Учёт

Утверждены Правила лицензирования микрофинансовой деятельности

2505
Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 23 ноября 2020 года № 108утверждены Правила лицензирования микрофинансовой деятельности, Квалификационные требования на осуществление микрофинансовой деятельности и перечня документов, подтверждающих соответствие им, сообщает Учет.kz

Новые Правила и требования приняты взамен постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 24 марта 2020 года № 21 «Об утверждении Правил прохождения учетной регистрации организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, включая перечень документов, представляемых для прохождения учетной регистрации, а также ведения и исключения из реестра организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20163, опубликовано 25 марта 2020 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан);

Постановление вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

Правила лицензирования микрофинансовой деятельности (далее – Правила)  определяют порядок лицензирования уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – услугодатель) микрофинансовой деятельности, осуществляемой микрофинансовыми организациями, кредитными товариществами и ломбардами (далее – услогополучатель).

Документы предоставляются услугополучателем на бумажном носителе либо в электронном виде посредством веб-портала «электронного правительства» www.egov.kz, www.elicense.kz (далее – портал) в соответствии со стандартом государственной услуги «Выдача лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности» согласно приложению 1 к Правилам (далее – Стандарт). При направлении услугополучателем заявления через портал в «личном кабинете» автоматически отображается статус о принятии запроса на оказание государственной услуги с указанием даты и времени получения результата.
Информация о стадии оказания государственной услуги обновляется в автоматическом режиме в информационной системе мониторинга оказания государственных услуг.

Приложение 1
к Правилам лицензирования
микрофинансовой деятельности

Стандарт государственной услуги «Выдача лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности»

