Учёт

Возможности государственных закупок из одного источника сократят в Казахстане

2488

Депутаты Мажилиса одобрили во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок, закупок недропользователей и субъектов естественных монополий, связи, автомобильного транспорта и обороны», сообщает Учёт.kz.

Как пояснил, выступая на пленарном заседании 16 июня, депутат Мажилиса Альберт Рау, в ходе работы рабочей группы над законопроектом депутатами внесены поправки, направленные на:

  • уточнение понятия «электронный магазин», что позволит существенно упростить и ускорить процесс выбора поставщика, а также повысит экономию бюджетных средств за счет создания прозрачного конкурентного рынка;

  • уточнение понятия «электронный кошелек», что позволит потенциальным поставщикам вносить деньги на лицевой счет не только для обеспечения заявки на участие в конкурсе, но и для обеспечения исполнения договора о государственных закупках;

  • введение нового понятия «электронный каталог товаров». Он предназначен для формирования унифицированного описания товаров с целью автоматизированной идентификации закупаемых товаров.

Также депутаты внесли поправки, направленные на заключение долгосрочных гарантированных договоров о государственных закупках в виде оффтейк-контрактов. Предусмотрено введение нового понятия «согласительная комиссия» как постоянно действующего коллегиального органа, создаваемого для рассмотрения обращений потенциальных поставщиков, включенных в реестр недобросовестных участников государственных закупок, вследствие уклонения от заключения договора.

В поправках депутаты сократили основания для государственных закупок из одного источника. При этом определено, что госзакупки способом из одного источника должны проходить путём прямого заключения договора о государственных закупках в исключительных случаях, когда невозможно приобрести такие товары, работы, услуги иными способами. Законодательно закреплено, что на веб-портале государственных закупок обязательно размещается отчёт о государственных закупках из одного источника. В нём указываются сведения о должностном лице, принявшем решение о закупках из одного источника, а также обосновываются причины, по которым невозможно было совершить закупки конкурентными способами.

Также вводится персональная ответственность лица, принявшего решение об осуществлении государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках.

Предусмотрено создание базы паспортов потенциальных поставщиков на веб-портале государственных закупок, в которой будут содержатся все сведения о потенциальных поставщиках. Закрепляется возможность размещения на веб-портале государственных закупок предварительного извещения о госзакупках. Законодательно уточняются квалификационные требования, которым должен соответствовать потенциальный поставщик, в части обладания не только материальными и трудовыми ресурсами, но и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках.

Как сообщалось ранее, законопроект предусматривает новый способ закупок — конкурс с использованием рамочных соглашений. Он включает два этапа. На первом этапе отбираются потенциальные поставщики, соответствующие установленным требованиям, с которыми заключается рамочное соглашение. На втором этапе заказчики направляют участникам рамочного соглашения заявки на приобретение товаров, работ и услуг. Договор заключается с потенциальным поставщиком, предоставившим наименьшее ценовое предложение.

Чтобы снизить коррупционные риски, в законопроекте вводится такой способ закупок, как конкурс с использованием рейтингово-бальной системы. Он предусматривает исключение человеческого участия в процессе госзакупок и будет осуществляться без конкурсной комиссии.

В рамках сокращения закупок из одного источника законопроектом предлагается из 52 оснований закупок из одного источника сократить три.

При этом исключаемый подпункт 42) пункта 3 статьи 39 Закона, предусматривающий закупки малозначительных товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 100 МРП, будет компенсирован новым способом закупок через электронный магазин. Особенностью электронного магазина является то, что этот способ закупок предоставляет заказчику свободу выбора нужного ему товара, при этом поставщик такого товара определяется на основе наименьшей цены. Такой подход, с одной стороны, позволяет приобретать качественные товары, с другой — исключает любые злоупотребления и риски, как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков.

Законопроект передан на рассмотрение в Сенат.