Учёт

Добавлена госуслуга «Возврат ошибочно перечисленных ОПВ и пени»

2127

Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 4 апреля 2024 года № 91 внесены дополнения в приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 25 марта 2021 года № 84 «О некоторых вопросах оказания государственных услуг в социально-трудовой сфере», сообщает  Учет.kz.

Приказ вводится в действие с 21 апреля 2024 года.

Утвержденным приказом оказание государственных услуг в социально-трудовой сфере дополнено оказанием государственной услуги «Возврат ошибочно перечисленных обязательных пенсионных взносов и (или) пени».

В приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 25 марта 2021 года № 84 «О некоторых вопросах оказания государственных услуг в социально-трудовой сфере» внесено дополнение: 

  • пункт 1 дополнен подпунктом 10) следующего содержания:

Правила оказания государственной услуги «Возврат ошибочно перечисленных обязательных пенсионных взносов и (или) пени» согласно приложению 8-2 к настоящему приказу».

Правила оказания государственной услуги «Возврат ошибочно перечисленных обязательных пенсионных взносов и (или) пени» разработаны в соответствии с подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» и определяют порядок оказания государственной услуги «Возврат ошибочно перечисленных обязательных пенсионных взносов и (или) пени».

Государственная услуга оказывается некоммерческим акционерным обществом «Государственная корпорация «Правительство для граждан» физическим и юридическим лицам в соответствии с настоящими Правилами.

Информация о внесенных изменениях и (или) дополнениях в подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок оказания государственной услуги, направляется оператору информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства», в Единый контакт-центр в течение трех рабочих дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан соответствующего нормативного правового акта.

Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

   индивидуальный пенсионный счет (далее – ИПС) – личный именной счет вкладчика обязательных пенсионных взносов, физического лица, за которого перечислены обязательные профессиональные пенсионные взносы, добровольные пенсионные взносы (получателя пенсионных выплат), на котором учитываются обязательные пенсионные взносы либо обязательные профессиональные пенсионные взносы, либо добровольные пенсионные взносы, инвестиционный доход, пеня и иные поступления в соответствии с законодательством Республики Казахстан и с которого производятся пенсионные выплаты;

   информационная система «Государственная база данных «Юридические лица» (далее – ГБД ЮЛ) – государственная база данных, предназначенная для ведения национального реестра бизнес-идентификационных номеров и обеспечивает присвоение бизнес-идентификационного номера юридическим лицам, филиалам и представительствам во взаимодействии с ГБД ЮЛ и ведомственными системами Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан;

   информационная система Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее – ИС МТСЗН) – комплекс информационных систем, предназначенных для рассмотрения и назначения пенсионных выплат и пособий, а также осуществления учета и мониторинга лиц, которым назначены выплаты; 

   вкладчик ОПВ (далее - вкладчик) - физическое лицо, имеющее ИПС для учета ОПВ в ЕНПФ;  

 агент по уплате обязательных пенсионных взносов (далее – агент) – физическое или юридическое лицо, включая иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие, удерживающие (начисляющие) и перечисляющие обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;

   автоматизированная информационная система «Организация обработки платежей» (далее – АИС «ООП») – информационная система по автоматизации процессов для организации обработки пенсионных и социальных отчислений и платежей;

Порядок оказания государственной услуги

Для получения государственной услуги услугополучатель подает заявление с приложением документов, указанных в перечне основных требований к оказанию государственной услуги,  в Государственную корпорацию или формирует электронную заявку самостоятельно на веб-портале «электронного правительства» www.egov.kz (далее – портал).

Общий срок рассмотрения документов и выдачи результатов оказания государственной услуги составляет не более пятнадцати рабочих дней:

  • для заявлений в бумажном виде - со дня регистрации в Государственной корпорации в журнале регистрации бумажных заявлений в АИС «ООП»;

  • для заявлений, сформированных на портале, – со дня поступления в журнал электронных заявок на возврат в АИС «ООП»

Пакет документов на возврат ошибочно перечисленных ОПВ и (или) пени направляется услугополучателем услугодателю посредством почтовой связи или подается нарочно в канцелярию услугодателя.

