3,12 %, что не превышает предельной нормы для IV группы (15%).

По данным налоговой проверки стоимостной баланс II группы на конец налогового периода определен в сумме 10 938,9 тыс.тенге (10 914,8 (стоимость ФА на начало) +24,1 (поступление ФА)).

Учитывая, что норма амортизации по данной группе определена Компанией «А» по ставке 3,12%, то налоговой проверкой также применена установленная Компанией «А» ставка в размере 3,12%, в результате сумма амортизации составила 341,2 тыс.тенге (10 932,9*3,12%), или расхождение составило 60,0 тыс.тенге (401,3-341,2).

Таким образом, по данным проверки общая сумма амортизационных отчислений за 2018г. по I-IV группам ФА составила 69 499,6 тыс.тенге (1 641,6+67 516,7+0+341,2) или расхождение с данными Компании «А» составило 34 872,0 тыс.тенге (69 499,6-104 371,9).

На основании изложенного, поскольку амортизационные отчисления по стоимостным балансам фиксированных активов I-IV группы определены налоговой проверкой в пределах ставок амортизации, установленных Налоговым кодексом и примененных Компанией «А» самостоятельно, следовательно, исключение из вычетов ФА сумм амортизационных отчислений в размере 34 872,0 тыс.тенге является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Теги: КПН