Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка разработан и вынесен на обсуждение проект постановления о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования деятельности финансовых организаций, сообщает Учет.kz.
Обсуждение проекта постановления продлится до 30 октября 2024 года. Свои комментарии и замечания можно оставлять на портале "Открытые НПА".
Проект Постановления предусматривает усиление мер по осуществлению платежей и переводов денег в пользу электронного казино, интернет-казино и нелицензированных бирж цифровых активов.
Данным постановлением в целях минимизации рисков использования банковских продуктов в сфере незаконного оборота наркотиков и цифровых активов внесены изменения в следующие нормативные правовые акты:
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года № 188 «Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан;
Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 22 марта 2020 года № 18 «Об утверждении Требований к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан и Национального оператора почты»;
Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 12 октября 2020 года № 95 «Об утверждении Требований к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для единого накопительного пенсионного фонда и добровольных накопительных пенсионных фондов»;
Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 12 октября 2020 года № 96 «Об утверждении Требований к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для профессиональных участников рынка ценных бумаг и Центрального депозитария»;
Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка 12 октября 2020 года № 97 «Об утверждении Требований к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров, обществ взаимного страхования, Экспортно-кредитного агентства Казахстана, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан и филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан»;
Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 12 октября 2020 года № 98 «Об утверждении Требований к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для фондовой биржи»;
Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 29 октября 2020 года № 105 «Об утверждении Требований к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, за исключением оператора или операционного центра межбанковской системы переводов денег, а также юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей, и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность».
Сравнительная таблица
к проекту постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования деятельности финансовых организаций»
|
№ п/п |
Наименование структурного элемента |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
| Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года № 188 «Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан | |||
|
1 |
пункт 97 |
97. Политика и процедуры управления риском ОД/ФТ включают, но, не ограничиваясь, следующее: … 6) наличие автоматизированной информационной системы и процедур, которые позволяют выявлять операции, подлежащие финансовому мониторингу, а также позволяют своевременно направлять соответствующие сведения и информацию в уполномоченный орган по финансовому мониторингу. |
97. Политика и процедуры управления риском ОД/ФТ включают, но, не ограничиваясь, следующее: … 6) наличие автоматизированной информационной системы и процедур, которые позволяют выявлять операции, подлежащие финансовому мониторингу, а также позволяют своевременно направлять соответствующие сведения и информацию в уполномоченный орган по финансовому мониторингу. Автоматизированная информационная система и процедуры банка, указанные в подпункте 6) настоящего пункта, дополнительно обеспечивают выявление и отказ от проведения операций, связанных с: 1) незаконным производством, оборотом и (или) транзитом наркотиков; 2) осуществлением платежей и переводов денег в пользу бирж цифровых активов, не являющихся участниками Международного финансового центра «Астана», перечень которых формируется Комитетом Международного финансового центра «Астана» по регулированию финансовых услуг; 3) осуществлением платежей и (или) переводов денег в пользу электронного казино и интернет-казино; 4) осуществлением платежей и (или) переводов денег физическими лицами, не достигшими возраста двадцати одного года, в пользу организатора игорного бизнеса. |
|
2 |
Пункт 98 |