Услугодатель в течение пяти рабочих дней после регистрации пакета документов в канцелярии проверяет правильность заполнения заявлений и по уникальному коду на нотариально заверенном заявлении вкладчика обязательных пенсионных взносов о согласии списания с его индивидуального пенсионного счета ошибочно перечисленных ОПВ и (или) пени определяет подлинность и достоверность нотариальной сделки по QR-коду с помощью приложения по считыванию кодов или по проверочному коду документа на сайте enis.kz.

Услугодатель отказывает в рассмотрении заявления услугополучателя на возврат ошибочно перечисленных ОПВ и (или) пени в следующих случаях:

1) предоставлен неполный пакет документов на возврат ошибочно перечисленных ОПВ и (или) пени;

2) неверно заполнены заявления на возврат ошибочно перечисленной суммы ОПВ и (или) пени;

3) отсутствует или не подтверждается нотариально удостоверенное согласие вкладчика (-ов) на списание суммы ОПВ и (или) пени с его ИПС.

Услугодатель формирует письменный ответ об отказе в рассмотрении заявления с указанием причины и ошибок заполнения и направляет его услугополучателю посредством почтовой связи.

При частично отработанном заявлении агента на возврат ошибочно перечисленной суммы ОПВ и (или) пени, услуга считается оказанной, по заявлению услугополучателя услугодатель формулирует письменный ответ с указанием вкладчика (-ов), по кому не сформированы заявки в ЕНПФ и причины отказа в формировании заявки.

При устранении причин услугополучатель обращается за оказанием услуги повторно.

Если заявления заполнены верно и согласие вкладчика (-ов) подтверждается, заявление регистрируется в журнале регистрации бумажных заявлений в АИС «ООП» услугодателем и в течение одного рабочего дня формируется предварительный запрос в ЕНПФ на подтверждение или отказ в осуществлении возврата ошибочно перечисленных ОПВ и (или) пени. По подтвержденным ЕНПФ суммам в течение одного рабочего дня формируются заявки в электронном виде на возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени и направляются в ЕНПФ в соответствии с соглашением, заключенным между ЕНПФ и услугодателем (далее – Соглашение).

ЕНПФ, получив от услугодателя электронную заявку на возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени, в течение двух рабочих дней осуществляет возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени на банковский счет Государственной корпорации с указанием номера и даты заявки услугодателя либо формирует электронное уведомление об отказе в осуществлении возврата ОПВ и (или) пени с указанием причины согласно пункту 28 Постановления, удостоверенное посредством ЭЦП уполномоченного лица ЕНПФ.

Формы и сроки отправки предварительного запроса, электронной заявки на возврат ошибочно перечисленных ОПВ и (или) пени от услугодателя, а также предоставление ответов от ЕНПФ предусмотрены Соглашением.

Услугодатель в течение трех рабочих дней со дня поступления из ЕНПФ возврата ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени, производит их перечисление платежным поручением с приложением списков физических лиц согласно реквизитам, указанным в заявлении услугополучателя.

Государственную услугу также можно получить на портале путем самостоятельного формирования услугополучателем электронной заявки на возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ (или) пени.

После авторизации услугополучателя на портале и выбора государственной услуги, услугополучатель заполняет реквизиты агента (бизнес-идентификационный номер (далее - БИН), индивидуальный идентификационный номер (далее - ИИН), банковский идентификационный код (далее - БИК), индивидуальный идентификационный код (далее - ИИК), номер телефона и электронный адрес почты), осуществившего ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени, по которым необходимо инициировать возврат.

После ввода данных агента портал направляет запрос в ГБД ЮЛ для получения сведений о государственной регистрации юридического лица, учетной регистрации их филиалов и представительств и (или) реорганизации юридического лица (прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц).

