Исключение расходов из вычета и зачета по НДС по приобретенным товарам от поставщика. Решение апелляционной комиссии от 28 января 2020 года

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Исключение расходов из вычета и зачета по НДС по приобретенным товарам от поставщика. Решение апелляционной комиссии от 28 января 2020 года

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган), рассмотрена жалоба Компании «АF» от 04.09.2019г. на уведомление о результатах налоговой проверки территориального департамента государственных доходов (далее-налоговый орган), о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налогу на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «АF» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, по результатам которой вынесено уведомление о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (далее – НДС) в сумме 14699,2 тыс.тенге, социального налога в сумме 15,6 тыс.тенге и пени 1,2 тыс.тенге, поступление отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование в сумме 0,8 тыс.тенге и пени 0,1 тыс.тенге, поступления в пенсионный фонд в сумме 30,0 тыс.тенге и пени 6,6 тыс.тенге, поступления социальных отчислений в сумме 13,2 тыс.тенге и пени 2,9 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось необоснованное отнесение Компанией в нарушение пункта 1 статьи 85, пункта 1 статьи 230, Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. на доходы и в облагаемый оборот НДС по взаиморасчетам с ТОО «М», ТОО «В», ИП «С», отнесение на вычеты и НДС в зачет расходов по взаиморасчетам с ТОО «G», ИП «М», ИП «А», ИП «W», ИП «К».

В жалобе отмечено, что Компания осуществляла импорт товаров (овощи, фрукты и др.) и Китайской Народной Республики (далее-КНР) для дальнейшей реализации. Так, за период с 20.02.2017г. по 19.04.2017г. импортировало товар на сумму 339506,8 тыс.тенге, кроме того, Компания приобретала товар (фрукты, овощи и др. продукты) у поставщика ТОО «G» на сумму 327366,9 тыс.тенге.

При этом, реализация Компанией проведена в адрес покупателей ТОО «М», ИП «С», ТОО «В». Однако, данная реализация проверяющим специалистом исключена из дохода и облагаемого оборота НДС.

Также по утверждению в жалобе исключены расходы из вычета и зачета по НДС по приобретенным товарам от поставщика ТОО «G», оказанные услуги по погрузке и разгрузке товара от поставщиков ИП «М», ИП «А», ИП «Б», ИП «К». В жалобе отмечено, что по данным поставщикам налоговым органом неправомерно исключены расходы из вычетов, так как фактически реализация товаров от ТОО «G» и услуги вышеназванными ИП были произведены в адрес Компании.

Основным аргументом в акте проверки, как утверждено в жалобе явилось то, что у Компании отсутствовали на балансе складские помещения для хранения скоропортящегося товара.

С данным выводом налогового органа Компания не согласна и ссылаясь на статью 115 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. утверждает, что нарушения, отмеченные в акте проверки не подпадают под сделки, признанные судом недействительными, либо совершенными субъектами частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров.

По аналогии Компания также не согласна с начислением НДС.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

1.Относительно уменьшения дохода и облагаемого оборота по НДС по взаиморасчетам с ТОО «М», ИП «С», ТОО «В».

Согласно пункту 1 статьи 84 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе доход от реализации.

Доходом от реализации, согласно пункту 1 статьи 86 Налогового кодекса является стоимость реализованных товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 87-98 настоящего Кодекса, а также доходов, указанных в пункте 2 статьи 111 настоящего Кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 111 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании. В стоимость реализованных товаров, работ, услуг не включаются суммы налога на добавленную стоимость и акциза.

В соответствии со статьей 229 Налогового кодекса объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: облагаемый оборот и облагаемый импорт.

Подпунктом 1) пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса определено, что облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса.

При этом согласно пункту 1 статьи 238 Налогового кодекса размер, облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено настоящей статьей и законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 639 Налогового кодекса оценка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, осуществляется на основании информации, полученной из налоговой отчетности и (или) первичных учетных документов, а также из других источников.

В рассматриваемом случае из акта проверки и из представленной информации проверяющего специалиста следует, что основными покупателями Компании являлись ТОО «М», ТОО «В», ИП «С».

