Учёт

В систему управления рисками (СУР) внесут изменения

2409
Комитет госдоходов МФ РК подготовил и вынес на всеобщее обсуждение проект изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 252 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией», сообщает Учет.kz.

В соответствие с пунктом 1-1 статьи 68 Налогового кодекса Республики Казахстан предусмотрено проведение пилотных проектов. Правила предусматривают критерии с положительным влиянием по двум Пилотным проектам (горизонтальный мониторинг и участникам зернового рынка). Введение новых пилотных проектов приводит к изменениям в Правила.

В целях исключения внесения постоянных изменений при разработке и исключении Пилотных проектов в приказ внесут новый критерий «Участие налогоплательщиков в пилотных проектах».

В связи с этим исключаются критерии СУР  «Участие в налоговом мониторинге» и «Участник пилотного проекта по упрощенному возврату суммы превышения налога на добавленную стоимость участникам зернового рынка».

Также в Правилах исключают критерий «Отсутствие последовательной задолженности по налогам и социальным платежам». В связи с тем, что налогоплательщики производят уплату налогов во избежание принудительных мер взыскания, уплата налогов при наличии налоговой задолженности не должна положительно влиять на степень риска, по мнению налоговиков.

Сокращен срок с трех до двух лет при определении критерия "Налогоплательщики, зарегистрированные в качестве юридических лиц, по которым период, не охваченный комплексной проверкой"


Министерству финансов

Республики Казахстан

на письмо от 9 августа 2023 года

№ 002-ДЮ/7967-И

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»

Рассмотрев проект приказа Заместителя Премьер-Министра – Министра финансов Республики Казахстан «О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 252 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией» (далее – проект Приказа), направляем следующие замечания и предложения.

1. Исключение пунктов 20 и 26-3 Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией (далее – Правила) не поддерживается.

Согласно обоснованию предлагаемого изменения целью является исключение постоянных изменений Правил. Наряду с частотой вносимых в нормативные правовые акты изменений и дополнений полагаем такое обоснование неуместным. Напротив, под таким обоснованием усматривается попытка разработчика завуалировать суть поправок, направленных на повышение уровня риска налогоплательщика путем снижения количества положительно влияющих баллов.

Участие в пилотных проектах должно поощряться, так как согласно статье 17-1 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» такое участие осуществляется исключительно на добровольной основе. В этой связи каждый пилот должен отражаться в Правилах и предусматривать только положительно влияющие баллы на налогоплательщика.

Кроме того, в обосновании к рассматриваемым пунктам сказано, что вводится один общий критерий взамен существующим двум. При этом при замене двух критериев одним общим исключается из расчета и сумма баллов по ним, что приводит к уменьшению положительных баллов в целом.

В этой связи во избежание завуалированного снижения в системе управления рисками положительно влияющих критериев и баллов по ним, а также внимая логике обоснований разработчика к поправкам, полагаем возможным предусмотреть один общий критерий, но при условии, что такой критерий будет учитывать присвоение баллов за каждый пилотный проект, в котором участвует налогоплательщик, изложив такой критерий в следующей редакции:

«Критерий «Участие налогоплательщиков в пилотных проектах» определяется в случае участия в пилотном проекте.

Приоритетность данного критерия – минус 4 балла за участие в каждом пилотном проекте, влияние на степень (уровень) риска – положительное.».

2. Исключение пункта 23 Правил не поддерживается, так как является ухудшающим условием для бизнеса ввиду выхода из системы расчетов положительных баллов. Считаем, что критерий «Отсутствие последовательной задолженности по налогам и социальным платежам» оказывает мотивационный эффект по исполнению налогового обязательства по своевременной уплате налогов. Более того, данный критерий необходимо распространить на все субъекты предпринимательства.

Замечание корреспондируется с пунктом 1 статьи 13 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, согласно которому профилактика правонарушений и мотивация субъекта предпринимательства исполнять требования, установленные законами Республики Казахстан, имеют приоритет перед применением мер государственного принуждения в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

3. Изменение пункта 34 Правил не поддерживается.

Предлагаемый критерий заведомо приведет к повышению риска добросовестного налогоплательщика. Налогоплательщику не должны вменять риски и нарушения, если налоговый орган не провел в отношении него проверку в течение срока исковой давности. Данный критерий не зависит от воли предпринимателя и ухудшает его положение. Также необходимо отметить, что в настоящее время политика назначения налоговых проверок применяется в отношении высокорисковых предпринимателей, и если такой предприниматель не был высокорисковым, это должно быть фактором, положительно характеризующим его деятельность.

Кроме того, данный критерий не должен распространяться на налогоплательщиков, заключивших соглашение о горизонтальном мониторинге, в том числе в рамках пилотного проекта, поскольку пунктом 1 ст.131 НК предусмотрено, что горизонтальный мониторинг предусматривает обмен информацией и документами между уполномоченным органом и налогоплательщиком, который основывается на принципах: сотрудничества; обоснованного доверия; законности; прозрачности; расширенного информационного взаимодействия, следовательно все риски выявляются в процессе проведения указанного мониторинга.

4. Помимо озвученных замечаний просим учесть предложение по изменению пункта 12 Правил по критерию «Налоговая нагрузка».

В настоящее время предприниматели, имеющие льготы по оплате налогов, сталкиваются с необоснованным повышением уровня риска ввиду несоразмерности оплачиваемых налогов. В расчете данного критерия не учитывается такая льгота, что искажает налоговую нагрузку.

В связи с чем необходимо пересмотреть данный критерий с учетом правомерно предоставленных государством льгот.

5. Вопрос раскрытия конфиденциальных критериев со стороны НПП «Атамекен» поднимался неоднократно на протяжении последних лет. Это связано с тем, что налогоплательщик, в отношении которого применяются меры налогового реагирования и контроля, должен знать, какое именно нарушение ему вменяется.

Учитывая, что уполномоченный орган отказывает в раскрытии закрытых критериев, НПП «Атамекен» предлагалось раскрывать сработавшие конфиденциальные критерии непосредственно самому (не всем) налогоплательщику, в отношении которого осуществляется налоговый контроль.

Полагаем, что поэтапное сокращение конфиденциальных критериев могло бы повысить налоговую дисциплину. Налогоплательщик должен знать о возникающих рисках не в целях уклонения от исполнения налоговых обязательств, как считают налоговые органы, а в целях стремления к эталону добросовестного налогоплательщика.

На основании изложенного предлагаемые проектом Приказа изменения не поддерживаются, так как содержат ухудшающие положения для предпринимателей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона «О правовых актах» и пунктом 8 Правил разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов (приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 5 июля 2023 года № 464) в случае несогласия с экспертным заключением просим представить позицию с обоснованием причин несогласия в течение десяти рабочих дней со дня получения экспертного заключения.

Член Правления Заместитель

Председателя Правления                                       Т. Жаркенов