Учёт

В Алматы состоялся очередной казахстанский налоговый форум.

1466
Налоговые нововведения так и не решили проблемы вокруг НДС. Из-за высокой доли импорта в нашей экономике этот налог, например, тормозит обновление оборудования и снижает инвестиционные вливания. Налоговики, конечно, за НДС стоят горой, ссылаясь на опыт развитых стран и на то, что с 1990 по 2007 год число стран, применяющих НДС, выросло с 48 до 120, лишь пять перешли на налог с продаж, три, позже в нем разочаровавшись, вернулись к НДС (налог на прибыль собирать сложнее, в том числе из-за развития транснациональных компаний). Кроме того, на восстановление доходов после отмены НДС потребуется, как минимум, 7-10 лет. И его придется чем-то заменять.
У оппонентов свои весомые доводы: бог с ним, с НДС, но до сих пор существует множество мелких сборов, которые мешают жить. По данным Счетного комитета, основные поступления приходятся на 5-6 налогов, а остальные дают от силы 10 миллионов тенге в год. Неоднократно звучали и продолжают высказываться предложения, что пора отменить налоги и сборы, на которые приходится меньше 0,01 процента от общей суммы налогов и которые дают максимум 200 миллионов тенге в год. Это, по мнению экспертов, разгрузит бюрократический аппарат, который сможет более успешно собирать остальные налоги.
Система возврата НДС, несмотря на то, что председатель Налогового комитета Даулет Ергожин назвал ее налаженной, больше ориентирована на крупных налогоплательщиков. А ее нужно выстроить таким образом, чтобы принципом были не обороты предприятия, а добросовестность налогоплательщика.
До сих пор все налоговые стимулы бизнес может получить только постфактум. Между тем он остро нуждается в снижении корпоративного налога, упрощении процедуры и сокращении сроков возврата НДС, послаблении при ввозе оборудования. Кстати, российское правительство уже считает целесообразным начать учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на благотворительные пожертвования.
Также Казахстану нужен специализированный финансовый суд, и не только из-за кризиса, который резко увеличил число исков во всем мире.
В периоды экономического роста в суд обращаются со спорами о контроле над бизнесом, ресурсах и активах. В кризис растет число разбирательств, связанных с банкротством, взысканием задолженности (их количество увеличилось на треть). И во все времена налоговые службы судятся с предпринимателями по поводу невыплаченных налогов.
Впрочем, последние в долгу не остаются. По словам выступавших, в республике уже создано немало прецедентов, когда суды отменяют иски налоговой службы, а то и вовсе возвращают миллионы в пользу налогоплательщика. Кроме того, сотрудники районных судов помимо невероятной загруженности часто бывают некомпетентны в вопросах налогообложения. Финансовый суд существует при РФЦА, но он занимается решением споров лишь на рынке ценных бумаг.
В качестве примера снова можно обратиться к России, где планируют создать специализированные суды для разрешения споров в различных видах деятельности. По словам председателя Высшего арбитражного суда Антона Иванова, помимо банкротного и финансового судов стоит создать и патентный суд, который будет решать споры, связанные с интеллектуальной собственностью.
Один из спикеров форума, гость из Аргентины - начальник генерального управления налогового контроля Федеральной службы по администрированию государственных доходов Орасио Хусто Куриен, рассказал, как в его стране борются с офшорами, которые сейчас многие считают распространителями кризиса.
По данным выступавшего, до 100 процентов компаний, зарегистрированных, например, на Каймановых островах, в разные периоды дискредитировали себя неуплатой налогов. Эта презентация особенно заинтересовала наших налоговиков, ведь не секрет, что многие казахстанские компании любят так называемые налоговые гавани - юрисдикции, в которых принята низкая или нулевая налоговая ставка.
Многие страны большой двадцатки уже подписали ряд соглашений, гарантирующих прозрачность финансовых операций. Так, в Аргентине начали до возврата НДС проверять, не было ли у компании налоговых нарушений. Необъяснимое увеличение капитала более чем на 110 процентов тоже вызывает интерес соответствующих органов.