Так, по ТОО «М» реализация произведена во 2-4 квартале 2017г. оборот составил сумму 297562,9 тыс.тенге, НДС 35707,6 тыс.тенге. Основным видом деятельности является оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.

Компания в адрес данного контрагента поставляло товары (овощи, фрукты), а также услуги по погрузке и разгрузке товаров, при этом из анализа представленных Деклараций (ФНО 200.00, 700.00) следует, что количество работников за период 2-3 кварталы 2017г. два человека, транспортные средства (специальная техника по погрузке-разгрузке) и основные средства (здания, склады) отсутствуют, арендованные площади также отсутствуют.

Необходимо отметить, что согласно Приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года №562 (далее - Приказ МФ РК №562) утверждены формы первичных учетных документов, где доверенность, журнал учета выданных доверенностей, приходный ордер запасов, карточка учета запасов, акт выполненных работ (оказанных услуг) отнесены к первичным учетным документам.

В соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета для оформления права лица выступать от имени субъекта при получении активов применяется доверенность. Доверенности выдают лицам, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности за хранение денег и активов. Доверенность подписывается руководством субъекта и заверяется печатью.

Одновременно следует отметить, что согласно положениям главы 7 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Приказом от 22.12.2004г. Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, перевозка грузов должна оформляться товарно-транспортными накладными.

Грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания предъявленных к перевозке грузов. Второй, третий и четвертый экземпляры грузоотправителем вручаются перевозчику. При этом, во всех экземплярах товарно-транспортной накладной грузоотправитель проставляет время прибытия, убытия и простоя автотранспортного средства, а также указывает способ погрузки, вес груза, количество грузовых мест, виды услуг, выполняемых перевозчиком и заверяет товарно-транспортные накладные подписью, печатью или штампом.

Следовательно, товарно-транспортная накладная относится к первичным документам и предназначена для оприходования грузов.

В ходе налоговой проверки и в ходе рассмотрения жалобы Компанией не представлены товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг), при этом из представленных счетов-фактур и накладных следует, что, например, в накладной на отпуск запасов на сторону №115 от 04.08.2017г., выписанной Компанией покупателю ТОО «М» все графы (транспортная организация, товарно-транспортная накладная, наименование, характеристика, единица измерения, количество, цена за единицу, сумма с НДС, сумма НДС, всего отпущено, отпустил, по доверенности, запасы получил) не заполнены, ФИО сдавшего и принявшего товар не заполнены и не раскрыты.

Кроме того, в счет-фактуре от 04.08.2017г. по оказанию услуг по погрузке и разгрузке товаров не указана расшифровка, какие товары представлены на погрузку и разгрузку, единица измерения, какое количество товаров было разгружено или погружено.

Также, в нарушение Приказа МФ РК №562 не приложены акты выполненных работ (оказанных услуг), расходный ордер запасов с заполненными графами, в представленных накладных на отпуск запасов на сторону, как отмечено выше не заполнены соответствующие графы, не указана транспортная организация, осуществляющая перевозки, не указан номер и дата товарно-транспортной накладной, не приложена доверенность.

Исходя из изложенного, следует, что вышеуказанные документы по взаимоотношениям с данным контрагентом составлены с нарушениями требований, установленных законодательством РК.

Следует отметить, что в ходе рассмотрения жалобы произведен анализ приложений 300.08 к ФНО 300.00 за 3-4 кварталы 2017г. представленных ТОО «М» в налоговый орган.

При этом, суммы облагаемого оборота по приобретению и сумма НДС в зачет данного контрагента не соответствуют суммам облагаемого оборота по реализации и сумме НДС за соответствующий период (приложениям 300.07 к ФНО 300.00 за 3-4 кварталы 2017г.), также не соответствуют суммам облагаемого оборота и НДС, в выписанных счет-фактурах Компанией в адрес ТОО «М».