1.
Наименование услугодателя
Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
2.
Способы предоставления государственной услуги
Веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz, www.elicense.kz (далее – портал),
канцелярия услугодателя
3.
Срок оказания государственной услуги
Со дня сдачи пакета документов услугодателю, а также со дня обращения на портал:
при выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности (далее – лицензия) – в течение 30 (тридцати) рабочих дней;
при переоформлении лицензии – в течение 3 (трех) рабочих дней;
при переоформлении лицензии в случае реорганизации микрофинансовой организации, кредитного товарищества, ломбарда (далее – услугополучатель) в форме выделения или разделения – не позднее 30 (тридцати) рабочих дней;
при выдаче дубликата лицензии – в течение 2 (двух) рабочих дней.
4.
Форма оказания государственной услуги
Электронная (полностью автоматизированная) и бумажная
5.
Результат оказания государственной услуги
Уведомление о выдаче лицензии, дубликата лицензии, переоформлении лицензии либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги
6.
Размер оплаты, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан
Лицензионные сборы:
1) за выдачу лицензии составляет 30 (тридцать) месячных расчетных показателей;
2) за переоформление лицензии составляет 10 (десять) процентов от ставки за выдачу лицензии;
3) за выдачу дубликата лицензии составляет 100 (сто) процентов от ставки за выдачу лицензии.
Оплата лицензионного сбора осуществляется в наличной или безналичной форме через банки второго уровня, филиалы банков-нерезидентов или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, в безналичной форме через платежный шлюз «электронного правительства».
7.
График работы
1) услугодателя – с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.30 часов с перерывом на обед с 13.00 до 14.30 часов, кроме выходных и праздничных дней, в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
график приема заявлений и выдачи результатов оказания государственной услуги с 9.00 до 17.30 часов с перерывом на обед с 13.00 до 14.30 часов;
2) портала – круглосуточно, за исключением технических перерывов в связи с проведением ремонтных работ (при обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, прием заявления и направление результатов оказания государственной услуги осуществляется следующим рабочим днем).
8.
Перечень документов, необходимых для оказания государственной услуги
При обращении услугополучателя для получения лицензии на портал:
1) электронное заявление о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности по форме согласно приложению 2 к Правилам;
2) электронные копии документов, подтверждающих оплату минимального размера уставного капитала.
В качестве документов, подтверждающих оплату минимального размера уставного капитала представляются, но не ограничиваясь, следующие документы: документ банка второго уровня (в том числе выписка о движении денег по банковским счетам клиента), подтверждающий зачисление на банковский счет денег в качестве взноса в уставный капитал услугополучателя и выданный не ранее 30 (тридцати) календарных дней до даты обращения за получением лицензии, либо первичные бухгалтерские документы или финансовая отчетность либо реестр участников хозяйственного товарищества, либо выписка из него, выданная профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг;
3) сведения о соблюдении минимального размера собственного капитала по форме согласно приложению 6 к Правилам (в виде электронной копии документа);
4) электронная копия документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора, за исключением случаев оплаты через платежный шлюз «электронного правительства»;
5) электронная копия устава;
6) сведения о системе обеспечения безопасности и технической укрепленности помещений ломбарда по форме согласно приложению 7 к Правилам (для ломбардов) (в виде электронной копии документа);
7) электронные копии документов, подтверждающих наем и (или) назначение (избрание) руководящих работников, работников службы внутреннего контроля (при наличии);
8) электронная копия правил предоставления микрокредитов;
9) электронные копии документов, удостоверяющих личность руководящих работников и учредителей (участников, акционеров) (для иностранцев и лиц без гражданства);
10) электронные копии документов, подтверждающих наличие у руководящего работника высшего образования;
11) электронные копии документов, подтверждающих отсутствие неснятой или непогашенной судимости у руководящих работников и учредителей (участников, акционеров) (для иностранцев и лиц без гражданства);
12) электронные копии положений о филиалах и представительствах (при их наличии).
При обращении услугополучателя для получения лицензии в канцелярию услугодателя:
1) заявление о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности по форме согласно приложению 2 к Правилам;
2) копия документа, подтверждающего оплату минимального размера уставного капитала;
В качестве документов, подтверждающих оплату минимального уставного капитала представляются, но не ограничиваясь, следующие документы: документ банка второго уровня (в том числе выписка о движении денег по банковским счетам клиента), подтверждающий зачисление на банковский счет денег в качестве взноса в уставный капитал услугополучателя и выданный не ранее 30 (тридцати) календарных дней до даты обращения за получением лицензии, либо первичные бухгалтерские документы или финансовая отчетность либо реестр участников хозяйственного товарищества, либо выписка из него, выданная профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг;
3) сведения о соблюдении минимального размера собственного капитала по форме согласно приложению 6 к Правилам;
4) копия документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора за переоформление лицензии, за исключением случаев оплаты через платежный шлюз «электронного правительства»;
5) копия устава (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригинала для сверки);
6) сведения о системе обеспечения безопасности и технической укрепленности помещений ломбарда по форме согласно приложению 7 к Правилам (для ломбардов);
7) копии документов, подтверждающих наем и (или) назначение (избрание) руководящих работников, работников службы внутреннего контроля (при наличии);
8) правила предоставления микрокредитов;
9) копии документов, удостоверяющих личность руководящих работников и учредителей (участников, акционеров) (для иностранцев и лиц без гражданства);
10) копии документов, подтверждающих наличие у руководящего работника высшего образования;
11) документы, подтверждающие отсутствие неснятой или непогашенной судимости у руководящих работников и учредителей (участников, акционеров) (для иностранцев и лиц без гражданства);
12) нотариально засвидетельствованные копии положений филиалов и представительств (при их наличии).
При обращении услугополучателя для получения дубликата лицензии (если ранее выданная лицензия была оформлена в бумажной форме) в канцелярию услугодателя:
1) заявление о получении дубликата лицензии в произвольной форме;
2) копия документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности при выдаче дубликата лицензии, за исключением случаев оплаты через платежный шлюз «электронного правительства».
При обращении услугополучателя для получения дубликата лицензии (если ранее выданная лицензия была оформлена в бумажной форме) на портал:
1) электронное заявление о выдаче дубликата лицензии в произвольной форме;
2) электронная копия документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности при выдаче дубликата лицензии, за исключением случаев оплаты через платежный шлюз «электронного правительства».
При обращении услугополучателя для переоформления лицензии на портал:
1) электронное заявление о переоформлении лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности по форме согласно приложению 4 к Правилам;
2) электронная копия документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за переоформление лицензии, исключением случаев оплаты через платежный шлюз «электронного правительства»;
3) электронные копии документов, содержащих информацию об изменениях, послуживших основанием для переоформления лицензии, за исключением документов, информация из которых содержится в государственных информационных системах.
При обращении услугополучателя для переоформления лицензии в канцелярию услугодателя:
1) заявление о переоформлении лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности по форме согласно приложению 4 к Правилам;
2) копия документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора при переоформлении лицензии, за исключением случаев оплаты через платежный шлюз «электронного правительства»;
3) копии документов, содержащих информацию об изменениях, послуживших основанием для переоформления лицензии, за исключением документов, информация из которых содержится в государственных информационных системах.
9.
Основания для отказа в оказании государственной услуги, установленные законодательством Республики Казахстан
1) несоответствие представленных документов требованиям, установленным Правилами, а также предоставления недостоверных сведений и информации, подлежащих отражению в данных документах;
2) если услугополучатель в течение 6 (шести) месяцев со дня его государственной регистрации (перерегистрации) в Государственной корпорации «Правительство для граждан» не обратился с заявлением о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности;
3) несоблюдения одного из требований, установленных статьями 11, 12, 13 и пунктами 5 и 6 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 26 ноября 2012 года «О микрофинансовой деятельности» (далее – Закон);
4) несоблюдения срока государственной перерегистрации, установленного пунктом 1 статьи 31 Закона.
Услугодатель отказывает в переоформлении лицензии в случае ненадлежащего оформления документов, указанных в пункте 8 Стандарта.
10
Иные требования с учетом особенностей оказания государственной услуги, в том числе оказываемой в электронной форме
Адрес места оказания государственной услуги размещен на официальном интернет-ресурсе услугодателя.
Услугополучатель имеет возможность получения информации о порядке и статусе оказания государственной услуги в режиме удаленного доступа посредством «личного кабинета» портала, а также Единого контакт-центра по вопросам оказания государственных услуг.
Контактные телефоны справочных служб по вопросам оказания государственной услуги размещены на официальном интернет-ресурсе услугодателя. Единый контакт-центр по вопросам оказания государственных услуг: 8-800-080-7777, 1414.


