Соблюдение правил избавит предпринимателя от частых проверок - комментарии к новому закону по вопросам ведения бизнеса

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Соблюдение правил избавит предпринимателя от частых проверок - комментарии к новому закону по вопросам ведения бизнеса

ШЫМКЕНТ. 13 октября. КАЗИНФОРМ /Татьяна Пылаева/ - Сокращение проверок бизнес-объектов стало основной целью принятия нового закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам предпринимательства».

ШЫМКЕНТ. 13 октября. КАЗИНФОРМ /Татьяна Пылаева/ - Сокращение проверок бизнес-объектов стало основной целью принятия нового закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам предпринимательства». Он вступил в силу 10 августа, но применять его начнут с нового года. Оставшийся промежуток времени контрольно-надзорные органы должны посвятить разработке механизма новой системы проверок. О том, что делается органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН) корреспонденту Казинформа рассказала заместитель директора департамента ГСЭН по Южно-Казахстанской области Наталья Бабякина.

- Наталья Геннадьевна, какая работа проведена санитарными врачами для разработки нового закона и внедрения его в жизнь?

- Когда этот закон рассматривался в Правительстве, наши уполномоченные органы в области санэпиднадзора - то есть наш комитет, наше министерство принимали активное участие в его обсуждении. По первоначальному проекту этого закона было принято, что все проверки будут фиксированы. В зависимости от степени риска объекта проверки будут проводиться либо один раз в год, либо один раз в три года, либо один раз в пять лет. Но вы сами понимаете, что если при наших условиях эти проверки со стороны органов санэпиднадзора сократить до такого минимума, то гарантировать безопасность здоровья человека будет очень сложно.

Об этом представители Комитета санэпиднадзора много говорили Правительству. И оно дало нам задание: если вы хотите доказать необходимость более частых проверок, сделайте нам эту оценку степени риска. Эта система управления рисками уже нами разработана и презентована Правительству. Причем удалось доказать руководству страны, что действительно есть необходимость сохранения этого вида проверок.

- Не могли бы вы и нашим читателям в общих чертах доказать необходимость этих проверок?

- Обязательно. Важно отметить, что разработка этой системы велась с участием представителей бизнеса. Более того, мы сейчас ведем разъяснительную работу для наших областных предпринимателей, объясняя им суть новой системы. Почему это столь важно сегодня? Потому, что вопрос создания законодательства поставлен так, что мы должны разработать его совместно с предпринимателями. Сейчас я коротко, опираясь на презентацию, разработанную для Правительства, хочу и вам объяснить, почему проверки необходимы. И в то же время доказать, что их число может быть минимальным.

Во-первых, что такое сама система управления рисками? Риск - это вероятность причинения вреда здоровью человека с учетом степени тяжести ее последствий. Система управления рисками при осуществлении санэпиднадзора - это оценка вероятности возникновения инфекционных паразитарных заболеваний, распространение возбудителей или переносчиков особо опасных инфекций, производство и реализация продукции, небезопасной для здоровья населения, и влияние вредных факторов на возникновение профессиональных заболеваний и отравлений.

Эта система управления рисками основана на таких законодательных документах, как санитарно-эпидемиологические правила и нормы, результаты инструментально-лабораторных методов исследования и эпидемиологическая значимость объекта. Даже люди, не имеющие специального образования, понимают, какое в этом свете значение имеет кондитерский цех, и какое - магазин по реализации промышленных товаров. Это совершенно разные вещи. Кроме исследований мы проводим так же санэпидмониторинг: за объектами окружающей среды (качество воды, воздуха, продуктов питания), инфекционной заболеваемости, всего порядка 20 программ. И с 2020 года мы основываем кратность проверок на эпидемиологической значимости и степени риска.

- Как будет определяться эта степень риска, и чем обусловлена кратность проверок?

- Все объекты будут делиться на три группы. Высокого риска с кратностью проверок один раз в месяц. Среднего риска с кратностью проверок один раз в квартал. И объекты незначительного риска кратностью проверок один раз в год. Эти степени риска, и эта кратность уже утверждена в законе о предпринимательстве, который был принят в этом году.