По покупателю ТОО «В» реализация Компанией произведена в 3 квартале 2017г. на сумму оборота 10674,8 тыс.тенге, НДС 1280,9 тыс.тенге. Компания в адрес данного контрагента поставляло товары (овощи, фрукты) согласно счет-фактурам.

Из произведенного анализа Деклараций ФНО 300.00 ТОО «В» следует, что дополнительная декларация по НДС за 3 квартал 2017г., в которой представлены сведения по счет-фактурам, выписанными Компанией в адрес ТОО «В», данным контрагентом отозвана 09.02.2018г.

Соответственно, покупку товаров (овощей и фруктов) ТОО «В» от Компании не подтверждает.

Покупателю ИП «С» реализация Компанией произведена также в 3 квартале 2017г. на сумму оборота 13424,8 тыс.тенге, НДС 1610,9 тыс.тенге (поставка овощей).

Как было отмечено выше, в нарушение Правил ведения бухгалтерского учета для оформления права лица выступать от имени субъекта при получении активов применяется доверенность, перевозка грузов должна оформляться товарно-транспортными накладными.

При этом как к налоговой проверке, так и к жалобе не приложены акты выполненных работ (оказанных услуг), расходный ордер запасов с заполненными графами, в представленных накладных на отпуск запасов на сторону не заполнены соответствующие графы, не указана транспортная организация, осуществляющая перевозки, не указан номер и дата товарно-транспортной накладной, не приложена доверенность, отсутствует ФИО и подпись лиц, получившего и отпустившего товар.

Следовательно, приложенные к жалобе в качестве доказательств и подтверждения требований Компании документы по взаимоотношениям с вышеназванными контрагентами счета-фактуры, накладные акты выполненных работ (оказанных услуг) не соответствующие требованиям бухгалтерского и налогового законодательств, не могут являться адекватным подкреплением бухгалтерских записей в части реализации товаров, работ и услуг.

Также следует отметить, что Комапнией к жалобе не приложены акты сверок, платежные документы, договоры.

Кроме этого, к информации проверяющим специалистом представлена Оборотно-сальдовая ведомость за 2017г. из которой следует, что оплата за реализованный товар от вышеназванных контрагентов не поступала.

Соответственно, уменьшение дохода и оборота по реализации НДС за 2-4 квартал 2017г. по взаиморасчетам с покупателями ТОО «М», ТОО «В», ИП «С» налоговой проверкой является обоснованным.

Следует отметить, что проверяющим специалистом как на доход, так и в облагаемый оборот по НДС отнесена импорт, приобретенный с 01.04.2017г. по 19.04.2017г. на сумму 39956,7 тыс.тенге, НДС 4797,8 тыс.тенге, в связи с отсутствием остатков ТМЗ за 2017г.

2. Относительно исключения НДС из зачета импортированного товара.

Вместе с тем, из представленной информации проверяющего специалиста следует, что в ходе налоговой проверки в декларации по НДС за 2 квартал 2017г. из суммы оборота по приобретению, исключен также импортированный товар из КНР в сумме 471 085,8 тыс.тенге, НДС 66 162, 9 тыс.тенге, в связи с тем, что данный импорт был осуществлен в 1 квартале 2017г. (ГТД с 20.02.2017г. по 31.03.2017г.). При этом сумма НДС, уплаченная при импорте товаров в 1 квартале 2017г. составила всего 37405,5 тыс.тенге

Кроме того, у Компании отсутствовали складские помещения, импортированный товар (овощи и фрукты) являлся скоропортящимся.

При этом, плательщиком НДС Компания зарегистрирована с 01.04.2017г., то есть в период с февраля по март 2017г. Компания не являлась плательщиком НДС и соответственно не имело право указывать в декларации по НДС за 2 квартал 2017г. обороты по импортированному товару, приобретенному в первом квартале 2017г.

Также, проверяющим специалистом представлена Оборотно-сальдовая ведомость за 2017г. из которой следует, что оплата поставщикам за приобретенные товары, работы и услуги Компанией не производилась.

Соответственно исключение налоговой проверкой из зачета НДС за 2 квартал 2017г. в сумме 66162,9 тыс.тенге, уплаченного по импорту товаров в 1 квартале 2017г., является обоснованным.

