Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, амортизационные отчисления по приобретенном к морскому судну

280

Министерством финансов Республики Казахстан, (далее уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «NPC» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС), индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты (ИПН), социального налога, платы за эмиссии в окружающую среду, поступлений в пенсионный фонд, поступлений социальных отчислений.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «NPC»  по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и других обязательных платежах в бюджет за период с 01.01.2012г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление от 15.11.2017г. о начислении КПН в сумме 197 716,3 тыс.тенге и пени 15 856,2 тыс.тенге, НДС в сумме 66 748,8 тыс.тенге и пени 26 477,2 тыс.тенге, ИПН в сумме 10 109,2 тыс.тенге и пени 1 903,7 тыс.тенге, социального налога в сумме 8 889,9 тыс.тенге и пени 2 635,1 тыс.тенге, платы за эмиссии в окружающую среду в сумме 86,3 тыс.тенге и пени 31,8 тыс.тенге, поступлении в пенсионный фонд в сумме 11 181,9 тыс.тенге и пени 3 073,6 тыс.тенге, поступлении социальных отчислений в сумме 5 337,4 тыс.тенге и пени 1 624,1 тыс.тенге.

Компания «NPC», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части исключения амортизационных отчислений за 2016 год. 

Основанием для исключения амортизационных отчислений явилось неправильное исчисление суммы амортизационных отчислений по приобретенному морскому судну «КВ».

С данным выводом налогового органа Компания «NPC» не согласна, и считает, что по результатам налоговой проверки сумма амортизационных отчислений за 2016 год в сумме 375 838,6 тыс.тенге по судну исключена из вычетов по причине не эксплуатирования судна со дня приобретения, тогда как судно прибыло в распоряжение Компании «NPC» в 2015 году в период завершения навигации.

Компания «NPC» утверждает, что с использованием данного судна в 2016 году оказаны услуги экологического мониторинга в адрес компаний «S» и «ZH».

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно подпункту 9) статьи 1 Закона РК от 06.07.2004г. № 574-II «О внутреннем водном транспорте» (далее – Закон о водном транспорте) свидетельство о годности к плаванию - один из основных документов Регистра судоходства, выдаваемый в соответствии с правилами Регистра судоходства.

В соответствии с подпунктом 22) данной статьи Закона о водном транспорте, освидетельствование - осмотр судна в целях определения его технического состояния в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами и правилами Регистра судоходства, направленными на обеспечение безопасности плавания судна с учетом его назначения и подтверждения класса.

Согласно пункту 1 статьи 15 вышеуказанного Закона о водном транспорте подготовка судна к плаванию, соответствующая требованиям безопасности судоходства, является обязанностью собственника судна и (или) судовладельца. Судно допускается к плаванию в случаях, если: соответствует требованиям обеспечения безопасности в сфере внутреннего водного транспорта, в том числе экологической и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и норм, установленным законодательством Республики Казахстан, численность экипажа судна в день его выхода в плавание составляет не менее установленных требований о минимальном составе экипажа судна.

При этом, собственник судна и (или) судовладелец обязаны обеспечить безопасную эксплуатацию судов, назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов, постоянно совершенствовать навыки членов экипажей судов, других работников в соответствии с требованиями безопасности судоходства и обеспечить укомплектование экипажей судов и поддерживать суда в технически исправном состоянии в соответствии с требованиями безопасности судоходства, установленными настоящим Законом.

Из пояснения, проверяющего, у Компании «NPC» отсутствовали работники (механики, мичманы, моряки), а также судовой журнал, необходимые для обслуживания судна.

Однако, Компания «NPC» в обоснование приведенных в жалобе доводов приложила копии договоров на оказание услуги по экологическому мониторингу с Компаниями «S» и «ZH», а также копию судового журнала.

В этой связи, в целях вынесения мотивированного решения по жалобе, уполномоченным органом назначена тематическая проверка Компании «NPC» по вопросу правомерности и полноты исчисления КПН за 2016 год в части исключения из вычетов амортизационных отчислений в сумме 375 838,5 тыс.тенге (акт тематической проверки от 07.06.2018г.).

