Учёт

Утвержден механизм возмещения ущерба представителям МСБ из средств резерва Правительства

1585
В Правительстве состоялось совещание по вопросам восстановительных работ, сообщает Учет.kz

Первый заместитель Премьер-Министра РК Роман Скляр провел очередное заседание Правительственной комиссии по вопросам ликвидации последствий, причиненных в результате беспорядков в отдельных регионах.

С акиматами регионов и заинтересованными государственными органами были рассмотрены вопросы организации восстановительных работ и возмещения ущерба, причиненного в результате произошедших беспорядков.

О проводимой работе с подробным докладом выступили Министр индустрии и инфраструктурного развития К. Ускенбаев и заместители акимов городов Алматы, Шымкент, Алматинской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской областей.

В 8 регионах пострадало 270 объектов, в том числе 45 административных и 225 коммерческих зданий. Начато восстановление 44 административных объектов, работы по 12 коммерческим объектам в городах Шымкент и Алматы завершены.   

Кроме того, на заседании Комиссии утвержден Механизм возмещения ущерба представителям МСБ из средств резерва Правительства. 

Согласно Механизму, ущерб по объектам недвижимого имущества предпринимателей будет возмещаться на основании подтвержденной сметной документации.  При этом объем возмещения по утраченным товарно-материальным ценностям будет определяться региональными комиссиями совместно с НПП «Атамекен», исходя из представленных подтверждающих фискальных документов.



Р. Скляр дал поручение об ускорении работ по восстановлению и завершению обследования пострадавших объектов, а также по информированию населения о принимаемых мерах. 


Одобрен протоколом заседания

Правительственной комиссии по вопросам ликвидации последствий,

причиненных в результате беспорядков в отдельных регионах от 18 января 2022 года

№ 17-05/05-3072

Механизм
возмещения имущественного вреда, причиненного субъектам малого и среднего предпринимательства

в результате беспорядков в отдельных регионах в январе 2022 года

 

1. Настоящий Механизм возмещения имущественного вреда, причиненного субъектам малого и среднего бизнеса в результате беспорядков в отдельных регионах в январе 2022 года (далее – Механизм) определяет порядок возмещения имущественного вреда, причиненного субъектам малого и среднего предпринимательства в результате беспорядков в отдельных регионах Республики Казахстан произошедших в январе 2022 года.

2. Возмещение имущественного вреда, причиненного субъектам малого и среднего предпринимательства в результате беспорядков в отдельных регионах произошедших в январе 2022 года, производится путем возмещения стоимости утраченного имущества или стоимости работ на восстановление поврежденного имущества, принадлежащего указанным лицам (далее – владельцам имущества), за исключением имущества, застрахованного в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности и по условиям заключённого договора страхования.

3. Случаи угона транспортных средств расследуются в рамках уголовного законодательства (за исключением доказанных фактов уничтожения транспортных средств в результате беспорядков в отдельных регионах в январе 2022 года).

4. Основанием для возмещения стоимости утраченного имущества или стоимости работ на восстановление поврежденного имущества является решение Региональной комиссии по определению имущественного вреда, причиненного субъектам малого и среднего предпринимательства в результате беспорядков в отдельных регионах в январе 2022 года, создаваемой решением местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы (далее – Региональная комиссия) или Комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего бизнеса Фонда поддержки пострадавшему бизнесу «Сила в единстве» (далее – Комиссия Фонда).

Региональная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Типовым положением согласно приложению к настоящему Механизму.

5. Стоимость утраченного имущества, затраты на восстановление поврежденного имущества возмещаются владельцу имущества путем выплаты ему денежных средств из государственного бюджета и (или) Фонда поддержки пострадавшему бизнесу «Сила в единстве» (далее – Фонд), в соответствии с бюджетным законодательством.

6. Определение источника средств для возмещения в зависимости от видов утраченного (уничтоженного, похищенного) имущества (недвижимое имущество, оборудование, транспортные средства, товарно-материальные ценности) относится к компетенции Правительственной комиссии по вопросам ликвидации последствий, причиненных в результате беспорядков в отдельных регионах.

