Учёт

Утильсбор на сельхозтехнику предлагают отменить в Казахстане

1814

Об этом заявил первый заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Эльдар Жумагазиев у себя на странице фейсбук, сообщает Учет.kz

С 1 января 2016 года в Казахстане применяется принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) по утилизации отходов в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

В случае отсутствия собственной переработки отходов, производители (импортеры) обязаны оплачивать утилизационный сбор оператору РОП.

В начале РОП распространялся на автотранспортные средства и их компоненты (шины, аккумуляторы, масла и др.), в последующем виды продукции постоянно пополнялись (упаковка, кабель и т.д.).

А с 23 декабря 2019 года приказом № 95 Министерство экологии РК внедрило утильсбор РОП на сельскохозяйственную технику, преимущественно отечественной сборки.

До этого был проведен ряд «жарких» дискуссий о целесообразности введения утильсбора на всю сельхозтехнику вне зависимости от страны происхождения, в том числе  на площадке НПП.

По итогам обсуждений была достигнута договоренность о не введении утильсбора на сельхозтехнику, указанную в Комплексном плане мероприятий по привлечению прямых иностранных и отечественных инвестиций (Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2014 года № 570), таких как CLAAS, Lemken (Германия), John Deere, AGCO, Case New Holland, Green Plain (США), Codaf SRL, Same Deutz Fahrу и др.

Другими словами, утильсбор был распространен на ту сельхозтехнику, которая производится в Казахстане и сельхозтехнику, не указанную в Комплексном плане.

Однако в феврале этого года ЕЭК по инициативе РФ направила письмо о необходимости создания в Казахстане равных условий взимания утильсбора вне зависимости от страны  происхождения сельхозтехники и вынесения данного вопроса на Совет ЕЭК.

В свою очередь, НПП на заседании Координационного совета по экономической интеграции при Правительстве РК выступила против вынесения данного вопроса на Совет ЕЭК в связи с отсутствием соответствующего Заключения ЕЭК о том, что нормы приказа № 695 действительно имеют признаки препятствия или барьера для внутреннего рынка ЕАЭС.

Однако данный вопрос все же был вынесен на Совет ЕЭК и было принято решение об устранении Казахстаном «препятствий» на внутреннем рынке.

Для реализации данного решения Министерством экологии РК в адрес НПП был направлен на экспертное заключение проект приказа «О внесении изменений в приказ Министра энергетики РК от 4 декабря 2015 года № 695 «Об утверждении перечня продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров)» в части исключения освобождения от утилизационного платежа импортной сельхозтехники.

НПП было дано отрицательное заключение на внесение изменений в действующий Приказ.

К сожалению, несмотря на отрицательное заключение НПП, Министерство экологии РК внесло изменения в Приказ и распространило утильсбор на импортную сельхозтехнику.

В связи с этим фермеры теперь вынуждены оплачивать утильсбор на высокопроизводительную иностранную сельхозтехнику (Jonn Deer, Claas и другие), стоимость которой увеличится на 10%, а то и более.

К примеру, комбайн New Holland 410 подорожает в среднем на 16% и составит 77 млн  тенге, комбайн John Deere W550 на 12% и обойдется фермеру в 105 млн  тенге.

Тогда как в настоящее время отечественные фермеры критически нуждаются в обновлении сельхозтехники, парк которой на 80% изношен.

Усугубляет ситуацию волатильность курса валюты, из-за которой стоимость сельхозтехники ежегодно растет вне зависимости от происхождения (как отечественной так и импортной).

Только в текущем году по сравнению с прошлым годом сельхозтехника подорожала от 10 до 15%.

К примеру, комбайн Есиль-760 отечественной сборки за последние 5 лет вырос с 23 до 60 млн  тенге, или на 252%.

НПП считает, что значительную роль в удорожании сельхозтехники могло сыграть именно введение утильсбора.

В среднем ежегодно казахстанские фермеры приобретают 2 700 тракторов, из которых 1 900 импортные (70%), 1 050 комбайнов, из которых 630 импортные (60 %).

По состоянию на начало т.г. (январь) в Казахстане насчитывается 3 551 импортный трактор, в том числе 1 276 тракторов марки John Deere, 1 101 трактор марки Buhler Versatile (Канада), 467 тракторов марки Case New Holland и другие, а также 4 603 импортных зерноуборочных комбайна, в том числе, 2 311 комбайнов марки John Deere, 1 322 комбайна марки CLAAS, 387 комбайнов марки Case New Holland и т.д.

Таким образом, в Казахстане только марки John Deere работает порядка 3 876 тракторов, комбайнов и посевных комплексов.

Бесспорно, импортная сельхозтехника эффективнее сельхозтехники отечественной сборки, более надежная и качественная.

Соответственно дороже, но и фермер знает за что переплачивает.

Можно и нужно развивать в стране отечественное машиностроение, сервисные центры данных марок импортной сельхозтехники, локализацию производства отдельных узлов и агрегатов.

Но надо признать, что нынешняя  очень сложная ситуация в стране и мире вносит свои коррективы на инвестиционную активность мировых компаний и в ближайшее время эти компании скорее всего не начнут производство в нашей стране.

В связи с этим считаем целесообразным освободить либо значительно снизить ставку утильсбора на сельхозтехнику!

Если мы сейчас не поддержим своего фермера, завтра будем поддерживать иностранного.

В целях снижения действующей нагрузки на отечественных фермеров, НПП предлагает на рассмотрение следующие варианты решений:

Ввести мораторий на несколько лет в отношении утилизационного платежа на сельхозтехнику в рамках Приказа и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 695 «Об утверждении перечня продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров)»;

либо:

Пересмотреть базовую ставку и коэффициенты платы за утилизацию в отношении сельхозтехники в сторону значительного снижения в соответствии с мировым опытом в рамках Приказа Министра энергетики Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 762 «Об утверждении Методики расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов».

Первый заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Эльдар Жумагазиев призывает фермеров дать свои предложения по данному вопросу. Сейчас Нацпалата готовит свою официальную позицию. Предложения фермеров будут учтены, и НПП будет отстаивать интересы сельхозпроизводителей в  Правительстве.