При реорганизации юридического лица (агента), ранее осуществившего ошибочно перечисление сумм ОПВ и (или) пени, портал выводит из ГБД ЮЛ на выбор услугополучателя БИН агента, от которого были ошибочно перечислены суммы ОПВ и (или) пени.

После выбора услугополучателем реквизитов агента, перечислившего ошибочно перечисленные суммы ОПВ и (или) пени, портал предлагает заполнить и отправить в АИС «ООП» запрос с реквизитами платежного поручения на возврат (референс, номер, дата и общая сумма платежного поручения), в котором были допущены ошибки при перечислении ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени.

При несоответствии указанных на портале услугополучателем реквизитов агента с реквизитами платежного поручения ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени или отсутствия регистрации юридического лица, процесс оформления государственной услуги завершается.

После уточнения реквизитов агент повторно формирует электронное заявление на возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени на портале.

При изменении ИИК банковского счета агента, указанного для возврата ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени, от ИИК банковского счета, с которого осуществлялось перечисление сумм ОПВ и (или) пени, агент указывает банковский счет (ИИК) для возврата с обязательным приложением сканированного варианта уведомления с банка второго уровня или АО «Казпочта» об открытом текущем банковском счете.

При соответствии реквизитов агента с реквизитами перечисленного платежного поручения АИС «ООП» автоматически направляет на портал ответ с подтверждением о корректно заполненных реквизитах агента, с прикреплением списочной части платежного поручения на возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени. Услугодатель информирует услугополучателя посредством отправки уведомления в личный кабинет портала о необходимости продолжить оформление заявления на получение государственной услуги.

Из поступившей списочной части платежного поручения услугополучатель выбирает физических лиц (работников), по которым необходимо осуществить возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени, указывает сумму и причину возврата, после чего портал направляет физическим лицам (работникам) в личный кабинет на портале запрос на получение согласия на списание денег с его ИПС и обработку персональных данных в форме уведомления согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

Если по всем выбранным элементам платежного поручения физические лица (работники) не дали согласия на списание сумм с ИПС для осуществления возврата ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени на счет агента, портал автоматически завершает процесс оказания государственной услуги.

По элементам списочной части платежного поручения, по которым получено согласие физических лиц (работников) на списание сумм с ИПС, портал автоматически формирует электронное заявление, удостоверенное посредством ЭЦП услугополучателя, с приложением реквизитов услугополучателя, на которые необходимо перечислить возвращаемые ошибочно перечисленные суммы ОПВ и (или) пени.

Поступившее с портала в АИС «ООП» электронное заявление проходит проверку на корректность реквизитов для осуществления возврата ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени, на наличие возвращаемой суммы, отсутствие возврата по физическим лицам (работникам) и отсутствие ранее направленного заявления на возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени, указанных в электронном заявлении.

При отрицательном результате проверки АИС «ООП» инициирует завершение процесса оказания государственной услуги и отправляет уведомление на портал с указанием причины отказа в формировании электронной заявки на возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени в ЕНПФ.

При положительном результате проверки АИС «ООП» автоматически направляет электронное заявление в журнал заявлений на возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени, предназначенный для регистрации электронных заявлений услугодателем.

После поступления электронного заявления в журнал электронных заявлений на возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени услугодатель в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения заявления, рассматривает электронное заявление на возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени.

При наличии ошибок заполнения электронного заявления, услугодатель через АИС «ООП» направляет на портал уведомление о необходимости предоставления дополнительных документов.

Услугополучатель в течение двух рабочих дней предоставляет дополнительные документы для дальнейшего оказания услуги.

При непредоставлении дополнительных документов в двухдневный срок услугодатель формирует уведомление по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

При наличии причин, указанных в пункте 9 перечня, услугодатель отказывает в возврате ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени в соответствии с пунктом 33 настоящих Правил. АИС «ООП» направляет на портал уведомление об отказе в возврате ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени и выводит в личном кабинете портала уведомление о статусе рассмотрения электронного заявления государственной услуги.