3. Относительно исключения расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с ТОО «G», ИП «М», ИП «А», ИП «W», ИП «К».

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Подпунктами 1) и 2) пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса установлено, что при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются, в том числе, следующие условия: получатель товаров, работ, услуг является плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса; поставщиком, являющимся плательщиком НДС, на дату выписки счета-фактуры, выставлен счет-фактура или другой документ, представляемый, в соответствии с пунктом 2 статьи 256 Налогового кодекса, на реализованные товары, работы, услуги на территории Республики Казахстан.

Таким образом, отнесение в зачет расходов по товарам (работам, услугам) производится на основании подтверждающих документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в целях исчисления КПН и НДС расходы подлежат отнесению на вычеты и в зачет НДС при наличии первичных документов, соответствующих требованиям законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также самостоятельно разработанных налогоплательщиком документов, подтверждающих данные расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение доходов, и факт приобретения таких товаров, работ, услуг.

Относительно взаиморасчетов с ТОО «G».

Взаиморасчеты с данным контрагентом отражены во 2-3 квартале 2017г., оборот составил 366650,9 тыс.тенге, в том числе НДС 39284,0 тыс.тенге. Основным видом деятельности согласно ОКЭД является «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации». Руководителем и учредителем ТОО «G» с 24.04.2017г. являлась М.У.Т., в адрес Компании данный поставщик поставлял овощи и фрукты.

Следует отметить, что данный контрагент Декларации по ФНО 700.00 в налоговые органы не представлял, в Декларации по ФНО 200.00 за 2 квартал 2017 года числились два человека. Соответственно у ТОО «G» отсутствовало имущество, транспорт, отсутствовали работники, арендованные основные средства также не имелись.

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК) в письменной форме должны совершаться сделки на сумму свыше ста месячных расчетных показателей (2269*100=226900 тенге), за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении.

При этом согласно пункту 2 статьи 152 ГК РК сделка, совершенная в письменной форме, должна быть подписана сторонами или их представителями, если иное не вытекает из обычаев делового оборота.

В рассматриваемом случае, Компанией к жалобе не представлены договоры по взаимоотношениям с данным поставщиком.

Согласно Приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года №562 (далее - Приказ МФ РК №562) утверждены формы первичных учетных документов, где доверенность, журнал учета выданных доверенностей, приходный ордер запасов, карточка учета запасов, акт выполненных работ (оказанных услуг) являются первичными учетными документами.

В соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета для оформления права лица выступать от имени субъекта при получении активов применяется доверенность. Доверенности выдают лицам, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности за хранение денег и активов. Доверенность подписывается руководством субъекта и заверяется печатью.

Из анализа представленных счетов-фактур и накладных на отпуск товаров на сторону от ТОО «ПЖ» в адрес Компании следует, что в нарушение Приказа МФ РК № 562 в накладной не проставлены ФИО лиц отпустившего и получившего данные товары, не указана транспортная организация, осуществляющая перевозки, не указан номер и дата товарно-транспортной накладной, не приложена доверенность. При этом, в счетах-фактурах указан номер и дата Договора (№1 от 01.05.2017г.), тогда как Договор к жалобе не приложен.

Также, из представленной Оборотно-сальдовой ведомости за 2017г. следует, что оплата поставщику за приобретенный товар не производилась.

Кроме того, не приложен приходный ордер запасов с заполненными графами, с ФИО, уполномоченными на прием и передачу товара лицами, приходный ордер запасов, карточка учета запасов, являющиеся первичными учетными документами.

Как было указано ранее, в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета для оформления права лица выступать от имени субъекта при получении активов применяется доверенность. Доверенности выдают лицам, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности за хранение денег и активов. Доверенность подписывается руководством субъекта и заверяется печатью.

Исходя из изложенного, следует, что вышеуказанные документы по взаимоотношениям с данным контрагентом Компании составлены с нарушениями требований, установленных законодательством РК.