 

Квалификационные требования по осуществлению микрофинансовой деятельности и перечень документов, подтверждающих соответствие им

№ п/п
Квалификационные требования
Документы, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям
1
2
3
1.
Наличие информационной системы, обеспечивающей автоматизацию ведения бухгалтерского учета
Документы, подтверждающие наличие информационной системы, обеспечивающей автоматизацию ведения бухгалтерского учета.
2.
Наличие персонала, необходимого для осуществления микрофинансовой деятельности
Документы, подтверждающие наем и (или) назначение (избрание) руководящих работников, работников службы внутреннего контроля (при наличии).
3.
Оплата минимального размера уставного капитала
Копии документов, подтверждающих оплату минимального размера уставного капитала, установленного постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 14 ноября 2019 года № 192 «Об утверждении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, норм и лимитов, методики их расчетов», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19629.
4.
Соблюдение минимального размера собственного капитала
Сведения о соблюдении минимального размера собственного капитала по форме согласно приложению 6 к Правилам.
5.
Выполнение требований по обеспечению безопасности и технической укрепленности помещений (для ломбардов), установленных постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 ноября 2019 года № 226 «Об утверждении Правил организации деятельности ломбардов, включая вопросы хранения вещей в ломбарде, установления требований по обеспечению безопасности и технической укрепленности помещений ломбардов, мер по противодействию обороту в ломбардах незаконно добытых вещей», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19709.
Сведения о системе обеспечения безопасности и технической укрепленности помещений ломбарда по форме согласно приложению 7 к Правилам (для ломбардов).
6.
Наличие Правил предоставления микрокредитов, соответствующих требованиям статьи 17 Закона Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности»
Правила предоставления микрокредитов.
7.
Наличие договора о  предоставлении информации, заключенного с кредитным бюро с государственным участием
Сведения, указанные в заявлении о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности, по форме согласно приложению 2 к Правилам.
8.
Наличие документов, удостоверяющих личность руководящих работников и учредителей (участников, акционеров) (для иностранцев и лиц без гражданства)
Документы, удостоверяющие личность руководящих работников и учредителей (участников, акционеров) (для иностранцев и лиц без гражданства).
9.
Наличие у руководящего работника высшего образования
Документы, подтверждающие наличие у руководящего работника высшего образования.
10.
Отсутствие у руководящего работника неснятой или непогашенной судимости, отсутствие вступившего в законную силу решение суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно
Документы, подтверждающие отсутствие неснятой или непогашенной судимости у руководящих работников и учредителей (участников, акционеров) (для иностранцев и лиц без гражданства).
11.
Ни одно лицо самостоятельно или совместно с другим (другими) лицом (лицами) не может (не могут) прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться долями участия в уставных капиталах либо размещенными акциями организации в Республике Казахстан, если оно:
1) является физическим лицом, имеющим непогашенную или неснятую судимость;
2) имеет регистрацию, место жительства или место нахождения в офшорных зонах, перечень которых устанавливается постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 24 февраля 2020 года № 8 «Об установлении Перечня офшорных зон для целей банковской и страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лицензируемых видов деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности акционерных инвестиционных фондов и деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №20095;
3) является юридическим лицом, учредитель (акционер, участник) либо руководящий работник которого ранее являлся первым руководителем или учредителем (участником) организации в период не более чем за один год до принятия уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – уполномоченный орган) решения о лишении данной организации лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7) и 9) пункта 2 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности»;
4) ранее являлось либо является крупным участником – физическим лицом либо первым руководителем крупного участника – юридического лица и (или) руководящим работником финансовой организации в период не более чем за один год до принятия уполномоченным органом решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных банков, о консервации страховой (перестраховочной) организации, принудительном выкупе ее акций, лишении лицензии финансовой организации либо вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации финансовой организации или признании ее банкротом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Сведения, указанные в заявлении о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности, по форме согласно приложению 2 к Правилам.
12.
Выполнение требования о присоединении к единой информационной системе в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Сведения, указанные в заявлении о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности, по форме согласно приложению 2 к Правилам.