Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, расходы по ФА, плата за пользование земельными участками

435

Министерством финансов РК получена апелляционная жалоба Компании «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), платы за пользование земельными участками.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «Т» по вопросу соблюдения норм налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления пенсионных взносов и социальных отчислений за период с 01.01.2012г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление от 08.12.2017г.  о начислении КПН в сумме 21 824,5 тыс.тенге, пени 1 616,0 тыс.тенге, платы за пользование земельными участками в сумме 400,5 тыс.тенге, пени 166,7 тыс.тенге и о сумме уменьшенного убытка, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 61 032,0 тыс.тенге.

Компания «Т», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Относительно начисления КПН

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось завышение Компанией «Т», в нарушение статьи 122 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс), суммы расходов по фиксированным активам.

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна и считает, что исключение из вычетов расходов по фиксированным активам за 2012, 2014-2016 года по результатам налоговой проверки не соответствует нормам налогового законодательства, поскольку нарушают право отнесения на вычет в части на увеличения стоимостных балансов групп фиксированных активов и признания расходами текущих периодов.

Также, Товарищество утверждает, что налоговой проверкой не в полном объеме учтены в составе последующих расходов фактически понесенные затраты по ремонту основных средств. В свою очередь, Товариществом в обосновании своих доводов в части подтверждения вышеуказанных расходов, к жалобе приложены копии документов, в частности: оборотно-сальдовые ведомости, карточки счета, отчеты по проводкам, декларации по КПН, налоговые регистры.

Уполномоченным органом в целях вынесения мотивированного решения по жалобе, в соответствии со статьями 181, 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. назначена тематическая проверка Компании «Т» по вопросу правильности исчисления КПН в части установления достоверности и обоснованности уменьшения вычетов по фиксированным активам за 2012-2016г.г.

Во исполнение поручения уполномоченного органа, Комитетом государственных доходов проведена тематическая проверка Компании «Т» по вопросам указанным в жалобе, в результате которой составлен акт тематической проверки №16 от 19.10.2018г. (далее - акт тематической проверки).

1.1 КПН за 2012 год

Из акта тематической проверки следует, что по результатам тематической проверки стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признаваемые последующими расходами согласно пункту 2 статьи 122 Налогового кодекса (строка 100.00.018 VI) за 2012 год определено в сумме 153 853,9 тыс.тенге по счетам бухгалтерского учета 8410, 7210, 8110, 8310, соответственно, не подтверждены результаты комплексной проверки по уменьшению вычетов в указанной части в сумме 15 187,7 тыс.тенге (153 853,9 – 138 666,2).

Также, из акта тематической проверки следует, что комплексной проверкой необоснованно уменьшена стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признаваемые последующими расходами (строка 100.00.018 VI) в сумме 400,6 тыс.тенге, соответственно некорректно увеличены расходы по реализованным товарам (работам, услугам (строка 100.00.018) на указанную сумму.

Кроме того, последующие расходы по ФА (счет 2933 модернизация и ремонт ОС) в сумме 53 225,2 тыс.тенге по результатам комплексной проверки были дважды исключены из расходов по реализованным товарам (работам, услугам).

Также следует отметить, что как комплексной проверкой так и Товариществом, стоимость услуги по установке основного средства (кондиционер) в сумме 13,3 тыс.тенге включены в первоначальную стоимость фиксированных активов (далее – ФА) строка (100.00.018 VII), между тем, по результатам комплексной проверки данная сумма не была исключена из расходов по реализованным товарам (работам, услугам) (100.00.018).

При этом, тематической проверкой подтверждены результаты комплексной проверки в части:

- увеличения стоимости работ и услуг, себестоимость ТМЗ, включаемые в первоначальную стоимость ФА согласно пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса (строка 100.00.018. VII) на 70 989,0 тыс.тенге;

- уменьшения стоимости работ и услуг, себестоимости ТМЗ, не относимых на вычеты на основании статьи 115 Налогового кодекса на сумму 72 594,0 тыс.тенге (строка 100.00.018 VIII).

Соответственно, тематической проверкой не подтверждены результаты комплексной проверки за 2012 год по увеличению расходов по реализованным товарам на сумму 100 240,4 тыс.тенге (153 853,9 - 400,6 –53 225,2 +13,3).

Также, тематической проверкой не подтверждены результаты комплексной проверки за указанный налоговый период в части уменьшения вычетов по фиксированным активам (строка 100.00.032) на сумму 141 992,1 тыс.тенге, в том числе, признаваемые последующими расходами по ФА на сумму 143 867,3 тыс.тенге (153 853,9-9 985,6) и двойное отнесение на вычеты последующих расходов ФА, как относимые на увеличение стоимостных балансов групп (строка 100.03.004), так и на последующие расходы, относимые на вычеты (строка 100.03.010) в сумме 9 985,6  тыс.тенге.