Согласно акту тематической проверки от 07.06.2018г. установлено, что в представленных к проведению налоговой проверки судовых журналах №1 и №2 по судну отсутствуют сведения об эксплуатации судна в части проведения лабораторных исследований экологического мониторинга.

Также Компания «NPC» не представила к налоговой проверке эксплуатационные отчеты, нормы расхода ГСМ, дизельного топлива, свидетельство по оборудованию и снабжению судна.

Кроме того, как следует из акта от 07.06.2018г., в нарушение пункта 25 раздела 3 Приказа Министерства по инвестициям и развитию РК №163 от 24.02.2015г. «Об утверждении Перечня судовых документов, Правил ведения судовых документов и требований к судовым документам» у Компании «NPC» отсутствуют «судовые роли», где указываются сведения о судне (название, порт и номер регистрации, род и назначение, судовладелец, позывной судна) и о членах экипажа (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, должность на судне, звание и номер диплома, серия и номер удостоверения личности моряка или иного документа, удостоверяющего личность моряка).

Таким образом, Компанией «NPC» к тематической проверке не были представлены документы по судну, подтверждающие факт проведения лабораторных исследований экологического мониторинга (дату и работников, проводивших данные работы и иные документы).

Далее, необходимо отметить, что порядок, сроки, методы и объемы освидетельствований Регистром судов, находящихся в эксплуатации, с целью обеспечения условий безопасности их плавания, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности судов, а нормативы для определения технического состояния судна регулируется Правилами освидетельствования судов в эксплуатации, утвержденными Министром транспорта и коммуникаций РК от 21 апреля 2011 года №216 (далее - Правила).

При этом, пунктом 3 Правил определено, что освидетельствование является составной частью классификационной деятельности Регистра судоходства, заключающаяся в обследовании судна на соответствие требованиям Регистра судоходства и включающая в себя, проверку наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, а также наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания, оформление и выдача документов Регистра судоходства.

В рассматриваемом случае, в ходе тематической налоговой проверки налоговый орган, письмом от 11.05.2018г., направил запрос в Комитет транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК о подтверждении освидетельствования Компанией «NPC» за 2016 год научно-исследовательского судна в Регистре судоходства РК.

Согласно полученному ответу от 17.05.2018г., данное научно-исследовательское судно на учете в Регистре судоходства никогда не состояло.

Кроме того, Комитетом государственных доходов МФ РК 24.04.2018г. направлен запрос в Комитет технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК о предоставлении сведений по данному судну в части произведенной первичной регистрации (перерегистрации) в реестре аккредитации судов и сведений об оценке соответствия.

Согласно ответу от 16.05.2018г. данное судно аккредитовано на период с 28.11.2016г. по 28.11.2021г. в соответствии с выданным аттестатом аккредитации, однако, в соответствии с приказом руководителя органа по аккредитации 27.09.2017г. данная аккредитация была отозвана.

Также, налоговым органом направлен запрос от 28.04.2018г. в Грузовой район «B» Компании «NK» о предоставлении сведений по оказанным услугам экологического мониторинга Компаниям «ZH» и  «S».

При этом, из полученного ответа от 02.05.2018г. следует, что у Грузового района АО «B» Компании «NK» отсутствует информация об оказании судном услуг экологического мониторинга.

Следовательно, приведенные в жалобе доводы Компании «NPC» об  оказании услуг экологического мониторинга в адрес Компаний «S» и «ZH» с использованием указанного судна в 2016 году являются несостоятельными.

Таким образом, учитывая, что Компанией «NPC» допущены нарушения статьи 120 Налогового кодекса, результаты налоговой проверки в части исключения из вычетов расходов по фиксированным активам в части сумм амортизационных отчислений за 2016 год являются обоснованными, а жалоба в указанной части не подлежит удовлетворению.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа в указанной части правомерными.

Теги: КПН