Таким образом, принятие проекта Закона позволит провести реформу отечественного бизнес-регулирования путем кардинального пересмотра всего массива государственного регулирования в течение срока действия моратория на проверки микро- и малого бизнеса.
Предпринимателей могут оградить от чрезмерного вмешательства надзорных органов
В результате будет сформирована принципиально новая нормативная правовая база деятельности предпринимательства, направленная на переход от жесткого регулирования бизнеса к стимулированию его деловой активности.
Законом предусматривается:
Конкретизация действующего принципа, направленного на обеспечение баланса интересов потребителей, субъектов предпринимательства и государства. Так, одним из условий введения новых регуляторных требований к субъектам частного предпринимательства будет обязательное установление в рамках АРВ факта превалирования выгод над издержками, связанными с осуществлением государственного контроля и надзора.
Во исполнения пункта 28 ОНП по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» предусматривается внедрение принципа «1 in 2 out». Данный принцип означает отмену двух существующих требований в размере величины издержек, налагаемых новым регулированием на субъекты предпринимательства. Так, введение нового регуляторного инструмента потребует от регуляторов отмену двух равноценных действующих регулирований.
Вводится новая статья, регламентирующая экспериментальные правовые режимы, известные в мировом опыте как «регуляторная песочница». Вводится в целях обеспечения проводимой реформы по пересмотру регулирования предпринимательской деятельности «с чистого листа».
Внедрение Реестра обязательных требований к субъектам предпринимательства как общедоступной базы данных действующих в Республике Казахстан НПА и НТД, содержащих требования к субъектам предпринимательства, влекущих юридическую ответственность за их несоблюдение (далее – Реестр), позволит обеспечить:
-
для предпринимателей – полную картину о количестве, составе, сроках действия и взаимосвязи всей совокупности требований, действующих в отношении субъектов предпринимательства, в разрезе отдельных видов предпринимательской деятельности;
-
для потребителей – простоту и доступность информации о действующих требованиях к субъектам предпринимательства;
- для субъектов правоприменительной практики - опубликование досье на нормативные правовые акты, содержащие требования к субъектам предпринимательства, а также руководств по исполнению требований к субъектам предпринимательства и письменных ответов (разъяснений) государственных органов по вопросам применения требований, влекущих юридическую ответственность.
Внедрение данного инструмента окажет положительное воздействие на снижение административных издержек и позволит сдерживать избыточные требования в отношении субъектов предпринимательства.
Основным принципом государственного контроля и надзора за предпринимательством является осуществление государственного контроля и надзора на основе принципов независимости, объективности, беспристрастности, достоверности форм контроля и надзора и государством гарантируются прозрачность системы государственного контроля и надзора.
Вместе с тем, в целях реализации пункта 29 ОНП ведется работа по внедрению регулирования «с чистого листа», в рамках которой необходимо совершенствовать систему государственного контроля и надзора, направленных на повышение эффективности проведение государственного контроля и надзора, а также снижение контрольной нагрузки.