Учёт

Зачем бухгалтеру и Казахстану СНТ?

2899

В рамках автоматизации процессов администрирования с 31 декабря 2020 года запущен пилотный проект по внедрению СНТ на товары, сообщает Учет.kz со ссылкой на Комитет госдоходов МФ РК.

Принимаемые меры позволят исключить ввоз товаров в адрес фиктивных грузополучателей, банкротов и ликвидированных лиц, ускорит процедуру пересечения границы, т.к. исключается необходимость сканирования ТТН и внесение сведений в информационные системы.

Какие известны преимущества СНТ?

  • нет необходимости оформления формы З-2 «Накладная на отпуск товаров в сторону»;
  • автозаполнение ЭСФ происходит на основании СНТ;
  • не надо сканировать документы на автомобильных пунктах пропуска;

Это ускорит процесс прохождения границы.

При текущем порядке оформления товаросопроводительных документов   часто выявляется импорт товаров в адрес фиктивных грузополучателей. В таких случаях экспортерами стран ЕАЭС получателем товара указывается бездействующий казахстанский налогоплательщик или банкрот.
В результате, фактическим получателем товара является другое лицо, которое с помощью применения таких схем избегает уплаты косвенных налогов.
Вышеуказанные нарушения во взаимной торговле создают для всех стран ЕАЭС предпосылки для увеличения оборота контрабандной и контрафактной продукции, представляют непосредственную угрозу для защиты интересов национальных экономик, наносят значительный урон бюджету в виде снижения поступлений налогов, растет доля рынка некачественной контрафактной продукции.
СНТ, как и любой товаросопроводительный документ, подлежит оформлению до начала отгрузки или перемещения, что противоречит методологии таких форм, как ЭСФ и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представление которых в налоговые органы осуществляется после отгрузки, перемещения товаров.
СНТ позволяет администрировать такие направления, как перемещение товаров двойного назначения, оборот подакцизных товаров, маркировка товаров, временный ввоз и вывоз, переработка давальческого сырья, тогда как  ЭСФ и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не содержат в себе такие сведения.       
В этой связи, СНТ реализовано в информационной системе «Электронные счета-фактуры»,   с целью возможности дальнейшей выписки ЭСФ и формирования Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на базе СНТ по принципу «одного клика».

Основные принципы работы СНТ заключаются в следующем:
1) данный документ оформляется до момента пересечения Государственной границы самим получателем товаров, что позволит минимизировать факты ввоза товаров в адрес фиктивных грузополучателей;
2) при прохождении автотранспортных средств через автомобильные пункты пропуска, расположенные на Государственной границе со странами ЕАЭС, грузоперевозчику достаточно назвать сотруднику территориального органа государственных доходов регистрационный номер СНТ или идентификационные данные получателя товара.
Посредством указанных сведений сотрудник территориального органа государственных доходов осуществляет поиск СНТ в ИС ЭСФ и производит фиксацию в системе о факте перемещения путем нажатия кнопки (подтверждение/отклонение). 
Данный механизм позволит исключить необходимость сканирования сотрудниками территориальных органов государственных доходов товаросопроводительных документов на автомобильных пунктах пропуска, тем самым, увеличится пропускная способность автотранспортных средств;
3) по факту прибытия товаров на склад, находящийся на территории Казахстана, получатель подтверждает либо отклоняет в ИС ЭСФ поставку товаров, что дает налогоплательщику возможность исключить риски получения товара в надлежащем виде и комплектации;
4) оформление СНТ осуществляется в модуле «Виртуальный склад» ИС ЭСФ, что обеспечивает сквозную прослеживаемость перемещения товаров от момента ввоза до реализации конечному покупателю.

Важно, что с помощью СНТ факты лжеимпорта/экспорта будут сведены к нулю, так как СНТ при перемещении товаров в рамках ЕАЭС оформляется самим получателем/поставщиком товаров, являющегося резидентом Казахстана. 

Также невозможно будет выписать СНТ в адрес ликвидированных предприятий, умерших лиц или по запрещенным товарам.

Следует отметить, что на сегодняшний день в соответствии с нормами Договора о ЕАЭС при импорте товаров с территории стран ЕАЭС налогоплательщик не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров на учет, в налоговый орган представляет заявление о ввозе товаров, являющееся основанием для подтверждения экспорта товаров с территории других стран ЕАЭС.

Действующий механизм контроля импорта товаров с ЕАЭС не позволяет осуществлять администрирование косвенных налогов в полной мере, поскольку факт неуплаты налогов устанавливается постфактум, при обращении экспортера страны ЕАЭС в свой налоговый орган для подтверждения нулевой ставки НДС.
Оформление СНТ получателем товаров до пересечения Государственной границы позволит решить вопросы своевременности и полноты уплаты косвенных налогов, не дожидаясь представления заявления о ввозе товаров.        

Внедрение электронных СНТ упростит электронную торговлю и поддержит единый рынок Союза, а также позволит решить следующие вопросы:

  • сокращение документов, подаваемых участниками трансграничной торговли в государственные органы стран ЕАЭС;
  • экономия времени и ресурсов как для бизнеса, так и для государственных органов;
  • развитие трансграничной торговли, увеличение потенциала выхода на рынки Союза;
  • оптимизация бизнес-процессов, сокращение повторяющихся процедур;
  • рост экономик, повышение инвестиционной привлекательности рынка Союза.

Долгосрочными перспективами проекта является поэтапное упрощение процесса взимания косвенных налогов, а также механизма контроля за их уплатой, включая отмену обязанности предоставления налоговой декларации и заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговые органы, товаросопроводительных документов (ТТН, CMR, СФ), обмен информацией между уполномоченными органами стран ЕАЭС на основе обобщения сведений из СНТ, обеспечение сквозной прослеживаемости за перемещением товарных потоков, в том числе с применением технологий цифровой маркировки (QR-код, GTIN), создание единой  системы контроля на базе блокчейн.    

Внедрение СНТ в Казахстане направлено на решение следующих задач:

  • исключение фактов оформления импорта на фиктивных грузополучателей (лжепредприятия, бездействующие налогоплательщики, банкроты, умершие лица, налогоплательщики, чья регистрация признана недействительной) путем подтверждения СНТ получателем товаров посредством ЭЦП;
  • исключение необходимости сканирования документов на Государственной границе со странами ЕАЭС, что позволит ускорить прохождение автотранспортных средств через пункты пропуска;
  • обеспечение полноты поступления косвенных налогов на импортированные товары;
  • сокращение документов, подаваемых при импорте товаров (по действующему законодательству при импорте подакцизных товаров подается 3 формы сопроводительных накладных – на алкогольную продукцию, табачные изделия и нефтепродукты);
  • в дальнейшем исключение необходимости представления таких документов, как декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, авто-, ж/д- и авианакладных, талона о прохождении Государственной границы, формы уведомления о временном ввозе товаров со стран ЕАЭС, уведомления о ввозе с территории стран ЕАЭС давальческого сырья на переработку и вывозе готовой продукции.