Соответственно вводится и понятие эпидемиологической значимости. Обусловлено три группы, и первое, что нам предстоит сделать в этом году, - разделить все наши объекты по этим группам. К первой группе с высокой эпидемиологической значимостью будет относиться 6 видов объектов, ко второй - со средней эпидемиологической значимостью - 18 видов, и с незначительной эпидзначимостью - 13 видов объектов.

- Можно поподробнее рассказать, что к какой группе будет отнесено?

- К первой группе отнесены объекты общественного питания, детские оздоровительные организации - лагеря, молокоперерабатывающие предприятия, а так же по производству кремов и кондитерских изделий, детские молочные кухни, а так же родильные дома, гинекологические отделения, хирургические стационары, операционные блоки и хирургические кабинеты. На всех этих объектах проверки будут проводиться один раз в месяц.

Вторая группа объектов - средней эпидзначимости: продовольственная торговля, рыбо- и мясоперерабатывающие предприятия, хлебопекарные, птице- и плодоперерабатывающие объекты, производящие пиво и безалкогольные напитки, жировые продукты, дошкольные организации, общеобразовательные школы и интернаты, детские круглогодичные организации, стоматологии, косметологии, салоны красоты и парикмахерские, бани, сауны, бассейны, аптеки, изготавливающие стерильные препараты. Источники водоснабжения сюда же относятся, в том числе и распределительные сети, инфекционные больницы и прививочные кабинеты. У них базовая кратность обследования - раз в квартал.

И третья группа с незначительной эпидзначимостью, объекты, у которых базовая кратность обследования - один раз в год. Это - открытые водоемы, предприятия по выпуску алкогольной продукции, реализации промышленных товаров, вузы, ссузы, медцентры, поликлиники, аптеки, прачечные, химчистки, спортивные организации, промышленные объекты, гостиницы, общежития и многопрофильные больницы.

Но вот, по моему мнению, санаторно-курортные организации надо тоже перевести во вторую группу с проверками раз в квартал. Потому, что во всех санаториях есть большие пищеблоки на 500-600 мест и особенно летом это очень опасно.

- И в чем же заключается секрет сокращения проверок?

- Тут теперь важно понять, что такое - базовая кратность проверок. То есть мы предполагаем, что эти объекты мы будем проверять в соответствии с приведенной выше градацией. Но если предприниматель будет содержать свой объект в порядке, и он будет соответствовать всем критериям, то мы можем объект с высокой эпидзначимостью и базовой кратностью проверок один раз в месяц перевести в другую группу и проверять один раз в квартал или даже один раз в год. То есть работая с предпринимателями, разъясняя этот порядок, мы придем к тому, что бизнесмен сам сможет влиять на частоту проверок. Будет соблюдать порядок - будем проверять его не каждый месяц, а один раз в год. Это своего рода самоконтроль, и в то же время - реальная возможность уменьшить число проверок.

Мы разработали и сами критерии проверок. В их числе есть позиции, которые отнесены к грубым нарушениям, значительным нарушениям и незначительным. Если речь идет, к примеру, об объекте общепита и при проверке выявлены грубые нарушения, то однозначно: мы будем проверять его раз в месяц - пока положение на нем не изменится. Если будут выявлены так называемые значительные нарушения, те, которые можно быстро устранить, то можно перевести объект на квартальные проверки. А если только незначительные нарушения, то объект переводится на проверку один раз в год.

Мы все эти детали должны проработать до декабря, потому что по закону до 10 декабря мы должны сдать план работы на следующий год в Генеральную прокуратуру. И этот план должен быть опубликован до 25 декабря на сайте Генпрокуратуры. Причем вносить в него изменения или дополнения мы уже после этого не сможем. Не только мы - все государственные орган, которые принимают участие в проверках, должны провести сейчас такую работу. Нормы мы свои ни от кого не скрываем, это не запретная литература, она есть на сайтах, все это доступно. Пусть предприниматели берут, читают, соблюдают и таким образом избавляются от лишних проверок.

- Спасибо за интервью!

Рассказать друзьям:

Возврат к списку