Учёт

Защиту прав потребителей расширят в Казахстане

1117

Включение Института омбудсмена в общественно-политическую систему ряда стран объясняется прежде всего активизацией общественных институтов в сфере деятельности государства и общества, об этом свидетельствует опыт зарубежных стран, где защита прав граждан стоит в первой очереди.

Если говорить о сфере защиты прав потребителей, то тенденции введения в ней Института омбудсмена способствует активная политика либерализации бизнеса в стране, в то же время повышение правовой грамотности потребителей и их взыскательности.

Например, в Казахстане вопросами прав бизнес-сообщества в верхних эшелонах государственной власти активно участвует бизнес-омбудсмен, вопросами прав банковского конгломерата и страховых организаций занимаются соответствующие этим деятельностям омбудсмены. Следует отметить, что перечисленные институты закреплены в законодательных актах, сообщает Учет.kz.

Что касается потребительских прав более 19 млн населения, лицо, уполномоченное представлять потребительские интересы всего Казахстана, способное реализовать задачи по обеспечению социально-экономической стабильности, в силу своих личностных качеств, профессионального опыта, компетентного по правовым вопросам во всех отраслях потребительского рынка страны не определено.

Именно этим и будет отличаться Институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, задачами которого будут: услышать каждого из 19 млн потребителей, изучать и выявлять системные проблемы сферы защиты прав потребителей в ходе своей деятельности, а также служить голосом потребителей, периодически докладываться напрямую об этом на самые верхние эшелоны государственной власти с предложениями по решению этих проблем.

Также задачами омбудсмена будут: 

  • досудебное урегулирование по возникшим вопросам прав потребителя с предпринимателем, в противном случае обращение в судебные органы с иском в интересах и защиты прав потребителей, 
  • активное участие в разработке отраслевых проектов правовых актов государственных органов-разработчиков, если они затрагивают интересы или могут ущемить права потребителей, 
  • просвещение и повышение правовой грамотности граждан по вопросам прав потребителей.

По результатам социологического опроса 20 тыс. респондентов всего Казахстана, проведенного в 2021 году, 55% из них выразили положительные отклики по созданию Института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, сообщает ведомство.

Для рассмотрения обращений потребителей общественными институтами они могут воспользоваться Единой информационной системой защиты прав потребителей e-tutynushy.kz (Единая электронная книга жалоб потребителей). Для этого потребителю и общественному институту ЗПП необходимо только зарегистрироваться в ней.

Важно отметить ее особенность, которая позволяет потребителю по принципу «единого окна» направить бесплатно и мгновенно свою претензию в адрес предпринимателя для получения мотивированного ответа по этому поводу.


"Аналогов e-tutynushy.kz – моста между потребителем и предпринимателем, нет", - сообщает пресс-центр ведомства.