7. Право собственности или иное вещное право на имущество, состав этого имущества в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан подтверждаются соответствующими документами, указанными в пункте 14 настоящего Механизма.

8. Определение размера возмещаемой стоимости имущества осуществляется Региональной комиссией и (или) Комиссией Фонда в зависимости от источника финансирования.

9. Размер возмещения стоимости имущества определяется исходя из расходов, необходимых для восстановления (ремонта) поврежденного имущества, и (или) размера уценки имущества вследствие его повреждения либо стоимости утраченного имущества по рыночным ценам, действующим в данной местности на момент возмещения стоимости имущества, с учетом износа утраченного или поврежденного имущества.

Расходы на восстановление (ремонт) поврежденного недвижимого имущества подтверждаются сметой или калькуляцией затрат на его восстановление, разработанные в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

10. Оплата услуг, связанных с проведением оценки и (или) аудита имущества, составлением смет и калькуляцией затрат на восстановление (ремонт) поврежденного имущества, возлагается на местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы и (или) Фонд.

Оригиналы документов, указанные в части первой настоящего пункта, предоставляются исполнителем в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы и (или) Фонд, а также владельцу имущества.

11. Местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы и (или) Фонд предварительно определяют перечень оценочных и аудиторских компаний для оказания услуг, указанных в пункте 10 настоящего Механизма, и размещают перечень на интернет-ресурсе местного исполнительного органа и предоставляют в НПП «Атамекен» для размещения на электронной платформе «InfoKazakhstan.kz».

Местные исполнительные органы и (или) Фонд оплачивают услуги, указанные в пункте 10 настоящего Механизма по факту оказания услуг.

12. Для возмещения стоимости утраченного или поврежденного имущества при обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящего Механизма, владелец имущества представляет в Региональную комиссию и (или) Комиссию Фонда посредством электронной платформы «InfoKazakhstan.kz» заявление, удостоверенное электронно-цифровой подписью о возмещении причиненного имущественного вреда, заполненное по установленной форме.

В случае невозможности личного обращения владельца имущества с заявлением о возмещении причиненного имущественного вреда могут обратиться лица, действующие на основании доверенности в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Владелец имущества либо его представитель подтверждает достоверность представленных в заявлении сведений и всех приложенных документов.

13. Заявление о возмещении причиненного имущественного вреда рассматривается Региональной комиссией и (или) Комиссией Фонда в течение пяти календарных дней с даты его поступления на электронную платформу «InfoKazakhstan.kz».

14. К заявлению о возмещении причиненного имущественного вреда владелец имущества представляет копию постановления органа, ведущего уголовное преследование, о признании владельца имущества потерпевшими по уголовным делам, связанным с массовыми беспорядками в отдельных регионах в январе 2022 года, а также:

1) для индивидуальных предпринимателей – копию документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, талон индивидуального предпринимателя, а для юридических лиц – копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица;

2) документы, подтверждающие права собственности или иное вещное право на имущество, идентификационные документы;

3) заявление о том, что имущество не застраховано;

4) письменное уведомление владельца имущества о том, что он предупрежден об уголовной ответственности за достоверность предоставляемых документов;

5) письменное уведомление оценочных, экспертных или иных привлекаемых для определения размера ущерба лиц о том, что они предупреждены об уголовной ответственности за достоверность сведений, содержащихся в предоставляемых ими документах;

6) для поврежденного или уничтоженного движимого имущества и (или) товарно-материальных ценностей – отчет об оценке;

7) для утраченных (похищенных) товарно-материальных ценностей и оборудования – согласие на запрос и получение сведений из органов государственных доходов, операторов фискальных данных о суммах оборота за последний год;

8) иные документы, фото и видеоматериалы, подтверждающие факты повреждения, уничтожения и (или) хищения имущества в результате беспорядков в отдельных регионах в январе 2022 года (в случае наличия).

