Учёт

Штраф за несоблюдение сторонами законных прав и интересов работников планируют ввести в Казахстане

8016
Министерство труда разработало и вынесло на публичное обсуждение Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях», разработан в целях закрепления положений Закона  Республики Казахстан от 19 декабря 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания услуг по предоставлению персонала», сообщает Учет.kz

Проект Закона направлен на обеспечение гарантий статьи 24 Конституции Республики Казахстан, полноту реализации норм Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания услуг по предоставлению персонала».

В связи с введением указанным законом новых понятий «направляющая сторона», «принимающая сторона», и закреплением прав и обязанностей этих сторон необходимо предусмотреть меры административной ответственности за несоблюдение сторонами законных прав и интересов работников.

Во избежание дискриминации по оплате труда работников направляющей стороны по сравнению с работниками принимающей стороны по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, а также условий труда и тем же объемом работы, предлагается административная ответственность, которая позволит дисциплинировать направляющую сторону как при заключении договора на оказание услуг по предоставлению персонала, так и в период его действия.

Наряду с этим, режим рабочего времени и времени отдыха работников направляющей стороны определяется принимающей стороной. В настоящее время отсутствует административная ответственность принимающей стороны за незаконное превышение нормальной и сокращенной продолжительности рабочего времени и ежедневной работы (рабочей смены), предусмотренной трудовым законодательством Республики Казахстан работникам направляющей стороны.

В этой связи также предлагается устранить указанный пробел в целях защиты законных прав и интересов работников заемного труда (направляющей стороны).

При разработке данного законопроекта учтены особенности части 2-1 статьи 1 Закона от 30 декабря 2019 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных нарушениях».

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

по проекту Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»

№ п/п

Структурный

элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

1

2

3

4

6

Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года

1.

Часть первая статьи 89

Статья 89. Незаконное превышение нормы рабочего времени

1. Незаконное превышение работодателем нормальной и сокращенной продолжительности рабочего времени и ежедневной работы (рабочей смены), предусмотренной трудовым законодательством Республики Казахстан, -

влечет предупреждение.

….

Часть первую статьи 89 изложить в следующей редакции:

1. Незаконное превышение работодателем либо принимающей стороной нормальной и сокращенной продолжительности рабочего времени и ежедневной работы (рабочей смены), предусмотренной трудовым законодательством Республики Казахстан, -

влечет предупреждение.»;

….

Режим рабочего времени и времени отдыха работников направляющей стороны определяется принимающей стороной, отсутствие ответственности принимающей стороны может повлечь нарушение в отношении данных работников.

2.

Новые части 2-1 и 2-2 статьи 90

Статья 90. Допущение дискриминации в сфере труда

1. Допущение работодателем дискриминации в сфере труда, выраженное в нарушении права работника на равную оплату за равный труд, -

влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей.

2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста двадцати месячных расчетных показателей.

Части 2-1 и 2-2 отсутствуют

3. Размещение уполномоченным органом по вопросам занятости, физическим и юридическим лицом, оказывающим трудовое посредничество, а также работодателем информации о вакансиях для приема на работу, содержащей требования дискриминационного характера в сфере труда, -

влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей.

4. Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей.

Статья 90. Допущение дискриминации в сфере труда

1. Допущение работодателем дискриминации в сфере труда, выраженное в нарушении права работника на равную оплату за равный труд, -

влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей.

2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста двадцати месячных расчетных показателей.

2-1. Допущение направляющей стороны дискриминации в сфере труда, выраженное в нарушении права работника направляющей стороны на оплату не ниже размера основной заработной платы работников принимающей стороны за труд по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, сложности, количеству и качеству выполняемой работы, а также производственно-бытовым условиям в соответствии с договором на оказание услуг по предоставлению персонала,

- влечет штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей.

2-2. Действие, предусмотренное частью 3-1 настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания,

- влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста двадцати месячных расчетных показателей.

3. Размещение уполномоченным органом по вопросам занятости, физическим и юридическим лицом, оказывающим трудовое посредничество, а также работодателем информации о вакансиях для приема на работу, содержащей требования дискриминационного характера в сфере труда,

- влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей.

4. Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей.

Во избежание дискриминации по оплате труда работников направляющей стороны по сравнению с работниками принимающей стороны по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, а также условий труда и тем же объёмом работы, предлагается административная ответственность, которая позволит дисциплинировать направляющую сторону как при заключении договора на оказание услуг по предоставлению персонала, так и в период его действия.

ТК РК определяет основную заработную плату как относительно постоянную часть зарплаты.

     Согласно п.п. 59) п. 1 ст. 1 Трудового кодекса РК основная заработная плата - это относительно постоянная часть заработной платы, включающая оплату по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам, и предусмотренные трудовым законодательством Республики Казахстан, отраслевым соглашением, коллективным и (или) трудовым договорами выплаты постоянного характера. Данная норма позволит защитить работников частного агентства занятости от нарушений в оплате труда.