98. Банк обеспечивает наличие системы внутреннего контроля, которая соответствует текущей рыночной ситуации, стратегии, объему активов, уровню сложности операций банка. Внутренний контроль – процесс, встроенный в повседневную деятельность, осуществляемую уполномоченными коллегиальными органами банка, структурными подразделениями и всеми работниками банка при исполнении своих обязанностей, и направленный на выполнение следующих целей: … 4) недопущение вовлечения банка и его работников, клиентов банка в осуществление противоправной деятельности, в том числе мошенничества, обмана, ОД/ФТ, незаконного производства, оборота и (или) транзита наркотиков, в осуществление операций на территории Республики Казахстан, связанных с проведением операций, имеющих высокий риск ОД/ФТ, в осуществление операций на территории Республики Казахстан, связанных с дальнейшим приобретением необеспеченных цифровых активов на биржах цифровых активов, не являющихся участниками Международного финансового центра «Астана», оказывающими услуги по управлению платформой цифровых активов, в осуществление платежей и (или) переводов денег в пользу электронного казино и интернет-казино, а также в осуществление платежей и (или) переводов денег физическими лицами, не достигшими возраста двадцати одного года, в пользу организатора игорного бизнеса. В отношении клиентов банка, являющихся держателями десяти и более платежных карточек, выпущенных данным банком, и (или) резидентами стран с высоким риском ОД/ФТ на основе фактора незаконного производства, оборота и (или) транзита наркотиков, а также в случае наличия подозрений о том, что деловые отношения используются клиентом в целях незаконного производства, оборота и (или) транзита наркотиков, банк осуществляет оценку риска ОД/ФТ. В случае присвоения таким клиентам высокого уровня риска ОД/ФТ банк применяет усиленные меры надлежащей проверки таких клиентов и отвечает за: обеспечение проведения проверки источника происхождения средств клиентов банка; принятие мер, установленных требованиями законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при выявлении подозрительных операций; осуществление мониторинга и изучение операций с деньгами клиентов банка; принятие мер в отношении нерезидентов Республики Казахстан по установлению цели и характера деловых отношений путем затребования документов, подтверждающих обоснованность нахождения в Республике Казахстан (трудового договора, договора обучения, вида на жительство иностранца в Республике Казахстан и других документов); обновление сведений о клиенте (его представителе) в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; направление информации в уполномоченный орган по финансовому мониторингу по клиентам банка, являющимся держателями десяти и более платежных карточек, выпущенных данным банком; прекращение деловых отношений с клиентами банка в случаях, установленных требованиями законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
|
98. Банк обеспечивает наличие системы внутреннего контроля, которая соответствует текущей рыночной ситуации, стратегии, объему активов, уровню сложности операций банка. Внутренний контроль – процесс, встроенный в повседневную деятельность, осуществляемую уполномоченными коллегиальными органами банка, структурными подразделениями и всеми работниками банка при исполнении своих обязанностей, и направленный на выполнение следующих целей: …
4) недопущение вовлечения банка и его работников, клиентов банка: в осуществление противоправной деятельности, в том числе мошенничества, обмана, ОД/ФТ, незаконного производства, оборота и (или) транзита наркотиков; в осуществление операций на территории Республики Казахстан, связанных с проведением операций, имеющих высокий риск ОД/ФТ; в осуществление операций, связанных с дальнейшим приобретением необеспеченных цифровых активов на биржах цифровых активов, не являющихся участниками Международного финансового центра «Астана»; в осуществление платежей и (или) переводов денег в пользу электронного казино и интернет-казино; в осуществление платежей и (или) переводов денег физическими лицами, не достигшими возраста двадцати одного года, в пользу организатора игорного бизнеса. В отношении клиентов банка, являющихся держателями более пяти платежных карточек, выпущенных данным банком, и (или) резидентами стран с высоким риском ОД/ФТ на основе фактора незаконного производства, оборота и (или) транзита наркотиков и (или) вовлеченных в осуществление платежей и переводов денег в пользу бирж цифровых активов, не являющихся участниками Международного финансового центра «Астана», перечень которых формируется Комитетом Международного финансового центра «Астана», а также в случае наличия подозрений о том, что деловые отношения используются клиентом в целях незаконного производства, оборота и (или) транзита наркотиков, банк присваивает высокий уровень риска ОД/ФТ, применяет усиленные меры надлежащей проверки