По восстановлению недвижимого имущества необходимо представление следующих документов:

1) акт технического обследования, дефектная ведомость подписанная и заверенная печатями членов Региональной комиссии;

2) смета расходов на восстановление поврежденного имущества;

3) для индивидуальных предпринимателей – копию документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, талон индивидуального предпринимателя, а для юридических лиц – копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица;

В случае утраты или уничтожения такого документа, вследствие беспорядков, произошедших в отдельных регионах – копии временного удостоверения личности, выданного органами внутренних дел;

4) заявление от собственника недвижимого имущества (либо от его представителя по доверенности) в произвольной форме;

5) технический паспорт объекта недвижимости (жилища);

В случае утраты или уничтожения такого документа предоставляются дубликаты либо копия данного документа, полученная в порядке и сроки, определенные законодательством.

6) справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества, выданной Государственной корпорацией «Правительство для граждан».

3) по текущему ремонту - дефектная ведомость, подписанная, соответствующей комиссией и локальная смета (в случае ее применимости для субъектов малого и среднего предпринимательства).

По транспорту, не подлежащему восстановлению:

1) подтверждение наличия автотранспортного средства и правоустанавливающие документы, выданные государственным органом по регистрации учета автомобилей;

2) акт оценки;

3) отсутствие договора полного страхования транспортного средства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (КАСКО).

Ответственность за достоверность и полноту первичных обосновывающих документов, и решения, принимаемые Региональной комиссией несет руководитель местного соответствующего уполномоченного органа по предпринимательству и Региональная комиссия.

15. При представлении неполного пакета документов, указанных в пункте 14 настоящего Механизма, Региональная комиссия и (или) Комиссия Фонда принимает решение об отказе в возмещении имущественного вреда. Отказ в рассмотрении заявления не лишает заявителя возможности повторно направить заявление.

Положение части первой настоящего пункта не распространяется на возмещение утраченных (похищенных) товарно-материальных ценностей.

16. Расчет суммы возмещения утраченных (похищенных) товарно- материальных ценностей производится на основании сведений органов государственных доходов по следующей формуле:

S = Х * N/12, где:

X – 1,2 для субъектов торговли и иных категорий, 0,5 для субъектов общественного питания;

S – сумма возмещения;

N – сумма оборота субъекта предпринимательства за 2021 год.

17. В случае, если предприниматель не согласен с суммой возмещения, предусмотренной согласно расчетам в пункте 16 настоящего Механизма и намерен получить возмещение суммы ущерба по фактически нанесенному ущербу в рамках рассмотрения согласно Уголовно-процессуального кодекса, ему необходимо дополнительно к документам, указанным в пункте 14 настоящего Механизма приложить следующие документы:

- для поврежденного, уничтоженного, похищенного движимого имущества (в т.ч. оборудования, товарно-материальных ценностей) – заключение судебной экспертизы по определению суммы ущерба (судебно-бухгалтерская или судебно- товароведческая) в рамках Уголовно-процессуального кодекса;

- для недвижимого имущества - заключение судебной экспертизы (судебно- строительная) в рамках Уголовно-процессуального кодекса;

- письменное заявление установленного образца о передаче государству права требования на возмещение ущерба в пределах определенной компенсации, а также об отказе и передаче в собственность государства похищенного имущества, обнаруженного и изъятого в рамках расследования уголовного дела.

18. На основании заявления и соответствующих документов, Региональной комиссией и (или) Комиссией Фонда в установленном законодательством порядке разрабатывается проект решения, предусматривающий выделение средств на возмещение вреда из бюджета области, города республиканского значения, столицы и (или) Фонда.

В случае отказа в возмещении стоимости имущества, Региональная комиссия и (или) Комиссия Фонда направляет заявителю письменное извещение с указанием причин отказа.

19. Денежные средства перечисляются администратором бюджетной программы, определенным соответствующим решением Правительства Республики Казахстан, местного исполнительного органа и (или) Фондом в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения на текущий или сберегательный счет, указанный в заявлении собственника имущества.

