Учёт

Соблюдение субъектами законности в сфере оборота алкогольной продукции

2565

Рынок алкогольной продукции имеет ряд своих особенностей, которые сложно контролировать, и характерной чертой данного рынка является наличие теневого производства. Контроль за данным рынком необходим как с точки зрения охраны здоровья граждан, так и исходя из экономического, социального и даже политического аспектов потребления населением этой продукции.

Отношения, возникающие в процессе производства и оборота алкогольной продукции, государственного регулирования и осуществления деятельности субъектов производства и оборота алкогольной продукции регулируются Законом Республики Казахстан от 16 июля 1999 года № 429-I «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (далее Закон).

Задачами государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции являются:

1) защита экономических интересов и охраны здоровья граждан Республики Казахстан;

2) создание условий для повышения качества алкогольной продукции, производимых и ввозимых в Республику Казахстан;

3) обеспечение соблюдения законодательства в области государственного регулирования производства и оборота указанной продукции.

В целях защиты здоровья граждан Республики Казахстан Законом запрещена реализация алкогольной продукции на базарах, оптовых рынках, в киосках, в палатках, в ларьках, с рук, лотков, автомашин, а также в иных неустановленных местах. Кроме того, реализация алкогольной продукции запрещена в детских учреждениях, организациях образования и на прилегающих к ним территориях в радиусе ста метров. Лицам в возрасте до двадцати одного года реализация алкогольной продукции также запрещена.

Одним из распространенных нарушений, выявляемых на данном рынке, является реализация водок, крепких ликероводочных изделий и прочих крепкоалкогольных напитков ниже минимальной розничной цены в размере 600 тенге за литр, установленной постановлением Правительства РК от 15 декабря 1999 года № 1592 «Об установлении минимальных цен на алкогольную продукцию».

Указанные нарушения проявляются в виде проведения различных акций, таких как «Купи одну бутылку водки – вторую получишь бесплатно» или «Две бутылки водки по цене одной», что является нарушением п.п.5 п.1 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О рекламе», где запрещается реклама в форме проведения различных мероприятий, направленных на стимулирование спроса и интереса к алкогольной продукции.

Встречается и реализация алкогольной продукции импортного производства без маркировки на государственном языке, которая запрещена статьей 9 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».

Так, статьей 8 Закона оговорено, что «маркировка производимой (кроме экспортируемой) и импортируемой алкогольной продукции должна содержать информацию на государственном и русском языках о наименовании изделия, изготовителе-лицензиате и его местонахождении, обозначение стандарта на продукцию, вместимости тары, крепости в процентах от объемной доли этилового спирта, содержания сахара, номера лицензии производителя».

Зачастую на витринах магазина можно увидеть алкогольную продукцию с истекшим сроком годности, на некоторую продукцию отсутствуют сертификаты соответствия, что также запрещено статьей 9 вышеуказанного Закона.

В начале года много звонков и обращений поступало от налогоплательщиков относительно реализации алкогольной продукции с учетно-контрольными марками старого образца. По данному вопросу повторно хотелось бы пояснить, что реализация алкогольной продукции отечественного и импортного производства, производителями и импортерами алкогольной продукции, юридическими и физическими лицами, осуществляющими хранение и реализацию алкогольной продукции, а также конкурсными управляющими, реализующими имущество (активы) банкрота, с учетно-контрольными марками старого образца осуществлялась до 01 марта 2011 года.

С 1 марта 2011 года вышеуказанные лица обязаны производить реализацию алкогольной продукции отечественного и импортного производства только с учетно-контрольными марками нового образца. Хранение и реализация алкогольной продукции с учетно-контрольными марками старого образца запрещается.

В этой связи, Налоговый департамент по г. Астана напоминает субъектам, осуществляющим реализацию алкогольной продукции о необходимости соблюдения действующих в данной отрасли нормативных правовых актов, так как за несоблюдение установленных требований предусмотрена ответственность, установленная действующим законодательством Республики Казахстан.

В целях усиления контроля за оборотом этилового спирта и алкогольной продукции в соответствии с налоговым Кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» введены сопроводительные накладные на алкогольную продукцию.

Приказом Министра финансов № 670 от 29 декабря 2010 г. утверждены «Правила оформления, заказа, получения, выдачи, учета, хранения и представления сопроводительных накладных на этиловый спирт и алкогольную продукцию при их реализации и транспортировке», которые опубликованы в газете «Казахстанская правда» от 23 февраля 2011 года № 66-67 (далее Правила).

В соответствии с Правилами, при реализации (отпуске) и транспортировке этилового спирта и алкогольной продукции поставщиком с 1 марта 2011 года обязательно оформляется сопроводительная накладная в порядке, установленном уполномоченным органом.

Получатель в свою очередь, должен в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты оформления сопроводительной накладной в электронном виде подтвердить ее получение от поставщика посредством web-приложения «Кабинет налогоплательщика».

При этом, сопроводительные накладные, выписанные поставщиком товара в обязательном порядке должны подтверждаться получателями, по не подтвержденным сопроводительным накладным по истечении 15 дней будут формироваться извещения для налогоплательщиков в автоматическом режиме, на основании чего, налоговые органы будут применять меры административного воздействия к тем налогоплательщикам которые не подтвердили получения сопроводительных накладных или поставщику за неправильное оформление сопроводительных накладных в соответствии с действующим законодательством.

Настоящим, Налоговый департамент по г. Астана призывает субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота алкогольной продукции в г. Астана, к порядку, к соблюдению законности на данном рынке во избежании административной и уголовной ответственности, во избежание выращивания почвы для возникновения коррупционных правонарушений.

Требуйте от Ваших поставщиков приходные документы на каждый вид продукции, на каждую бутылку.

Задумайтесь, от того, какую продукцию Вы реализуете, зависит не только Ваше здоровье, но и здоровье нации!