Повсеместное использование ККМ способствует увеличению поступлений в бюджет, следовательно, появится возможность большего объема финансирования социально значимых вопросов. Данные обстоятельства способствуют социально экономическому росту населения. Минэкономики полагает, что наличие санкции в виде штрафа способствует сокращению совершения правонарушений в области применения ККМ. Отсутствие ККМ способствует сокрытию дохода и увеличению теневой экономики.
В связи с этим Министерство разработало Проект изменений по вопросам налогообложения, согласно которому вносятся изменения в Административный кодекс. Одно из таких изменений - это штраф за неприменение ККМ. Сегодня это предупреждение, а с 2020 года планируется ввести штраф от 7 до 25 МРП.
Также планируется ввести штраф за:
- невыдачу чека контрольно-кассовой машины или товарного чека либо выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму больше или меньше уплаченной за товар или услугу;
- нарушение сроков подачи налогового заявления для внесения изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины;
Обратите внимание на важную информацию!
Согласно п. 2 ст. 167 Налогового кодекса:
2. Для постановки на учет в налоговых органах контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов, налогоплательщик представляет в налоговый орган:
1) налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе;
2) контрольно-кассовую машину, содержащую сведения о налогоплательщике;
3) пронумерованную, прошнурованную, заверенную подписью и (или) печатью (при наличии) налогоплательщика книгу товарных чеков.
ВЫВОД: При применении ККМ с ФПД книга учета наличных денег не регистрируется в налоговых органах, не ведётся, и не заполняется, так как данные напрямую передаются в налоговые органы.
Давайте посмотрим, как это выглядит в сравнительной таблице:
1. |
Статья 284
|
Статья 284. Нарушение порядка
применения контрольно-кассовых машин
1. Неприменение контрольно-кассовой
машины при осуществлении
на территории Республики Казахстан
денежных расчетов, производимых при
торговых операциях, выполнении работ,
оказании услуг посредством наличных денег, а также применение контрольно-
кассовой машины, являющейся
неисправной или не состоящей
на учете в органе государственных
доходов по месту использования, –
влечет предупреждение.
…
3. Невыдача чека контрольно-кассовой
машины или товарного чека либо выдача
чека контрольно-кассовой машины или
товарного чека на сумму больше или меньше уплаченной за товар или услугу –
влечет предупреждение.
…
5. Нарушение сроков подачи налогового
заявления для внесения изменений в регистрационные данные контрольно-
кассовой машины, замены
(восстановления) книги учета наличных
денег или книги товарных чеков, а также
при технической неисправности
контрольно-кассовой машины, устранение
которой невозможно без нарушения
целостности пломбы органа
государственных доходов, –
влечет предупреждение.
…
9. Незаполнение книги учета наличных денег при эксплуатации контрольно-
кассовой машины либо несоответствие
показаний сменных отчетов данным книги
учета наличных денег
на соответствующую дату, либо
непроведение записи в книге учета
наличных денег при осуществлении в
контрольно-кассовой машине операций
аннулирования ошибочно введенной
суммы или возврата наличных денег за
реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги – влечет предупреждение.
…
11. Несоответствие показаний отчета о
текущем состоянии кассы сумме
наличных денег в кассе на момент
снятия фискального отчета с учетом
сумм приема и выдачи наличных денег,
не связанных с реализацией товаров,
выполнением работ, оказанием услуг,
отраженных в книге учета наличных денег,
выявленное в ходе налоговой проверки, –
влечет предупреждение.
…
|
Статья 284. Нарушение порядка
применения контрольно-кассовых машин
1. Неприменение
контрольно-кассовой машины
при осуществлении на территории
Республики Казахстан денежных
расчетов, производимых
при торговых операциях,
выполнении работ, оказании услуг
посредством наличных денег,
а также применение
контрольно-кассовой машины,
являющейся неисправной или
не состоящей на учете
в органе государственных
доходов по месту
использования, –
влечет штраф
на частных нотариусов,
частных судебных
исполнителей,
субъектов малого
предпринимательства
в размере семи,
на субъектов среднего
предпринимательства –
в размере пятнадцати,
на субъектов крупного
предпринимательства –
в размере двадцати пяти
месячных расчетных показателей. …
3. Невыдача чека контрольно-кассовой
машины или товарного чека либо выдача
чека контрольно-кассовой машины или
товарного чека на сумму больше или
меньше уплаченной за товар или услугу –
влечет штраф на частных нотариусов,
частных судебных исполнителей,
субъектов малого
предпринимательства
в размере десяти, на субъектов
среднего предпринимательства – в размере пятнадцати, на субъектов
крупного предпринимательства –
в размере двадцати месячных расчетных показателей. …
5. Нарушение сроков подачи налогового
заявления для внесения изменений в регистрационные данные контрольно-
кассовой машины, замены
(восстановления) книги учета наличных
денег или книги товарных чеков, а также
при технической неисправности
контрольно-кассовой машины,
устранение которой невозможно
без нарушения целостности пломбы органа государственных доходов, –
влечет штраф на частных нотариусов,
частных судебных исполнителей,
субъектов малого
предпринимательства в размере
пятнадцати, на субъектов среднего
предпринимательства – в размере
двадцати, на субъектов крупного
предпринимательства – в размере
двадцати пяти месячных расчетных показателей. …
9. Незаполнение книги учета наличных денег при эксплуатации контрольно-
кассовой машины либо несоответствие
показаний сменных отчетов данным книги учета наличных денег на соответствующую
дату, либо непроведение записи в книге
учета наличных денег при осуществлении
в контрольно-кассовой машине операций
аннулирования ошибочно введенной
суммы или возврата наличных денег за
реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги –
влечет штраф на частных нотариусов,
частных судебных исполнителей,
субъектов малого
предпринимательства
в размере десяти, на субъектов
среднего предпринимательства –
в размере пятнадцати, на субъектов
крупного предпринимательства –
в размере двадцати месячных расчетных показателей. …
11. Несоответствие показаний отчета о
текущем состоянии кассы сумме
наличных денег в кассе на момент
снятия фискального отчета с учетом
сумм приема и выдачи наличных денег,
не связанных с реализацией товаров,
выполнением работ, оказанием услуг,
отраженных в книге учета наличных
денег, выявленное в ходе налоговой
проверки, –
влечет штраф на частных
нотариусов, частных судебных
исполнителей, субъектов малого
предпринимательства в размере
десяти, на субъектов среднего
предпринимательства – в размере
пятнадцати, на субъектов крупного
предпринимательства – в размере
двадцати месячных расчетных показателей. … |
Вводится в
действие с 1
января 2020 года
|
По республике количество зарегистрированных налогоплательщиков, осуществляющих различные виды деятельности посредством наличных денег, предполагающих обязательное применение ККМ с фискальной памятью, составляет 1 231 520 налогоплательщиков. При этом количество налогоплательщиков, имеющих ККМ с фискальной памятью составляет 404 тыс. или 32,8%. Данная статистика показывает, что только 32,8% налогоплательщиков соблюдают налоговое законодательство. Учитывая, что институт предупреждения введен с 2015 года, налогоплательщики, пользуясь этим моментом, осуществляют предпринимательскую деятельность без применения ККМ, что способствует росту теневой экономики.
Данный законопроект находится на обсуждении перед внесением в Парламент РК на рассмотрение, в ходе которого все может измениться.