Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, амортизационные отчисления, место оказания услуг нерезидентом

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, амортизационные отчисления, место оказания услуг нерезидентом

Министерством финансов РК получена апелляционная жалоба Компании «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость за нерезидента и о сумме уменьшенного убытка, не подлежащего уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «Т» по вопросу соблюдения норм налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления пенсионных взносов и социальных отчислений за период с 01.01.2013г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление от 03.09.2018г.  о начислении НДС в сумме 12 981,0 тыс.тенге, пени 8 459,2 тыс.тенгеи о сумме уменьшенного убытка, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 253 027,2 тыс.тенге.

Компания «Т», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Относительно уменьшения убытка, в связи с исключением из вычетов расходов по фиксированным активам.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось завышение Компанией «Т», в нарушение пункта 1 статьи 116 и пунктов 1, 2 статьи 120 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс),суммы расходов по фиксированным активам.

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна и считает, что исключение из вычетов расходов по фиксированным активам за 2015 год в сумме 317 818,8 тыс.тенге по результатам налоговой проверки не соответствует нормам налогового законодательства, поскольку нарушают право отнесения на вычет данных расходов.

Кроме того, Компания «Т» считает, что согласно пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса к фиксированным активам относятся, в том числе поступившие основные средства, признанные по данным бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО) и законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. При этом Компанией исчисление сумм амортизационных отчислений за 2015 год производилось в соответствии с требованиями МСФО и статьями 116 и 120 Налогового кодекса.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

В соответствии с пунктом 6 МСФО (IАS) 16 «Основные средства» следует, что  основные средства - материальные активы, которые:

(a)         предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях; и

(b)        предполагаются к использованию в течение более чем одного периода.

Пунктом 55 МСФО (IАS) 16 «Основные средства» определено, что амортизация актива начинается, когда он становится доступен для использования, то есть, когда местоположение и состояние актива обеспечивают его использование в соответствии с намерениями руководства организации. Амортизация не прекращается, когда актив вообще перестает использоваться или прекращается его активное использование, если только он уже не был полностью амортизирован.

При этом, амортизация основных средств - систематическое распределение стоимости актива на протяжении срока его полезного использования, или это стоимостное выражение износа основных средств, исчисляемое в каждом отчетном периоде и относимые на расходы, стоимостный баланс группы (подгруппы).

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса к фиксированным активам относятся, в том числе основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 118 Налогового кодекса фиксированные активы при поступлении, в том числе по договору финансового лизинга и путем перевода из состава товарно-материальных запасов, увеличивают стоимостный баланс групп (подгрупп) на первоначальную стоимость названных активов.

Признание в целях налогообложения поступления фиксированных активов означает включение поступивших активов в состав фиксированных активов.

Пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса определено, что стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

При этом согласно пункту 2 данной статьи Налогового кодекса, если иное не установлено настоящей статьей, амортизационные отчисления по каждой подгруппе, группе определяются путем применения указанных в налоговой учетной политике норм амортизации, которые не должны превышать предельные нормы, установленные настоящим пунктом, к стоимостному балансу подгруппы, группы на конец налогового периода.

Таким образом, согласно требованиям бухгалтерского учета, начисление амортизации поступивших основных средств начинается с момента доступности данных средств для эксплуатации предприятием, а в целях налогообложения исчисление амортизационных отчислений, подлежащих отнесению на вычеты, с момента включения поступивших активов в состав фиксированных активов.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, Компанией по данным бухгалтерского учета 30 и 31 декабря 2015 года приняты на баланс основные средства на сумму 2 082 724,6 тыс.тенге. При этом стоимость поступивших фиксированных активов по данным бухгалтерского учета Компанией отражена в разрезе каждого приобретенного актива и соответствует стоимости фиксированных активов, отраженных в налоговом учете.

Кроме того, согласно Акту государственной приемочной комиссии о приемке построенного объекта в эксплуатацию от 03.11.2015г. (далее – Акт ввода в эксплуатацию ХПП) произведен ввод «Строительство ХПП с пунктом очистки, сушки и отгрузки зерновых культур, с подъездными путями железнодорожным тупиком».

Также, Компанией по данному объекту в 2015 году произведена государственная регистрация данного объекта, а также начислен налог на имущество.

На основании вышеизложенного, поскольку приобретенные фиксированные активы по данным бухгалтерского учета были признаны в качестве основных средств в 2015 году, следовательно, в целях налогообложения указанные фиксированные активы подлежат включению в стоимостной баланс соответствующей группы на конец налогового периода с исчислением амортизационных отчислений согласно статье 120 Налогового кодекса.