20. Местный исполнительный орган, на основании принятого решения Региональной комиссии, предусматривающего выделение средств на возмещение
вреда из бюджета области, города республиканского значения, столицы субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшего в результате беспорядков в отдельных регионах Республики Казахстан в январе 2022 года, формируют региональный Реестр субъектов малого и среднего бизнеса, пострадавшего в результате беспорядков (далее – Региональный реестр), с указанием перечня таких субъектов, сумм, подлежащих возмещению, а также категории субъекта предпринимательства.

21. Сформированный Региональный реестр с приложением подтверждающих документов (решения региональных Комиссий, акты оценки и иные документы, на которых Региональная комиссия основывала свое решение по оценке суммы ущерба, понесенного в результате беспорядков) направляется в Министерство национальной экономики Республики Казахстан для формирования Общего Реестра субъектов малого и среднего бизнеса, пострадавших от массовых беспорядков, и сумм причиненного им ущерба, а также в НПП «Атамекен».

22. Споры, возникающие между владельцем имущества и Региональной комиссией и (или) Комиссией Фонда, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

23. Действия, направленные на незаконное получение выплат, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

24. Настоящий Механизм действует до 1 января 2023 года.

Приложение

к Механизму возмещения имущественного вреда,

причиненного субъектам малого и среднего бизнеса

в результате беспорядков в отдельных регионах в январе 2022 года

Типовое положение
о региональной комиссии по определению имущественного вреда, причиненного субъектам малого и среднего бизнеса в результате беспорядков в отдельных регионах в январе 2022 года

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящее Типовое положение о Региональной комиссии по определению имущественного вреда, причиненного субъектам малого и среднего бизнеса в результате беспорядков в отдельных регионах в январе 2022 года (далее – Положение) разработано в соответствии с законодательством Республики Казахстан и регулирует вопросы, связанные со статусом, деятельностью Региональной комиссии по определению суммы имущественного вреда, причиненного субъектам малого и среднего бизнеса в результате беспорядков в отдельных регионах Республики Казахстан в январе 2022 года (далее – Региональная комиссия).

2. Региональная комиссия является коллегиальным органом и осуществляет свою деятельность в период, необходимый для определения суммы имущественного вреда, причиненного субъектам малого и среднего бизнеса в результате беспорядков в отдельных регионах в январе 2022 года.

Глава 2. Состав Региональной комиссии

 

3. Региональная комиссия создается и утверждается решением местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы.

4. Состав Региональной комиссии не может быть менее пяти членов. В состав Региональной комиссии входят представители местных исполнительных и представительных органов, представители территориальных органов Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу, региональных палат предпринимателей и общественных объединений.

5. Региональная комиссия возглавляется заместителем акима области курирующего вопросы развития предпринимательства области, города республиканского значения, столицы.

6. Рабочим органом Региональной комиссии, осуществлявшим сбор и формирование документов, является структурное подразделение местного исполнительного органа, ответственного за развитие предпринимательства.

7. Решение о начале и прекращении деятельности Региональной комиссии принимается местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы.

Глава 3. Задачи Региональной комиссии

 

8. Задачи Региональной комиссии:

определение суммы имущественного вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате беспорядков в области (городе республиканского значения) в январе 2022 года, подлежащего возмещению;

рассмотрение документов, поданных заявителем;

проведение обследования поврежденных зданий, строений, утраченного имущества (при необходимости);

организация проверки сведений и документов, представленных заявителем.

9. Региональная комиссия для исполнения возложенных задач: запрашивает в установленном порядке у заявителя дополнительную информацию и документы по вопросам деятельности;

при рассмотрении пакетов документов по определению суммы имущественного вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате беспорядков в отдельных регионах в январе 2022 года может приглашать (при необходимости) на заседания Региональной комиссии заявителей и (или) должностных лиц, заинтересованных государственных органов и организаций;

проводит (при необходимости) проверку сведений и документов, представленных заявителем в целях определения суммы имущественного вреда, причиненного субъектам малого и среднего бизнеса в результате беспорядков в отдельных регионах в январе 2022 года;

с информированного согласия заявителя и с соблюдением требований законодательства истребует сведения, необходимые для принятия решения, из органов государственных доходов;

принимает в пределах своей компетенции решения в порядке и на условиях, предусмотренном действующим законодательством.

