- Отнесение расходов на вычеты на научно-исследовательские и научно-технические работы
- Освобождение от НДС оборотов по НИОКР в рамках госзаказа
- Закон Республики Казахстан «О науке и технологической политике»
Во исполнение поручения Главы государства по внедрению новых подходов в развитии науки, опираясь на международный опыт, озвученный в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года, по опыту Сингапура, КНР и Великобритании предлагаются супервычеты по расходам на научно-исследовательские и научно-технические работы.
Такие супервычеты позволят обеспечить рост хай-тек предприятий, увеличение доли МСБ, инвестирующего в НИОКР и инновации, и рост коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности.
Основанием для отнесения таких расходов на вычеты является налоговый контракт на научно-исследовательские, научно-технических работы, подтвержденный научно-технической экспертизой уполномоченного органа в области науки (ст. 254 НК РК). В связи с этим в Налоговом кодексе вводится понятие:
"налоговый контракт по льготам на научно-исследовательские, научно-технические работы" – договор между субъектом предпринимательства и уполномоченным органом на предоставление налоговых льгот для проведения научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ либо строительства и (или) создания научно-исследовательских лабораторий и организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области науки.
Подобные супервычеты стимулируют местных и иностранных предпринимателей инвестировать в научные проекты, реализуемые местными научными организациями, университетами и учеными.
Согласно проекту Закона также планируется освобождать от НДС обороты по НИОКР в рамках госзаказа (дополнение в ст. 394 НК РК).
Обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость..... 40) научно-исследовательских работ, проводимых на основании договоров на осуществление государственного задания, а также договоров и договоров с соисполнителями государственного заказа по приоритетным направлениям в соответствии с законодательством Республики Казахстан о науке и услуг на грантовое финансирование коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, а также проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности во время их реализации на основании договора грантового финансирования коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.
Данный законопроект разработан в целях реализации рассматриваемого Проекта Закона Республики Казахстан «О науке и технологической политике» (далее – законопроект).
Законопроект будет регулировать общественные отношения в области науки, научно-технической деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, определять основные принципы и механизмы функционирования и развития национальной научно-инновационной системы и научно-технологической политики Республики Казахстан.
Законопроект предусматривает:
-
решение актуальных социальных, профессиональных и стратегических вопросов научной, научно-технической и научно-инновационной деятельности;
-
уровни технологической готовности (TRL) научных организаций, научных исследований и разработок;
-
научно-инновационную систему – инструменты технологического развития научных разработок от фундаментальных и прикладных исследований до внедрения в промышленность и доведения до рынка;
-
повышение статуса ученого, включая социальные льготы для молодых ученых, для ученых и академиков;
-
усиление деятельности конструкторских бюро, инжиниринговых центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных центров, центров коммерциализации и трансферта технологий, проектных конструкторских бюро на базе исследовательских университетов путем привлечения частного сектора;
-
улучшение лабораторной инфраструктуры научных организации и университетов через новые механизмы финансирования – гранты на опытно-конструкторские работы, на научно-техническое обеспечение;
-
внедрение мегагрантов для проведения крупных (якорных, мультидисциплинарных, критических, региональных, крупномасштабных) научных исследований;
-
предоставление возможности местным исполнительным органам возможность финансирования НИОКР для решения региональных проблем;
-
введение механизма по обеспечению прозрачности распределения 1% обязательств недропользователей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
-
увеличение объемов софинансирования науки частным сектором через преференции и льготы для бизнеса (супервычеты по расходам на НИОКР, освобождение НИОКР от НДС и др.).
Введены понятия национальной инновационной системы и ее элементов в виде научно-инновационной и промышленно-инновационной систем, определяющие связи научной, научно-технической, научно-инновационной деятельности и промышленности, продвижение технологических инициатив от идей и знаний научных исследований до внедрения научных разработок в производство и рынок.
Выработан концептуальный подход функционирования Национальной академии наук при Президенте Республики Казахстан, отражена ее роль в общей структуре управления научной, научно-технической и научно-инновационной деятельностью.