После регистрации электронного заявления услугодатель направляет электронную заявку в ЕНПФ на осуществление возврата ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени. АИС «ООП» направляет на портал уведомление по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам и выводит в личном кабинете портала уведомление о статусе рассмотрения электронного заявления на оказание государственной услуги.

ЕНПФ в течение пяти рабочих дней со дня получения электронной заявки осуществляет возврат ошибочно перечисленных ОПВ и (или) пени услугодателю с указанием номера и даты электронной заявки.

В случаях, указанных в подпунктах 2) и 3) пункта 9 перечня, ЕНПФ направляет в АИС «ООП» отказ в возврате ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени с указанием номера, даты электронного заявления и причины отказа.

АИС «ООП» направляет на портал уведомление об отказе в возврате ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам и выводит в личном кабинете портала уведомление о статусе рассмотрения электронного заявления государственной услуги.

При наличии оснований, предусмотренных в пункте 9 перечня, услугодатель согласно статье 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК) уведомляет заявителя о предварительном решении об отказе в оказании государственной услуги, а также времени и месте (способе) проведения заслушивания для возможности выразить заявителю позицию по предварительному решению.

Уведомление о заслушивании направляется заранее, но не позднее чем за три рабочих дня до завершения срока оказания государственной услуги. Заслушивание проводится не позднее двух рабочих дней со дня уведомления.

По результатам заслушивания услугополучателю направляется уведомление о формировании электронной заявки на возврат ОПВ и (или) пени в ЕНПФ либо мотивированный отказ в оказании государственной услуги по форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного лица Государственной корпорации.

По заявлениям на возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени, направленным услугополучателем в бумажном виде, отказ в оказании государственной услуги направляется услугодателем посредством почтовой связи.

После осуществления возврата ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени на банковский счет услугодателя, ЕНПФ направляет в АИС «ООП» ответ о положительном рассмотрении электронной заявки на возврат ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени.

АИС «ООП» направляет на портал уведомление о положительном статусе рассмотрения электронного заявления на получение государственной услуги по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам и выводит в личном кабинете портала уведомление о статусе рассмотрения электронного заявления на получение государственной услуги.

Услугодатель не позднее трех рабочих дней со дня поступления ошибочно перечисленных сумм ОПВ и (или) пени на счет услугодателя перечисляет сумму агенту.

Портал обеспечивает формирование, безопасность, сохранность и неизменность сведений, сформированных пользователем информационных систем.

Полноту, подлинность, достоверность и неискаженность передаваемых данных обеспечивает сторона информационной системы (владелец сервиса), передающая информацию.

МТСЗН обеспечивает защиту данных от несанкционированного доступа на уровне прикладного программного обеспечения, своевременную передачу и неизменность сведений, полученных от услугополучателя.

Основные требования, порядок и сроки оказания государственных услуг услугодателем определяются настоящими Правилами.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) услугодателя и (или) его должностных лиц, Государственной корпорации и (или) ее работников по вопросам оказания государственной услуги

Рассмотрение жалобы по вопросам оказания государственных услуг производится вышестоящим административным органом, должностным лицом, уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг.

Жалоба подается услугодателю, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются.

Услугодатель, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу.

При этом услугодатель, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение 3 (трех) рабочих дней примет благоприятное решение, совершит административное действие, полностью удовлетворяющее требованиям, указанным в жалобе.

Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес услугодателя, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о государственных услугах подлежит рассмотрению в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня ее регистрации. По причинам, указанным в подпунктах 2) и 3) пункта 9 перечня, жалоба услугополучателя рассматривается ЕНПФ.

Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, подлежит рассмотрению в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня ее регистрации.

Если иное не предусмотрено Законом «О государственных услугах», обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке. Если законом предусмотрена возможность обращения в суд без необходимости обжалования в вышестоящем органе, административный орган, должностное лицо, административный акт, административное действие (бездействие) которых оспариваются, наряду с отзывом представляют в суд мотивированную позицию руководителя вышестоящего административного органа, должностного лица в соответствии с пунктом 5 статьи 91 АППК.