Относительно взаиморасчетов с ИП «М»

Взаиморасчеты с ИП «М» отражены во 2 и 4 квартале 2017г., оборот составил 9350,4 тыс.тенге. Основной вид деятельности- грузовые перевозки автомобильным транспортом.

ИП «М» оказывала в адрес Компании погрузочно-разгрузочные работы, комплектацию груза и складирование, являлась одновременно руководителем ТОО «ПЖ».

Данный контрагент Декларации по ФНО 700.00 в налоговые органы не представлял, в Декларации по ФНО 200.00 за 2 и 4 кварталы 2017 года наемные работники отсутствовали, декларации представлены с нулевыми значениями. Соответственно у ИП «М» отсутствовало имущество, транспорт, наемные работники, арендованные основные средства (оборудование для погрузочно - разгрузочных работ) также отсутствовали.

При этом следует отметить, что вышеназванные услуги оказывались также, когда у Компании отсутствовал товар (счет-фактура от 15.11.2017г.), так реализация и покупка товара (овощей и фруктов) производилась Компанией во 2 и 3 квартале 2017г.

Также, из анализа представленных Деклараций по НДС за 2 и 4 кварталы 2017г. следует, что приложение 300.07 реестр счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам ИП «М» не заполнено (представлено с нулевыми значениями), декларация по форме 910.00 в налоговые органы не представлялась.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению налоговых проверок, утвержденные Приказом Председателя НК МФ РК от 24.06.2011г. №248 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению налоговых проверок налогоплательщиков», при отнесении на вычеты прочих услуг и работ необходимо проверить наличие договора на оказание услуг, счетов-фактур, актов выполненных работ. Данные услуги, работы могут быть отнесены на вычеты при условии, что предоставляемые услуги связаны с текущей производственной деятельностью и реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг), то есть данные расходы понесены для целей получения СГД.

Соответственно, отнесение расходов на вычеты производятся при наличии подтверждающих документов, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода. При этом, ведение учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете.

В рассматриваемом случае, в актах выполненных работ (оказанных услуг) наименование работ (услуг) указаны одной строкой, без указания их в разрезе подвидов, без указания единицы измерения, количества выполненных работ, оказанных услуг, сколько работников были задействованы при выполнении работ, оказания услуг, ФИО работника, принявшего работы, оказанные услуги. Кроме того, дата составления данного акта от 30.04.2017г., тогда как дата составления счет-фактуры от 30.06.2017г., также к жалобе не представлены Акты сверок, договора на оказание услуг, в счетах-фактурах отсутствует указание номера и даты Договора.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК) в письменной форме должны совершаться сделки на сумму свыше ста месячных расчетных показателей (2269*100=226900 тенге), за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении.

При этом согласно пункту 2 статьи 152 ГК РК сделка, совершенная в письменной форме, должна быть подписана сторонами или их представителями, если иное не вытекает из обычаев делового оборота.

Также, из представленной Оборотно-сальдовой ведомости за 2017г. следует, что оплата поставщиками за приобретенные работы и услуги не производилась.

Исходя из изложенного, следует, что вышеуказанные документы по взаимоотношениям с данным контрагентом Компании составлены с нарушениями требований, установленных законодательством РК.

Относительно взаиморасчетов с ИП «А».

Взаиморасчеты с данным контрагентом отражены в 4 квартале 2017г., оборот составил 3000,0 тыс.тенге, НДС в том числе 353,6 тыс.тенге. Основной вид деятельности - прочие виды организации питания, не вошедшие в другие группировки.

Так, в адрес Компании данным поставщиком оказаны погрузочно-разгрузочные услуги, при этом наемные работники у ИП «А» отсутствовали, Декларации по ФНО 200.00, Декларации по ФНО 700.00, Декларации по НДС ФНО 300.00 за 2017 год в налоговый орган не представлялись. Соответственно у ИП «А» отсутствовало имущество, транспорт, наемные работники, арендованные основные средства (оборудование для погрузочно - разгрузочных работ) также отсутствовали, декларация по форме 910.00 в налоговые органы не представлялась.

