По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Компании на уведомление о результатах проверки департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога (далее – КПН) и налога на добавленную стоимость (далее – НДС) Министерством финансов РК (далее – МФ РК) принято решение о частичной отмене обжалуемого уведомления в части начисления КПН на основании корректировки дохода Компании.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2018 г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 5 645,5 тыс. тенге, пени в сумме 2 114,9 тыс. тенге, НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК в сумме 1 018,4 тыс. тенге, пени в сумме 361,0 тыс. тенге.
Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой в МФ РК и привела следующие доводы в части корректировки дохода в соответствии с Законом РК «О трансфертном ценообразовании» от 05.07.2008 г. №67-IV (далее – Закон о ТЦ).
При проведении корректировки проверяющим для определения рыночной цены товара не использован официальный источник информации в соответствии с п.1 ст. 18 Закона о ТЦ.
Между тем в соответствии с перечнем официально признанных источников информации о рыночных ценах, утвержденным постановлением Правительства РК от 12.03.2009 г. №292 (далее – ППРК №292), официально признанными источниками информации по рыночным ценам на черные и цветные металлы являются Журнал «Metal Bulletin» (издательство Metal Bulletin Journals Ltd., Великобритания) и Журнал «Металлургический бюллетень» www.metaltorg.ru (издательство ООО «Мегасофт», Российская Федерация).
Вместо диапазона рыночных цен металлолома проверяющим для корректировки налогооблагаемого дохода использованы среднеарифметические значения цен, что, по мнению Компании, привело к нарушению принципа использования метода сопоставимой неконтролируемой цены и необоснованной корректировке налогооблагаемого дохода.
Кроме того, по мнению Компании, при определении рыночной цены не был учтен дифференциал (транспортные расходы, маржа трейдера, качество и условия оплаты).
В соответствии с актом проверки, согласно пп.l) п.l ст. 12 Закона о ТЦ, произведена корректировка объекта налогообложения по КПН за 2015 г. на сумму 1025,2 тыс. тенге, за 2016 г. - на сумму 8835,0 тыс. тенге, за 2017 г. - на сумму 9 981,9 тыс. тенге и за 2018 г. - на сумму 772,3 тыс. тенге.
При этом для расчета рыночной цены был выбран метод сопоставимой неконтролируемой цены, который применяется путем сравнения цены сделки на товары с рыночной ценой с учетом диапазона цен по идентичным товарам в сопоставимых экономических условиях.
Также из акта налоговой проверки следовало, что для определения рыночной цены в качестве источника информации были применены данные информационных агентств «Металл-Курьер» и «Металл Эксперт».
МФ РК в целях вынесения мотивированного решения по жалобе Компании в соответствии со ст. 186 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017 г. (далее – Налоговый кодекс) проведена тематическая проверка Компании по вопросу правильности корректировки дохода в соответствии с Законом о ТЦ.
По результатам тематической проверки составлен акт (далее - акт тематической проверки), из которого следует, что Компанией в 2015-2018 гг. экспортирован лом черных металлов и лом алюминия в Российскую Федерацию, в частности компаниям Z, Р и R на условиях поставки DAP (Инкотермс 2010), граница РК и РФ.
При этом для определения рыночной стоимости лома черного металла применен метод сопоставимой неконтролируемой цены в соответствии с п.1 ст. 13 Закона о ТЦ.
Метод сопоставимой неконтролируемой цены применяется путем сравнения цены сделки на товары (работы, услуги) с рыночной ценой с учетом диапазона цен по идентичным (а при отсутствии – однородным) товарам (работам, услугам) в сопоставимых экономических условиях.
При определении рыночной ценой товара (работы, услуги) учитывается информация о ценах на товары (работы, услуги) на момент реализации данного товара (работы, услуги).
Также из акта тематической проверки следует, что в соответствии с п.1 ст. 18 Закона о ТЦ для определения рыночной цены товара (работы, услуги) и иных данных, необходимых для применения методов определения рыночной цены, используются источники информации в следующей очередности:
1) официально признанные источники информации о рыночных ценах;
2) источники информации о биржевых котировках;
3) данные государственных органов, уполномоченных органов других государств и организаций о ценах, дифференциале, расходах и об условиях, влияющих на отклонение цены сделки от рыночной цены;
4) информационные программы, используемые в целях трансфертного ценообразования, информация, предоставляемая участниками сделок, и иные источники информации.
При этом п.1 ст. 10 Закона о ТЦ предусмотрено, что при установлении факта отклонения цены сделки от рыночной цены с учетом диапазона цен в ходе проведения проверок уполномоченный орган производит корректировку объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в порядке, предусмотренном Законом о ТЦ, и иными законами Республики Казахстан.
Кроме того, п.9 данной статьи Закона о ТЦ установлено, что производится корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, если такая корректировка приводит или может в дальнейшем привести к увеличению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Далее из акта тематической проверки следует, что в рассматриваемом случае согласно ППРК №292 при определении рыночной цены на лом черного металла и лом алюминия использованы ценовые котировки, публикуемые из источника журнала «Металлургический бюллетень» www.metaltorg.ru (издательство ООО «Мегасофт», Российская Федерация).
1) Компанией осуществлен экспорт лома черного металла в адрес Компании Р по контракту:
за 2015 г.:
- категории 3А – 265,94 тонн на сумму 3 489,4 тыс. рублей;
- категории 5А – 13,89 тонн на сумму 121,5 тыс. рублей.
за 2016 г.:
- категории 3А – 978,544 тонн на сумму 21 587,4 тыс. рублей;
- категории 3АН – 271,759 тонн на сумму 2 945,6 тыс. рублей;
- категории 3АЭ – 97,034 тонн на сумму 751,0 тыс. рублей;
- категории 5А – 14,393 тонн на сумму 126,7 тыс. рублей;
- категории 5АЖД –127,28 тонн на сумму 1 639,9 тыс. рублей;
- категории 5АН – 615,282 тонн на сумму 7 627,7 тыс. рублей;
- категории 5АЭ – 115,987 тонн на сумму 2 719,8 тыс. рублей.
В ходе тематической проверки по сделкам Компании с Компанией Р в 2015-2016 гг. по вышеуказанному контракту положительной разницы между ценой сделки и рыночной ценой товаров не установлено.
Следовательно, тематической проверкой не подтверждены результаты налоговой проверки в части корректировки объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением за 2015 г., в сумме 1025,2 тыс. тенге и за 2016 г. в сумме 4 901,2 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН за указанные периоды.
2) Компанией осуществлен экспорт лома черного металла категории 3А в адрес Компании Z в 2016 г. по контракту в объеме 543,17 тонн на сумму 5 490,9 тыс. рублей.
В ходе тематической проверки по сделке Компании с Компанией Z в 2016 г. по вышеуказанному контракту положительной разницы между ценой сделки и рыночной ценой товаров не установлено.
Следовательно, тематической проверкой не подтверждены результаты налоговой проверки в части корректировки объектов налогообложения и (или) объектов связанных с налогообложением за 2016 г. в сумме 2 437,0 тыс. тенге и соответствующие начисления КПН за указанный период.
3) Компанией осуществлен экспорт лома алюминия в адрес Компании R по контракту:
- за 2016 г. в объеме 216,175 тонн на сумму 142,2 тыс. долларов США;
- за 2017 г. в объеме 52,854 тонн на сумму 67,9 тыс. долларов США;
- за 2018 г. в объеме 43,946 тонн на сумму 57,1 тыс. долларов США.
В ходе тематической проверки установлен факт отклонения цены сделки от рыночной цены с учетом диапазона цен, в связи с чем сумма корректируемого дохода с учетом дифференциала в 2016-201 8гг. по сделкам Компании с Компанией R составила:
- в 2016 г. - 1 496,8 тыс. тенге;
- в 2017 г. - 8 927,8 тыс. тенге;
- в 2018 г. -772,3 тыс. тенге.
Тогда как согласно налоговой проверке сумма корректируемого дохода составила 12 161,0 тыс. тенге:
- в 2016 г. - 1 496,8 тыс. тенге;
- в 2017 г. – 9 891,9 тыс. тенге;
- в 2018 г. - 772,3 тыс. тенге
Следовательно, тематической проверкой не подтверждены результаты налоговой проверки в части корректировки объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением за 2017 г., в сумме 964,1 тыс. тенге и соответствующее начисление КПН за указанный период по контракту с Компанией R.
Таким образом, МФ РК начисление КПН в связи с проведением корректировки объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением в соответствии с Законом о ТЦ за 2015 г. в сумме 205,0 тыс. тенге, за 2016 г. в сумме 1 467,6 тыс. тенге и за 2017 г. в сумме 192,8 тыс. тенге, признано необоснованным.
По результатам заседания Апелляционной комиссии МФ РК принято решение об отмене уведомления о результатах проверки в части начисления КПН в результате проведения корректировки доходов в соответствии с Законом о ТЦ за 2015 г. - в сумме 205,0 тыс. тенге, за 2016 г. - в сумме 1 467,6 тыс. тенге и за 2017 г. - в сумме 192,8 тыс. тенге, в остальной части уведомление оставлено без изменения.