Глава 4. Организация деятельности Региональной комиссии

 

10. Заседания Региональной комиссии по решению Председателя проводятся в следующих формах:

1) совместное присутствие членов Региональной комиссии (очная форма);

2) выездные заседания Региональной комиссии в присутствии заявителя либо уполномоченного им лица.

11. Заседание Региональной комиссии проводится по мере необходимости, но не менее одного раза в неделю.

12. Региональная комиссия правомочна принимать решения при наличии на заседании, проводимом в очной форме, более половины его членов, с учетом полученных на дату проведения заседания письменных мнений отсутствующих на заседании членов Региональной комиссии.

13. Повестка дня заседания Региональной комиссии утверждается Председателем, а в его отсутствие – членом Региональной комиссии, исполняющим обязанности Председателя на основании соответствующего решения.

14. Заседание Региональной комиссии созывается Председателем, а в его отсутствие – членом Региональной комиссии, исполняющим обязанности Председателя на основании соответствующего решения.

15. Созыв заседаний Региональной комиссии производится путем направления членам Региональной комиссии уведомлений в электронной форме (с использованием электронных каналов связи, включая электронную почту, или иные виды связи позволяющие обеспечить целостность и конфиденциальность информации, а также возможность достоверно определить факт получения уведомления, или вручаются непосредственно адресату под роспись) и/или электронной форме посредством информационной системы не менее чем за 2 (два) рабочих дня до даты проведения заседания Региональной комиссии.

16. По решению Председателя Региональной комиссии или в случае его отсутствия члена Региональной комиссии, исполняющего обязанности Председателя Региональной комиссии, при необходимости срочного рассмотрения вопросов на заседании Региональной комиссии, указанные сроки могут быть сокращены либо продлены.

17. Уведомление о созыве заседаний Региональной комиссии при необходимости направляется также иным лицам, приглашаемым для участия в очном заседании Региональной комиссии.

Перечень приглашаемых лиц определяется Председателем или членом Региональной комиссии, исполняющим обязанности Председателя на основании приказа.

18. В уведомлении указывается:

1) дата, время и место проведения заседания Региональной комиссии;

2) повестка дня заседания Региональной комиссии.

К уведомлению прилагаются необходимые материалы, связанные с рассматриваемыми вопросами.

19. Вне зависимости от формы проведения заседания Региональной комиссии, при решении вопросов каждый член Региональной комиссии обладает одним голосом.

20. Члены Региональной комиссии участвуют в работе Региональной комиссии лично. Передача права голоса, как и голосование за других лиц не допускаются.

21. Решения по вопросам, входящим в компетенцию Региональной комиссии, принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Региональной комиссии.

22. При равенстве голосов, принятым считается решение, за которое проголосовал Председатель Региональной комиссии.

23. Член Региональной комиссии, не согласный с принятым решением, может в течение 1 (одного) рабочего дня с момента принятия решения представить в письменной форме особое мнение, которое приобщается к протоколу.

24. Член Региональной комиссии (независимо от формы проведения заседания Региональной комиссии) также может представить письменное мотивированное обоснование принятого им решения. Данный документ приобщается секретарем Региональной комиссии к протоколу заседания Региональной комиссии.

25. Секретарь Региональной комиссии назначается из числа работников местного исполнительного органа решением Председателя Региональной комиссии. Секретарь Региональной комиссии не является членом Региональной комиссии, и не обладает правом голоса.

