Учёт

Ёще раз о борьбе с коррупцией

1613


На Республиканском антикоррупционном форуме о принятии Общенационального плана действии по борьбе с коррупцией, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поставил конкретные задачи перед правоохранительными, государственными органами, партией «Нур-Отан» и общественными организациями, решение которых позволит активизировать работу в названном направлении, сформировать эффективный механизм защиты от коррупционных рисков.

Наш Президент в своем выступлении дал жесткие указания каждому государственному органу, в частности для финансовых органов он поставил конкретные задачи- постоянный финансовый мониторинг операций с денежными средствами в крупных обьемах, вести жесткий контроль за расходованием бюджета в госорганах, также глава

государства акцентировал внимание на пресечении коррупции в финансово-экономической сфере.Когда в нашей стране говорят о коррупции, непременно имеют в виду только госслужащих. Между тем масштабы коррупционных правонарушений в частном секторе ничуть не меньше, отметил наш Президент. В условиях мирового финансового кризиса особую остроту приобретает проблема «корпоративной коррупции». Для борьбы с ней недавно принят Закон об устойчивости финансовой системы, ведь сейчас важно не допускать, чтобы нечистоплотные бизнесмены при попустительстве коррумпированных чиновников расшатывали финансовую устойчивость государства и наносили ущерб экономическим интересам граждан, подчеркнул Нурсултан Назарбаев.Мы должны в корне пресекать любого рода махинации, лжебанкротства, незаконный вывоз капитала за рубеж.Обеспечение соблюдения законности и прозрачности в банковской сфере, защита вкладов и имущественных интересов граждан- вот одна из главных задач соответствующих органов на сегодняшний день.»-отметил Президент. Одной из главных задач органов налоговой службы, вытекающая из поручении главы государства является борьба с коррупцией в своих рядах.

Конечно, сейчас в налоговых и других государственных органах факты открытого

вымогательства отсутствуют, но скрытые факты, например, как «крышевание» всё ёще

имеют место.С такими явлениями начали сталкиваться с начала этого года, когда лицензию на розничную реализацию алкогольной продукцией стали выдавать налоговые департаменты.Лицензия на этот вид деятельности выдается при соблюдении определенных

требовании:

-соответствие обьекта требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей

(санитарные нормы и правила, ГОСТы, нормы и правила пожарной безопасности);

-соблюдение радиуса не менее 100 метров от детских учреждении и организации образования;

-соответствие обьекта квалификационным требованиям, предьявляемым к деятельности по

хранению и розничой реализации алкогольной продукции.

При несоблюдении или несоответствии хотя бы одному из этих требовании, налоговые органы отказывают в выдаче лицензии. При этом у заявителя сохраняется право на подачу повторного заявления после устранения выявленных несоответствии.

Но отдельные налогоплательщики, получив отказ в выдаче лицензии, вместо устранения выявленных несоответствии квалификационным требованиям, начинают

подключать своих покровителей, которые буквально не дают покоя работникам, занятых на

выдаче лицензии. В дальнейшем, при получении отказа в выдаче лицензии и после этих

действии, или при выявлении безлицензионной деятельности, так как некоторые работают без приобретения лицензии, распространяют слухи якобы о вымогательстве налоговиков за

выдачу лицензии.Здесь надо отметить, что вопрос выдачи лицензии рассматривается

специально созданной для этой цели комиссией налогового департамента.

Ёще один момент, когда в налоговых органах есть риск возникновения фактов

коррупции. С марта месяца текущего года, лица занимающиеся реализацией алкогольной

продукции должны сдавать сопроводительные накладные на полученную алкогольную

продукцию в течении 15 календарных дней в налоговые органы.На практике многие

налогоплательщики не соблюдают этих сроков или вообще не сдают сопроводительные

накладные, тем самым допускают правонарушения, предусматривающие административную ответственность по статье 163 КОАП РК. По этой статье сумма административного штрафа для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющимися субьектами

малого и среднего предпринимательства составляет 70 МРП(105840 тенге), а для

юридических лиц, субьектов крупного предпринимательства 100МРП(151200тенге).

Как видим, суммы административных штрафов значительны.

И многие ищут различные возможности избежания от административного штрафа, провоцируя при этом работников налогового органа на получение взятки или на мошенничество,это когда привлекаются работники других отделов.

В данном случае рискуют и налогоплательщик предлагающий взятку и налоговик если

соблазниться на взятку. Ведь сопроводительные накладные на алкогольную продукцию сдаются в электронном виде и весь процесс: сдана ли сопроводительная накладная, сдана в

срок или с нарушением срока, составлен ли административный протокол за нарушение срока

представления, прозрачен, и через информационную систему контролируется центральным

аппаратом Налогового Комитета Министерства Финансов Республики Казахстан, также

отслеживается налоговым департаментом по области.

Поэтому, призываем налогоплательщиков просто не рисковать впустую, а стараться не допускать нарушении и непровоцировать налоговиков на взятку, а если со стороны самих работников налоговых органов будут намеки на вымогательство взятки обратиться по телефону доверия 45-15-12, ваши обращения будут рассмотрены руководством налогового департамента. Коррупцию возможно победить только совместными усилиями государственных и правоохранительных органов при тесном сотрудничестве с гражданским обществом.

Б.Юсупов, Начальник Управления администрирования косвенных налогов Налогового департамента по Атырауской области