Учёт

В "Атамекене" озвучили новые подходы по развитию механизма ГЧП

1319

Государственные органы приступили к исполнению поручения Главы государства и презентовали бизнесу новые подходы по развитию механизма государственно-частного партнерства. Предложения обсудили в рамках заседания Совета по мониторингу реализации проектов ГЧП, сообщает Учет.kz со ссылкой на НПП "Атамекен".


«Мы собрались обсудить видение государственных органов новых подходов по развитию механизма ГЧП и связанные с ними риски. Поговорим и о том, как бизнес видит дальнейшую перспективу развития ГЧП», – сказал председательствующий депутат Мажилиса Самат Акишев.


Сегодня на стадии реализации находится 850 договоров на сумму более 2 млрд тенге. На стадии планирования - 336 проектов, в том числе крупные инфраструктурные проекты по объекту здравоохранения, исправительных учреждений, школ, которые окажут критическую нагрузку на бюджет в виде компенсации инвестиционных и операционных затрат, вознаграждения за управление.

«При внесении предлагаемых изменений, по нашей оценке, нагрузка на госбюджет может снизиться на 27%», – сказал вице-министр национальной экономики Ильяс Усеров.


В ведомстве предлагают внести изменения, которые помогут повысить качество проектов, усилить антикоррупционный контроль, в том числе благодаря цифровизации. Также предлагают закрепить согласование проектов с антимонопольным органом, пересмотреть основания к определению частного партнера способом прямых договоров в части исключения долгосрочной аренды.


«Ежегодная оценка реализации проектов, а также итоги и рекомендации, озвучиваемые центром ГЧП, указывают на необходимость усиления экспертизы местных проектов. Выявлено, что часть договоров ГЧП не соответствует законодательству, бюджетному кодексу и другим отраслевым нормативно-правовым актам. Проекты, инициируемые МИО, идут вразрез с принципами и признаками ГЧП», – добавил вице-министр.


Внесение изменений и дополнений в законодательство о ГЧП направлено на принятие оперативных мер по обновлению законодательства в области государственно-частного партнерства и нацелено на корректировку подходов в части планирования и последующей реализации проектов.

«Считаем, что предлагаемые подходы позволят сократить расходы государства. Они направлены на справедливое распределение рисков между государственным и частным партнерами», – отметил Ильяс Усеров.


НПП «Атамекен» неоднократно поднимала вопросы рисков инвесторов и правовые проблемы при реализации проектов государственно-частного партнерства бизнесом.

«Мы неоднократно озвучивали необходимость изменений в подходах по реализации проектов государственно-частного партнерства. В прошлом году произошел огромный сдвиг в совместной работе бизнес-сообщества с Казцентром ГЧП и Министерством нацэкономики. Началась разработка законопроекта по внесению изменений в законодательство по ГЧП. Тем не менее у нас сохраняются вопросы, по которым НПП и бизнес-сообщество пока не нашли общий язык с госорганами», – сказал и.о. председателя правления НПП РК «Атамекен» Нариман Абильшаиков.


Все проекты ГЧП – это проекты социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения. Именно население является потребителем предоставляемых этими учреждениями услуг.

«Госорганы категоричны в отношении проектов ГЧП, использующих источники возмещения затрат и мер господдержки. К сожалению, применяется принцип «всех под одну гребенку». Необходимо понимать, почему у нас такие большие государственные обязательства. Мы вынуждены констатировать факт: госорганы хотят оптимизировать процесс с точки зрения упрощения и улучшения администрирования», – резюмировал выступление Нариман Абильшаиков.


Согласно статистике, за 2021 год по 27 проектам заключены договоры по частной финансовой инициативе, в том числе 2 на республиканском уровне. При этом именно по проектам республиканского уровня больше всего гособязательств – 413 млрд тенге, тогда как на местном уровне – всего 30 млрд тенге.

Проблемы подтвердили и экспертное сообщество ГЧП.


«ГЧП оказался удобным для предпринимателей. Мы рубим сук, на котором сидим. Концессия очень сложная. Если ставим цель привлекать инвестиции, то инвесторы хотят работать по Закону «О государственно-частном партнерстве», - прокомментировал Председатель Совета СРО ОО «Центр экспертов ГЧП и концессии» Талгат Матаев.


В завершение члены Совета рекомендовали МНЭ, агентствам стратегического планирования и реформ, по защите и развитию конкуренции учесть предложения бизнес-сообщества, а антикоррупционной службе отработать вопрос в части антикоррупционного контроля, чтобы предлагаемые меры не стали чрезмерными для предпринимателей.

«Срез инициатив и рисков бизнеса мы получили. Необходимо найти консенсус, чтобы к механизму ГЧП не пропал интерес. Необходимо создать благоприятные условия и инвестиции придут в экономику. ГЧП - перспективный инструмент, надо аккумулировать интересные предложения, чтобы они не ушли в песок, выделить приоритеты, внести изменения в законодательство и НПА и проследить, чтобы они заработали», – отметил депутат Самат Акишев.