26. Секретарь Региональной комиссии:

1) формирует повестку дня очередного заседания Региональной комиссии из числа вопросов, выносимых на рассмотрение Региональной комиссии, в порядке, предусмотренном настоящим Положением, и представляет ее на утверждение Председателю Региональной комиссии;

2) организует подготовку и рассылку уведомлений о созыве заседания Региональной комиссии, сбор и рассылку необходимых материалов;

3) информирует лиц, приглашенных на заседание, о дате, месте и времени проведения заседания Региональной комиссии, направляет им материалы по вопросам повестки дня заседания;

4) ведет мониторинг электронной платформы «InfoKazakhstan.kz» на предмет поступления заявлений о возмещении причиненного имущественного вреда;

5) ведет протоколы заседаний Региональной комиссии и подписывает

их;

6) ведет учет и хранение оригиналов материалов, представляемых на

рассмотрение Региональной комиссии;

7) осуществляет организационное обеспечение деятельности Региональной комиссии во время проведения заседаний и в период между заседаниями;

8) осуществляет рассылку выписок из протоколов заседания Региональной комиссии в установленном порядке с целью обеспечения их исполнения;

9) удостоверяет копии протоколов заседания Региональной комиссии, а также выписки (копии выписок) из протокола заседания Региональной комиссии;

10) выполняет иные функции, возложенные на секретаря Региональной комиссии настоящим Положением.

27. При осуществлении своей деятельности члены Региональной комиссии могут:

1) действуя в составе Региональной комиссии, принимать участие в обсуждении и голосовании по вопросам, отнесенным к компетенции Региональной комиссии;

2) делать заявления, вносить предложения по вопросам формирования повестки дня заседания Региональной комиссии;

3) вносить письменные предложения по формированию планов работы Региональной комиссии;

4) требовать созыва заседания Региональной комиссии в порядке, предусмотренном настоящим Положением;

5) требовать внесения в протокол заседания Региональной комиссии своего особого мнения по принимаемым решениям по вопросам повесток дня заседаний Региональной комиссии;

6) осуществлять иные функции, предусмотренным настоящим Положением.

28. При осуществлении своей деятельности члены Региональной комиссии:

1) обеспечивают соблюдение законодательства Республики Казахстан;

2) действуют добросовестно, разумно и справедливо в интересах Региональной комиссии;

3) участвуют в заседании Региональной комиссии;

4) заранее уведомляют секретаря Региональной комиссии о невозможности своего участия в заседании Региональной комиссии, с указанием причин своего отсутствия;

5) воздерживаются от использования своего должностного положения (в качестве члена Региональной комиссии Региональной комиссии) в целях, противоречащих законодательству Республики Казахстан.

29. Члены Региональной комиссии обеспечивают информирование Региональной комиссии в случае возникновения конфликта интересов и воздерживаются от голосования при принятии соответствующих решений (воздерживаться от принятия соответствующего решения).

4. Оформление протокола заседания Региональной комиссии области, города республиканского значения, столицы

 

30. По результатам заседания Региональной комиссии, секретарь Региональной комиссии в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня после его проведения составляет протокол заседания.

31. В протоколе заседания Региональной комиссии указываются:

1) место, время проведения;

2) лица, присутствующие на заседании;

3) повестка дня заседания;

4) вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;

5) принятые решения.

32. Секретарь Региональной комиссии обеспечивает правильность и своевременность оформления протокола заседания Региональной комиссии, в том числе соответствие формулировок решений, внесенных в протокол, принятым на заседании Региональной комиссии решениям.

33. Протокол подписывается Председателем Региональной комиссии (председательствующим на заседании), членами Региональной комиссии и Секретарем Региональной комиссии.

34. Протокол заседания Региональной комиссии оформляется в 1 (одном) экземпляре, к которому приобщаются тексты утвержденных, рассмотренных документов, письменные мнения и иные материалы, являющиеся приложениями к протоколу.

35. Сканированная копия протокола Региональной комиссии также хранится в электронном виде в информационной системе.

36. После подписания протокола секретарь Региональной комиссии в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты его подписания организует рассылку протокола всем членам Региональной комиссии и информирует заявителя о принятом решении посредством электронной платформы «InfoKazakhstan.kz» и (или) электронной почты.