При этом следует отметить, что вышеназванные услуги оказывались также в период, когда у Компании отсутствовал товар, так реализация и покупка товара (овощей и фруктов) производилась Компанией во 2-3 квартале 2017г., тогда как погрузочные работы выполнены для Компании в 4 квартале 2017г. (счет-фактура №1 от 18.12.2017г.).

В рассматриваемом случае, в акте выполненных работ (оказанных услуг) наименование работ (услуг) указаны одной строкой, без указания их в разрезе подвидов, без указания единицы измерения, количества выполненных работ, оказанных услуг, сколько работников были задействованы при выполнении работ, оказания услуг, ФИО работника, сдавшего и принявшего работы, без расшифровки подписи и ФИО. При этом, счет-фактура также предоставлена без наличия подписи и печати ИП «А», также к жалобе не представлены Акты сверок, договора на оказание услуг, в счетах-фактурах отсутствует указание номера и даты Договора.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК) в письменной форме должны совершаться сделки на сумму свыше ста месячных расчетных показателей (2269*100=226900 тенге), за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении.

При этом согласно пункту 2 статьи 152 ГК РК сделка, совершенная в письменной форме, должна быть подписана сторонами или их представителями, если иное не вытекает из обычаев делового оборота.

Кроме того, из представленной Оборотно-сальдовой ведомости за 2017г. следует, что оплата поставщиками за приобретенные работы и услуги не производилась.

Исходя из изложенного, следует, что вышеуказанные документы по взаимоотношениям с данным контрагентом составлены с нарушениями требований, установленных законодательством РК.

Относительно взаиморасчетов с ИП «W».

Взаиморасчеты с данным контрагентом отражены во 2 и 4 квартале 2017г., оборот составил 13 000,0 тыс.тенге. Основной вид деятельности – «прочая розничная торговля в не специализированных магазинах».

Так, в адрес Компании данным поставщиком оказаны погрузочно-разгрузочные услуги, расфасовка товаров в упаковке, при этом наемные работники у ИП «W» отсутствовали, Декларации по ФНО 200.00, Декларации по ФНО 700.00, Декларации по НДС ФНО 300.00 за 2017 год в налоговый орган не представлялись. Соответственно у ИП «W» отсутствовало имущество, транспорт, наемные работники, арендованные основные средства (оборудования для погрузочно - разгрузочных работ) также отсутствовали, декларация по форме 910.00 в налоговые органы не представлялась.

При этом следует отметить, что вышеназванные услуги оказывались за период, когда у Компании отсутствовал товар, так реализация и покупка товара (овощей и фруктов) производилась Компанией во 2-3 квартале 2017г., услуга по погрузочным работам в адрес Компании была произведена в 4 квартале 2017г. (счет-фактура №1 от 28.12.2017г.)

В представленных к жалобе актах выполненных работ (оказанных услуг) наименование работ (услуг) указаны одной строкой, без указания их в разрезе подвидов, без указания единицы измерения, количества выполненных работ, оказанных услуг, сколько работников были задействованы при выполнении работ, оказания услуг, ФИО работника, сдавшего и принявшего работы, без расшифровки подписи и ФИО, также к жалобе не представлены Акты сверок, договора на оказание услуг, в счетах-фактурах отсутствует указание номера и даты Договора.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК) в письменной форме должны совершаться сделки на сумму свыше ста месячных расчетных показателей (2269*100=226900 тенге), за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении.

При этом согласно пункту 2 статьи 152 ГК РК сделка, совершенная в письменной форме, должна быть подписана сторонами или их представителями, если иное не вытекает из обычаев делового оборота.

Кроме того, из представленной Оборотно-сальдовой ведомости за 2017г. следует, что оплата поставщику за приобретенные работы и услуги не производилась.

Из изложенного следует, что вышеуказанные документы по взаимоотношениям с данным контрагентом Компании составлены с нарушениями требований, установленных законодательством РК.

Относительно взаиморасчетов с ИП «К».