Таким образом, тематической проверкой не подтверждены результаты комплексной проверки в части исключения из вычетов расходов за 2012г. на сумму 43 626,9 тыс.тенге (100 240,4-143 867,3) и соответствующее начисление КПН в сумме 8 725,3 тыс.тенге (43 626,9*20%).

  • КПН за 2014 год

Из акта тематической проверки следует, что согласно договору доверительного управления без права выкупа магистральными и внутриквартальными тепловыми сетями от 12.04.2013г. ГУ «Отдел финансов города Т» в адрес Товарищества передано имущество в доверительное управление, на основании которого Товариществом оказываются услуги по производству, передаче, распределению и снабжению тепловой энергии г.Т.

Так, тематической проверкой убыток по основной деятельности Товарищества за 2014 год определен в сумме 18 885,7 тыс.тенге, соответственно подтверждены результаты комплексной проверки в части уменьшения убытка на сумму 11 074,6 тыс.тенге (29 960,3 -18 885,7).

При этом, тематической проверкой совокупный годовой доход (далее – СГД) и вычеты от деятельности доверительного управления за указанный период составили - 33 224,0 тыс.тенге и 8 920,7 тыс.тенге соответственно.

Следовательно, тематической проверкой налогооблагаемый доход определен в сумме 24 303,3 тыс.тенге, и КПН следовало начислить в сумме               4 860,7 тыс.тенге, тогда как актом комплексной проверки КПН начислен в сумме 1 083,9 тыс.тенге. В этой связи, тематической проверкой подтверждены результаты комплексной проверки в части начисление КПН в сумме 1 083,9 тыс.тенге.

  • КПН за 2015 год

По результатам тематической проверки СГД и вычеты по основной деятельности составили 1 883 757,7 тыс.тенге, и 1 906 771,8 тыс.тенге соответственно. При этом, убыток за 2015 год с учетом переносимых убытков из предыдущих периодов, составил - 41 899,9  тыс.тенге.

Следовательно, тематической проверкой неподтверждены результаты комплексной налоговой проверки в части уменьшения убытка с учетом сумм переносимых убытков из предыдуших периодов по основной деятельности на сумму 19 132,2 тыс.тенге (61 032,0-41 899,9).

При этом, тематической проверкой СГД и вычеты от деятельности доверительного управления за указанный период составили в сумме 37 357,2 тыс.тенге и 8 920,7 тыс.тенге соответственно.

Следовательно, тематической проверкой налогооблагаемый доход от данной деятельности определен в сумме 9 265,7 тыс.тенге и следовало начислить КПН в сумме 5 618,3 тыс.тенге, тогда как актом комплексной проверкой КПН начислен в сумме 1 031,2 тыс.тенге. В этой связи, тематической проверкой подтверждены результаты комплексной проверки в части начисления КПН в сумме 1 031,2 тыс.тенге.

  • КПН за 2016 год

По результатам тематической проверки налогооблагаемый доход по основной деятельности за 2016 год составил в сумме 29 045,8 тыс.тенге, при этом, налогоблагаемый доход с учетом перенесенных убытков в сумме - 41 899,9 тыс.тенге и уменьшения в соответствии со статьей 133 Налогового кодекса на сумму 8 379,4 тыс.тенге составил - 21 233,5 тыс.тенге.

Следовательно, тематической проверкой не подтверждены результаты комплексной проверки в части уменьшения убытка с учетом сумм переносимых убытков из предыдуших периодов по основной деятельности на сумму 17 638,2 тыс.тенге (38 871,6 - 21 233,4).

При этом, по результатам тематической проверки СГД и вычеты Товарищества от деятельности доверительного управления за указанный период составили в сумме 42 076,0 тыс.тенге и 12 261,9 тыс.тенге соответственно.

Соответственно, тематической проверкой налогооблагаемый доход определен в размере 29 814,1 тыс.тенге, и КПН следовало начислить в сумме 5 962,8 тыс.тенге, тогда как актом комплексной проверкой КПН начислен в сумме 10 096,1 тыс.тенге. В этой связи, тематической проверкой не подтверждены результаты комплексной проверки в части начисление КПН в сумме 4 133,3 тыс.тенге (10 096,1-5 962,8).

Следовательно, по результатам тематической проверки не подтверждены результаты комплексной проверки в части начисления КПН за 2012-2016гг. в сумме 12 858,6 тыс.тенге (8 725,3+4 133,3), а также уменьшение убытка на сумму 21 233,4 тыс.тенге (38 871,6-17 638,2).

Таким образом, учитывая результаты тематической проверки в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. результаты налоговой проверки по уменьшению сумм вычетов по фиксированным активам за 2012-2016 годы, а также начисление КПН в сумме 12 858,6 тыс.тенге и уменьшение убытка на сумму 21 233,4 тыс.тенге, в указанной части являются необоснованными, а жалоба в указанной части подлежит удовлетворению.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа в указанной части неправомерными.

Относительно начисления платы за пользование земельными участками

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось занижение Компанией «Т», в нарушение статьей 381, 387, 480 Налогового кодекса в результате неприменения ставки земельного налога, повышенного местным представительным органом.

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна, и отмечает, что порядок исчисления Платы производится статьей 481 Налогового кодекса в результате которого Компанией «Т» полностью произвело начисление и уплату налога исходя из ставок, указанных в расчетах, определенных уполномоченным органом.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 477 Налогового кодекса плата за пользование земельными участками взимается за предоставление государством земельных участков во временное возмездное землепользование (аренду).

Согласно статье 480 Налогового кодекса ставки Платы определяются в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан. При этом ставки платы устанавливаются не ниже размеров ставок земельного налога без учета положений, предусмотренных пунктами 2, 5 статьи 387 Налогового кодекса.

Пунктами 1 и 2 статьи 481 Налогового кодекса установлено, что сумма Платы исчисляется на основании договоров временного возмездного землепользования, заключенных с уполномоченным государственным органом по земельным отношениям, а на территории специальной экономической зоны - с местным исполнительным органом или администрацией специальной экономической зоны.

Ежегодные суммы платы устанавливаются в расчетах, составляемых уполномоченными государственными органами по земельным отношениям, а на территориях специальных экономических зон - местными исполнительными органами или администрациями специальных экономических зон.

Расчеты суммы платы пересматриваются уполномоченными государственными органами по земельным отношениям, а на территориях специальных экономических зон - местными исполнительными органами или администрациями специальных экономических зон в случаях изменения условий договоров, а также порядка исчисления земельного налога, установленного Налоговым кодексом.

Размер платы, подлежащей уплате за налоговый период, определяется исходя из ставок платы, указанных в расчетах, и периода пользования в налоговом периоде земельным участком.

В пункте 3 статьи 481 Налогового кодекса определено, что размер платы устанавливается не ниже размеров сумм земельного налога, исчисленного по данному земельному участку в соответствии с Налоговым кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 381 Налогового кодекса земли промышленности (включая шахты, карьеры), за исключением земель, указанных в пункте 3 настоящей статьи и в статье 386 Налогового кодекса, облагаются налогом по базовым ставкам, установленным статьей 381 Налогового кодекса, с учетом условий пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса.

При этом, пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса предусмотрено, что местные представительные органы на основании проектов (схем) зонирования земель, проводимого в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, имеют право понижать или повышать ставки земельного налога не более чем на 50 процентов от базовых ставок земельного налога, установленных статьями 378, 379, 381, 383 Налогового кодекса, за исключением земель, выделенных (отведенных) под автостоянки (паркинги), автозаправочные станции и занятых под казино.

Таким образом, сумма Платы исчисляется на основании договора временного возмездного землепользования, при этом в случае изменения условий договора, а также порядка исчисления земельного налога, расчеты суммы платы могут быть пересмотрены уполномоченным государственным органом по земельным отношениям (далее-уполномоченный орган).

Согласно Договорам об аренде земельного участка Компанией «Т» исчислен расчет Платы за 2014г., в которых базовая ставка Платы определена в размере 6,75 тенге за 1 кв. метр.

Вместе с тем, согласно решению городского маслихата от 06.12.2013 года № 24-147 «О повышении базовых ставок земельного налога» (далее-Решение от 06.12.2013г.) базовые ставки земельного налога были повышены на 10 и 20%, в зависимости от зоны земель. В пункте 3 Решения от 06.12.2013г. указано, что решение вступает в силу со дня государственной регистрации в органах юстиции и вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Необходимо отметить, что пунктом 2.2 вышеуказанных Договоров об аренде земельного участка определено, что Расчет суммы оплаты за пользование земельным участком, являющийся неотъемлемой частью Договоров (Приложение №1) (далее-Расчет), пересматривается Арендодателем в случаях изменения условий договора, а также порядка исчисления земельного налога, устанавливаемого налоговым законодательством Республики Казахстан.

При этом, пунктом 1 статьи 546 Гражданского кодекса Республики Казахстан установлено, что плата за пользование нанятым имуществом уплачивается нанимателем в порядке, сроки и в форме, установленные договором, если законодательными актами не установлено иное.

В рассматриваемом случае, Компанией «Т» сумма Платы указана в форме 851.00 «Расчет платы текущих платежей за пользование земельными участками» за 2014г., исходя из ставки, установленной в Расчете уполномоченного органа, при этом соответствующие изменения по применению поправочного коэффициента в договоры об аренде земельных участков и расчеты уполномоченным органом не вносились.

Таким образом, в силу статьи 481 Налогового кодекса и условий, установленных договорами об аренде земельных участков, Компанией «Т» обоснованно применен размер Платы, соответственно, жалоба в указанной части подлежит удовлетворению.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа в указанной части неправомерными.

Теги: налог КПН