таких клиентов и отвечает за: обеспечение проведения проверки источника происхождения средств клиентов банка; принятие мер, установленных требованиями законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при выявлении подозрительных операций; осуществление мониторинга и изучение операций с деньгами клиентов банка; принятие мер в отношении нерезидентов Республики Казахстан по установлению цели и характера деловых отношений путем затребования документов, подтверждающих обоснованность нахождения в Республике Казахстан (трудового договора, договора обучения, вида на жительство иностранца в Республике Казахстан и других документов); обновление сведений о клиенте (его представителе) в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; направление информации в уполномоченный орган по финансовому мониторингу по клиентам банка, являющимся держателями более пяти платежных карточек, выпущенных данным банком и (или) вовлеченным в осуществление платежей и переводов денег в пользу бирж цифровых активов, не являющихся участниками Международного финансового центра «Астана», перечень которых формируется Комитетом Международного финансового центра «Астана» по регулированию финансовых услуг и (или) вовлеченным в незаконное производство, оборот, транзит и (или) приобретение наркотиков; прекращение деловых отношений с клиентами банка в случаях, установленных требованиями законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По платежным карточкам, количество которых превышает пять платежных карточек на одного клиента, выпущенных данным банком, банком устанавливаются ограничения (лимиты) на проведение операций – не более 3 (трех) платежей и переводов денег на общую сумму до 100 000 (ста тысяч) тенге в месяц. Банк осуществляет выявление и блокирование платежей и переводов денег в пользу бирж цифровых активов, не являющихся участниками Международного финансового центра «Астана», перечень которых формируется Комитетом Международного финансового центра «Астана» по регулированию финансовых услуг и направляется в уполномоченный орган. Данный перечень доводится до сведения банков уполномоченным органом.
|
|
Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 22 марта 2020 года |
|||
|
4 |
подпункты 15-1) и 16) пункта 15 |
15. Типы клиентов, чей статус и (или) чья деятельность повышают риск ОД/ФТ, включают, но не ограничиваются: … Отсутствует. 16) клиенты, являющиеся держателями десяти и более платежных карточек, выпущенных банком; |
15. Типы клиентов, чей статус и (или) чья деятельность повышают риск ОД/ФТ, включают, но не ограничиваются: … 15-1) лица, осуществляющие выпуск и обращение необеспеченных цифровых активов на территории Международного финансового центра «Астана»; 16) клиенты, являющиеся держателями более пяти платежных карточек, выпущенных банком; |
|
5 |
абзац двадцатый пункта 22 |
… Банком проверяются документы клиентов, являющихся нерезидентами Республики Казахстан - держателями десяти и более платежных карточек, выпущенных данным банком, и (или) резидентами стран с высоким риском ОД/ФТ на основе фактора незаконного производства, оборота и (или) транзита наркотиков, подтверждающие обоснованность нахождения в Республике Казахстан (трудовой договор, договор обучения, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан и другие документы). … |
… Банком проверяются документы клиентов, являющихся нерезидентами Республики Казахстан - держателями платежных карточек, выпущенных данным банком, и (или) резидентами стран с высоким риском ОД/ФТ на основе фактора незаконного производства, оборота и (или) транзита наркотиков, подтверждающие обоснованность нахождения в Республике Казахстан (трудовой договор, договор обучения, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан, и другие документы). … |
|
6 |
абзац третий пункта 27 |
… Обновление сведений о клиенте (его представителе), являющимся держателем десяти и более платежных карточек, выпущенных банком, осуществляется не реже одного раза в квартал. … |
… Обновление сведений о клиенте (его представителе), являющимся держателем более пяти платежных карточек, выпущенных банком, осуществляется не реже одного раза в квартал. … |
|
Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 12 октября 2020 года |
|||
|
8 |
подпункт 5-1) пункта 15 |
15. Типы клиентов, чей статус и (или) чья деятельность повышают риск ОД/ФТ, включают, но не ограничиваются: … Отсутствует. …
|
15. Типы клиентов, чей статус и (или) чья деятельность повышают риск ОД/ФТ, включают, но не ограничиваются: … 5-1) лица, осуществляющие выпуск и обращение необеспеченных цифровых активов на территории Международного финансового центра «Астана»; … |



