Учёт

С 1 апреля бизнес не имеет права продавать немаркированные остатки обуви

2289

1 апреля 2023 года завершается период, когда разрешалось продавать обувь, не зарегистрированную в системе цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, сообщает Учет.kz.  

По просьбам предпринимателей этот срок продлевали с 1 апреля 2022 года до 1 апреля 2023 год. 

Что изменится для обувных предпринимателей, какая ответственность предусмотрена за нарушение правил и для чего необходимо регистрировать обувь в системе поэкземплярной прослеживаемости?

1 ноября 2021 года постановлением Правительства в Казахстане была внедрена обязательная маркировка и прослеживаемость обувных товаров – это система, которая регистрирует информацию о каждом товаре, который поступает в страну и прослеживает его через уникальный дата-матрикс-код, демонстрируя весь путь товара от производителя/импортера до конечного потребителя. Задача системы маркировки и прослеживаемости – сделать товарооборот в Казахстане прозрачным. По сути, это разновидность систем Track&Trace, которые применяются в прогрессивных регионах по всему миру как стандарт для оцифровки товарного пути, главный и доказанный эффект которого – снижение уровня теневой экономики.

В Казахстане система маркировки и прослеживаемости распространяется на три товарные группы: 

  • табак (код маркировки заменил функцию акцизной марки с 1 января 2022 года); 
  • обувные товары (с 1 ноября 2021 года);
  • лекарственные средства (с 1 июля 2022 года – поэтапное введение маркировки и прослеживаемости). 
Товарные группы, подлежащие обязательной маркировке (то есть поэкземплярному учету и прослеживамости полного пути товара), выбираются по основным критериям: 

  1. высокий уровень теневой экономики; 
  2. высокая угроза здоровью населения.

Если необходимость оцифровки товарооборота табачных изделий и лекарственных препаратов не вызывает вопросов, то выбор товарной группы “обувь” очевиден не всем. По официальным данным, доля теневого оборота обуви в Казахстане составляет 48%, то есть каждая вторая пара обуви ввезена в страну нелегально. Большой поток поступает из Китая, и, если опираться на таможенную статистику, расхождения в данных обнажают всю полноту картины: китайская таможенная служба в 2021 году зафиксировала экспорт в РК на сумму, превышающую казахстанские данные более чем в 2 раза, и это почти $780 млн. Эти цифры наглядно оценивают объем теневой экономики в обороте обувных товаров, что стало веской причиной для внедрения их прослеживаемости.

Что изменится с 1 апреля 2023 года?

Одним из главных послаблений для бизнеса стало разрешение продажи немаркированных остатков обуви (которые были завезены до старта обязательной маркировки обуви, то есть до 1 ноября 2021 года) до 1 апреля 2023 года. Изначально этот срок устанавливался на 1 апреля 2022 года, но по запросу предпринимателей предоставить больше времени на адаптацию к новым правилам срок продлили на один год. Это означает, что с 1 апреля текущего года по правилам маркировки и прослеживаемости товаров бизнес не имеет права продавать немаркированные остатки обуви. В остальном правила маркировки и прослеживаемости не изменились.

Стоит отметить, что за нарушение правил маркировки и прослеживаемости обувных товаров в законодательстве Республики Казахстан штрафов не предусмотрено.

В настоящее время в КоАП РК предусмотрены штрафы за немаркированную продукцию, но касаются они только табачных изделий, так как ранее код маркировки заменил функцию акцизной марки, и меры наказания за ее отсутствие остались прежними. А именно: согласно статье 283 Кодекса Республики Казахстан «Об административных нарушениях» законом Республики Казахстан от 11 июля 2022 года № 137-VІI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»:

“Оборот подакцизных товаров без средств идентификации, а равно со средствами идентификации неустановленного образца и (или) не поддающимися идентификации, влечет штраф на физических лиц в размере 50 МРП (153 150 тенге), на субъектов малого предпринимательства – в размере 150 МРП (459 450 тенге), на субъектов среднего предпринимательства в размере 200 МРП (612 600 тенге), на субъектов крупного предпринимательства в размере 500 МРП (1 531 500 тенге), с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения, а также с лишением лицензии”.

Эффект маркировки и прослеживаемости обувных товаров

В результате введения цифровой маркировки и прослеживаемости официальный импорт обуви увеличился на 13 млн пар (30 %) (с 37,2 млн пар до 53,1 млн пар). До введения маркировки за период 2018-2020 гг. показатель импорта обуви варьировался в диапазоне 35–39 млн пар.

Кроме того, налоговые поступления от обувных предпринимателей, зарегистрированных в системе маркировки и прослеживаемости товаров, по итогам 2021 года выросли на 55% по сравнению с 2020 годом, а по итогам 11 месяцев 2022 года налоговые поступления выросли в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Динамика роста импорта обуви в РК и заметного увеличения поступлений в бюджет в виде налоговых поступлений свидетельствует об эффективности системы маркировки и прослеживаемости.