Взаиморасчеты с данным контрагентом отражены во 2-3 квартале 2017г., оборот составил 59000,0 тыс.тенге. Основной вид деятельности - оптовая торговля фруктами и овощами. Согласно представленных счетов-фактур вид оказанных услуг в адрес Компании - транспортные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, комплектация груза, складирование.

Следует отметить, что ИП «К» одновременно являлась руководителем и учредителем Компании.

Кроме того, у ИП «К» отсутствует оборудование для погрузочно-разгрузочных работ, отсутствует транспорт для оказания транспортных услуг, арендованный транспорт и спецтехника также отсутствуют. Декларация по ФНО 200.00 за 2 квартал 2017г. отсутствует, за 3 квартал 2017г. представлена с нулевыми показателями, Декларации по ФНО 700.00, 910.00 за 2017 год в налоговый орган не представлялись. Соответственно у ИП «К» отсутствовало имущество, транспорт, наемные работники, арендованные основные средства (оборудования для погрузочно - разгрузочных работ) также отсутствовали.

В соответствии со статьями 689 и 690 ГК РК договор перевозки груза оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренного законодательными актами о транспорте.

Согласно пункту 2 статьи 30 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» (далее - Закон об автомобильном транспорте) от 04.07.2003г. заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной.

Таким образом, документами, подтверждающими оказание услуг по перевозке пассажиров, грузов, багажа, являются соответствующие перевозочные документы, предусмотренные пунктами 15-17 статьи 1 Закона об автомобильном транспорте.

Одновременно следует отметить, что согласно положениям главы 7 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Приказом от 22.12.2004г. Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, перевозка грузов должна оформляться товарно-транспортными накладными.

Грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания предъявленных к перевозке грузов. Второй, третий и четвертый экземпляры грузоотправителем вручаются перевозчику. При этом, во всех экземплярах товарно-транспортной накладной грузоотправитель проставляет время прибытия, убытия и простоя автотранспортного средства, а также указывает способ погрузки, вес груза, количество грузовых мест, виды услуг, выполняемых перевозчиком и заверяет товарно-транспортные накладные подписью, печатью или штампом.

Соответственно, товарно-транспортная накладная относится к первичным документам и предназначена для оприходования полученных грузов.

В данном случае, в счетах – фактурах, выписанных на оказание транспортных услуг, приложенных к жалобе в строке «Договор» указаны номер и дата Договора (№5 от 01.02.2017г.). При этом, в нарушении пункта 5 статьи 179 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. к жалобе не приложены данный Договор и товарно-транспортные накладные, являющиеся основанием оприходования полученных грузов.

В представленных к жалобе актах выполненных работ (оказанных услуг) наименование работ (услуг) указаны одной строкой, без указания их в разрезе подвидов, без указания единицы измерения, количества выполненных работ, оказанных услуг, без указания наименования транспорта, количества автомобилей с наименованием, их номера, сколько работников были задействованы при выполнении работ, оказания услуг, ФИО работника, сдавшего и принявшего работы с расшифровкой подписи.

Следовательно, приложенные к жалобе в качестве доказательств и подтверждения требований Компании документы по взаимоотношениям с вышеназванными контрагентами счета-фактуры, накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) не соответствующие требованиям бухгалтерского и налогового законодательств, не могут являться адекватным подкреплением бухгалтерских записей в части приобретения товаров, работ и услуг.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК) в письменной форме должны совершаться сделки на сумму свыше ста месячных расчетных показателей (2269*100=226900 тенге), за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении.

При этом согласно пункту 2 статьи 152 ГК РК сделка, совершенная в письменной форме, должна быть подписана сторонами или их представителями, если иное не вытекает из обычаев делового оборота.

Кроме этого, как было отмечено выше, к информации проверяющим специалистом представлена оборотно-сальдовая ведомость за 2017г. из которой следует, что оплата поставщиками за приобретенные товары, работы и услуги не производилась.

Таким образом, исключение из вычетов и НДС из зачета расходов по взаиморасчетам с ТОО «G», ИП «М», ИП «А», ИП «W», ИП «К», по результатам налоговой проверки произведено обосновано.          

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку