КПН, НДС, исключение из вычетов аморт.отчислений по ФА, увеличение облагаемого оборота. Решение апелляционной комиссии от 25 февраля 2020 года

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

КПН, НДС, исключение из вычетов аморт.отчислений по ФА, увеличение облагаемого оборота. Решение апелляционной комиссии от 25 февраля 2020 года

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «I» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2014г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС за нерезидента в сумме налога 28 462,2 тыс.тенге и пени 8 578,7 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 871 657,6 тыс.тенге.

Компании «I», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Относительно исключения из вычетов амортизационных отчислений.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось занижение суммы КПН за счет уменьшения вычетов по фиксированным активам - приобретенному в 2018 году импортному оборудованию для производства - станок гибочный по ГТД №55101/040418/2000244 стоимостью 446 065 китайских юаней, что в эквиваленте составила 22 295,7 тыс.тенге в нарушение статьи 85, пункта 1 статьи 100, 120 Налогового кодекса.

С данным выводом налогового органа Компания «I» не согласна из-за того, что амортизационные отчисления по указанному оборудованию за 9 месяцев составил 2444,9 тыс.тенге, которые не были учтены при расчете налогооблагаемого дохода за 2018 года в декларации по КПН (ФНО 100.00), так как документы на момент ее составления не были представлены бухгалтеру и не отражены в бухгалтерском учете. Разноска в базе 1C-бухгалтерия была произведена в ходе налоговой проверки. Данное оборудование используется в производственных целях, при сгибании металлов по проектам, включая 2018 год. Однако, указанные расходы не приняты во внимание проверяющим и не учтены в вычетах.

Проверив доводы Компания «I», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 настоящего Кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.

Положения настоящего пункта применяются к расходам налогоплательщика, понесенным как в Республике Казахстан, так и за ее пределами.

Затраты налогоплательщика на строительство, приобретение фиксированных активов и другие затраты капитального характера относятся на вычеты в соответствии со статьями 265 - 276 настоящего Кодекса.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 2-1 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона РК от 28.02.2007г. №234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать, в частности адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов.

Таким образом, отнесение расходов по товарам (работам, услугам) на вычеты и в зачет по НДС производится на основании первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

В соответствии со статьями 6 и 4 Закона о бухгалтерском учете операции и события в системе бухгалтерского учета должны подкрепляться оригиналами первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

В рассматриваемом случае, исключены из вычетов по фиксированным активам в декларации по КПН за 2018 год сумма амортизационных отчислений в размере 723,4 тыс.тенге, начисленная по оборудованию (станок гибочный), приобретение которого (ГТД №55101/040418/2000244 от 12.03.2018г.)  на сумму 22 295,7 тыс.тенге не нашло отражение в бухгалтерском учете и в декларации по КПН за 2018 год. При этом Компания «I» признает, что данная операция не нашла отражение в бухгалтерском учете из-за непредставления бухгалтеру документов.

Следует отметить, что пунктом 3 статьи 56 Налоговый кодекса предусмотрено, что налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно организует налоговый учет, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных налогоплательщиком (налоговым агентом).

Согласно пункта 7 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» пропуски или искажения статей считаются существенными, если они по отдельности или в совокупности могли бы повлиять на экономические решения, принимаемые пользователями на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера пропущенной или искаженной информации, оцениваемых в контексте сопутствующих обстоятельств. Определяющим фактором может быть размер или характер статьи либо сочетание того и другого.

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 10 «События после отчетного периода» предусматривает два типа таких событий:

(a) события, подтверждающие условия, существовавшие на отчетную дату (корректирующие события после отчетного периода); и

(b) события, свидетельствующие о возникших после отчетного периода условиях (некорректирующие события после отчетного периода).

Согласно пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения.

Таким образом, согласно вышеуказанных норм МСФО и налогового законодательства после проведения в бухгалтерском учете соответствующих корректировок событий после отчетного периода, Компания «I» вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности.

На основании вышеизложенного, исключение из вычетов при определении налогооблагаемого дохода в декларации по КПН за 2018 год суммы амортизационных отчислений в размере 723,4 тыс.тенге, начисленных по оборудованию, не отраженному в бухгалтерском учете и не включенному в стоимостной баланс подгруппы в налоговом учете по результатам налоговой проверки является обоснованным.

2. Относительно ошибочно включенных в СГД и облагаемый оборот по НДС суммы реализации модульного здания. 

Из жалобы следует, что основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось включение в СГД за 2018 год дохода от реализации модульного здания Компании «G» на сумму 61 845,3 тыс.тенге, услуг монтажа на сумму 3 400 ,0 тыс.тенге и услуги доставки до г.Атырау на сумму 8 650,0 тыс.тенге.  Данная реализация ошибочно указана бухгалтером в 2018 году, и фактически имела отражение в 2019 году.

С данным выводом налогового органа Компания «I» не согласна из-за того, что с контрагентом имела контрактное обязательство по Договору поставки №160318-002 от 16.03.2018г., срок поставки 31.12.2019г. предоставить модульное здание с услугой доставки на вышеуказанную сумму, но факта реализации не было, так как стороны не могли прийти к окончательному разрешению спорных моментов таких как, стоимость здания, качество и стоимость услуги доставки и монтажа модульного здания. Проверяющим не учтен тот факт, что Компанией «I» не отражены обороты в проверяемый период по ФНО 300.00, так как сам факт реализации отсутствовал и в целях подтверждения взаиморасчетов не была проведена встречная налоговая проверка, о чем Компания «I», в целях объективного и достоверного проведения проверки, просило проверяющего.

Проверив доводы Компания «I», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Следует отметить, что пунктом 3 статьи 56 Налоговый кодекса предусмотрено, что налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно организует налоговый учет, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных налогоплательщиком (налоговым агентом).

Согласно пункта 7 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» пропуски или искажения статей считаются существенными, если они по отдельности или в совокупности могли бы повлиять на экономические решения, принимаемые пользователями на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера пропущенной или искаженной информации, оцениваемых в контексте сопутствующих обстоятельств. Определяющим фактором может быть размер или характер статьи либо сочетание того и другого.

Пунктом 3 статьи 413 Налогового кодекса определено, что исправленный счет-фактура выписывается при необходимости внесения изменений и дополнений в ранее выписанный счет-фактуру.

Согласно подпункта 1) пункта 1 статьи 420 выписка дополнительного счета-фактуры производится поставщиком в случаях: корректировки размера оборота в соответствии со статьей 383 настоящего Кодекса.

В рассматриваемом случае, согласно оборотно-сальдовой ведомости за 2018 год доход от реализации составил сумму 854 415,4 тыс.тенге, данная сумма в ходе проверки не изменялась. Компания «I» считает, что подлежит уменьшению совокупный годовой доход по ошибочно проведенной бухгалтером в 2018 году операции по реализации.

Однако, необходимо отметить, что операции по реализации модульного здания, услуг монтажа и доставки покупателю Компании «G» были оформлены счет-фактурой №000000035 от 25.04.2018г. на сумму 73895,3 тыс.тенге и НДС в сумме 7 917,4 тыс.тенге.  Оплата произведена безналичным расчетом в 2018 году на общую сумму 66 621,5 тыс.тенге (платежные поручения №19 от 27.03.2018г., №21 от 30.03.2018г., №24 от 18.04.2018г., №27 от 25.04.2018г.), дебиторская задолженность Компании «I» составила 7 273,8 тыс.тенге, о чем подписан акт сверки взаимных расчетов за 2018 год между Компанией «I» и Компанией «G». При этом акт выполненных работ составлен 30.09.2019г. на сумму 73895,3 тыс.тенге, то есть изменение стоимости товара не производилось.

Следует отметить, что в случае корректировки стоимости товара  в 2019 году Компания «I» имело право выписать исправленный счет-фактуру согласно статей 413, 420 Налогового кодекса.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, увеличение облагаемого оборота и начисление НДС за 2 квартал 2018 года в сумме 7 917,4 тыс.тенге по результатам налоговой проверки признано обоснованным.

Также необходимо отметить, что Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 10 «События после отчетного периода» предусматривает проведение корректирующих событий после отчетного периода.

Согласно пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения.

Таким образом, согласно вышеуказанных норм МСФО и налогового законодательства после проведения корректирующих событий в бухгалтерском учете, Компания «I» вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Рассказать друзьям:

Возврат к списку