Таким образом, результаты налоговой проверки по уменьшению(увеличению) сумм вычетов по фиксированным активам за 2015-2017 годы, в связи с исключением из стоимостного баланса группы на конец 2015 года стоимости основных средств, признанных по данным бухгалтерского учета 30 и 31 декабря 2015 года и, следовательно, уменьшение убытка в указанной части являются необоснованными, а жалоба в указанной части подлежит удовлетворению.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа в указанной части неправомерными.

Относительно исчисления налоговых обязательств по НДС за нерезидента за 2016 год в сумме 12 981,0 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось занижение Компанией «Т», в нарушение пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса, суммы НДС за нерезидента по работам, услугам, предоставленным от нерезидента Компании«N».

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна, поскольку считает, что применение проверяющими подпункта 1) пункта 2статьи 236 Налогового кодекса не соответствует двум условиям для применения указанной статьи, в том числе услуги Компании«N»согласно первичным документам непосредственно не связаны с ХПП.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В рассматриваемом случае, начисление НДС за нерезидента произведено согласно пункту 1 статьи 241 Налогового кодекса по работам, услугам, предоставленным Компанией «N»в сумме 12 981,0 тыс.тенге на основании контрактов:

  1. Контракт №1 от 03.11.2014г. в целях осуществления инженерных и технических работ, связанных с инвестиционным проектом по строительству элеваторов.
  2. Контракт №2 от 26.04.2016г. в целях оценки качества выполненного инвестиционного проекта на строительство силосных объектов «Виталмаром» (предыдущее название налогового агента).

Компания «N»по инвойсу от 28.07.2016г. на сумму 126 360 $, на основании акта выполненных работ от 28.07.2016г.  обеспечило инженерно-технические работы, связанные с реализацией инвестиционного проекта по строительству зерновых элеваторов.  Оплата за услугу произведена 02.12.2016г. в сумме 34 515,5 тыс.тенге по рыночному курсу тенге (341,44), КПН удержан в сумме 8 628,9 тыс.тенге по рыночному курсу тенге. Однако, от оборота  39 727,8 тыс.тенге, не произведено исчисление НДС в сумме 4 767,3 тыс.тенге.

Кроме того, по инвойсу от 26.04.2016г. на сумму 204 063.92 EUR, на основании акта выполненных работ от 26.04.2016г. Компания «N»обеспечивала услуги по оценке качества проекта, оплата за услугу произведена 28.10.2016г. на сумму 193 860, 20  EUR (курс 372), по рыночному курсу оборот составил 72 116,0 тыс.тенге, КПН у источника выплаты удержан в сумме 3 704,1 тыс.тенге. Однако от оборота 68 447,0 тыс.тенге не произведено исчисление НДС в сумме 8 213,6 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом.

Место реализации работ, услуг определяется в соответствии со статьей 236  Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 236 местом реализации работ, услуг признается место нахождения недвижимого имущества, если работы, услуги связаны непосредственно с этим имуществом.

Местом нахождения недвижимого имущества признается место государственной регистрации прав на недвижимое имущество или место фактического нахождения - в случае отсутствия обязательства по государственной регистрации такого имущества.

В целях настоящей статьи недвижимым имуществом признаются здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также трубопроводы, линии электропередачи, космические объекты, предприятие как имущественный комплекс. При этом в целях настоящей статьи имущество, не отнесенное в настоящем подпункте к недвижимому имуществу, признается движимым имуществом.

В рассматриваемом случае, по данным бухгалтерского учета Товарищества ХПП включает в себя Силосный объект, который значится в составе основных средств в разделе Здания, следовательно, Силосный объект является неотъемлемой частью ХПП.

Вместе с тем, согласно классификатору основных фондов, утвержденному Приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Республики Казахстан от 24.05.2005г. №150, силосы (хранилища) для цемента или других сухих заполнителей относятся к объектам классификации «Нежилые здания» - код 122.00000.

В соответствии с пунктом 117 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27.12.1994г. №268-XIIIк недвижимому имуществу (недвижимые вещи, недвижимость) относятся: земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

В рассматриваемом случае, ХПП, включая Силосный объект, относится к недвижимому имуществу, прочно связанному с землей, соответственно, данный объект находится на территории Республики Казахстан в Северо-Казахстанской области, в поселке Смирново.

Следовательно, нерезидентом Компанией «N»оказаны услуги по строительству объекта, находящегося на территории РК, соответственно, местом оказания данных услуг согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса признается Республика Казахстан.

Таким образом, учитывая, что Компанией «Т» допущены нарушения пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса, то соответствующие начисление НДС за нерезидента по результатам налоговой проверки являются обоснованными, а жалоба в указанной части не подлежит удовлетворению.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа в указанной части правомерными.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку