Учёт

Проверки по труду будут назначаться за отсутствие данных в енбек.кз и договоров страхования

34909
Такие изменения и дополнения внесены в совместный приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1022 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 801 «Об утверждении Критериев оценки степени риска и проверочных листов за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан» приказом от 2 мая 2023 года, сообщает Учет.kz.

С 22 мая 2023 года трудовая проверка с профилактическим контролем с посещением может назначаться при отсутствии:
  • до­го­во­ров обя­за­тель­но­го стра­хо­ва­ния ра­бот­ни­ка от несчаст­ных слу­ча­ев при ис­пол­не­нии им тру­до­вых (слу­жеб­ных) обя­зан­но­стей, обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния ра­бот­ни­ков;
  • ин­фор­ма­ции о за­клю­че­нии и пре­кра­ще­нии с ра­бот­ни­ком тру­до­во­го до­го­во­ра, вно­си­мых в него из­ме­не­ни­ях и (или) до­пол­не­ни­ях, со­дер­жа­щих све­де­ния в ча­сти рек­ви­зи­тов ра­бот­ни­ка и ра­бо­то­да­те­ля, ра­бо­ты по опре­де­лен­ной спе­ци­аль­но­сти, про­фес­сии, ква­ли­фи­ка­ции или долж­но­сти (тру­до­вую функ­цию), ме­ста вы­пол­не­ния ра­бо­ты, сро­ка тру­до­во­го до­го­во­ра, да­ты на­ча­ла ра­бо­ты, да­ты за­клю­че­ния и по­ряд­ко­во­го но­ме­ра в еди­ную си­сте­му уче­та тру­до­вых до­го­во­ров.
Периодом для назначения проверки будет предыдущий год.

По информации Минтруда в целях защиты трудовых прав граждан 2 мая т.г. внесены изменения в совместный приказ министров здравоохранения и социального развития и национальной экономики «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов за соблюдением трудового законодательства РК». В соответствии с изменениями формирование перечня работодателей, подлежащих профилактической проверке, будет осуществляться в автоматическом режиме на основе данных, полученных из информационных систем госорганов. Внедрение автоматизации позволяет определить именно недобросовестных работодателей, имеющих нарушения.

При этом работодатели, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством, не будут подвергаться проверке.

В соответствии с действующим законодательством в рамках профилактического контроля при первичном выявлении нарушения работодателем ст.23 п.2 пп.15) Трудового кодекса РК государственными инспекторами труда будет сделано предупреждение и выдано соответствующее предписание на его устранение, при повторном выявлении – будет наложен административный штраф.

Кроме того, в соответствии со ст.23 п.2 пп.27) Трудового кодекса РК работодатель обязан размещать информацию о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых в него изменениях и (или) дополнениях в единую систему учета трудовых договоров в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду (через hr.enbek.kz).



Критерии оценки степени риска за соблюдением трудового законодательства РК дополнены субъективными критериями.


Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

1) формирование базы данных и сбор информации;

2) анализ информации и оценка рисков.

Для оценки степени риска используются следующие источники информации:

1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля;

2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля.


На основании имеющихся источников информации местные органы по инспекции труда формируют данные по субъективным критериям, подлежащие анализу и оценке.

Анализ и оценка субъективных критериев позволяют сконцентрировать проведение профилактического контроля субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.

При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля, либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством РК.

В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.

Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в главе 3 Критериев, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100 баллов по форме согласно приложению 2 к Критериям.

Приложение 2
к Критериям оценки степени
риска за соблюдением
трудового законодательства
Республики Казахстан

Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям оценки степени риска за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан

№ п/п
По­ка­за­тель субъ­ек­тив­но­го кри­те­рия
Ис­точ­ник ин­фор­ма­ции по по­ка­за­те­лю субъ­ек­тив­но­го кри­те­рия
Удель­ный вес по зна­чи­мо­сти, балл (в сум­ме не дол­жен пре­вы­шать 100 бал­лов),
wi
Усло­вия /зна­че­ния, xi
усло­вие 1/зна­че­ние
усло­вие 2/зна­че­ние
1
2
3
4
5
6
Для про­фи­лак­ти­че­ско­го кон­тро­ля с по­се­ще­ни­ем
1.
На­ли­чие до­го­во­ров обя­за­тель­но­го стра­хо­ва­ния ра­бот­ни­ка от несчаст­ных слу­ча­ев при ис­пол­не­нии им тру­до­вых (слу­жеб­ных) обя­зан­но­стей, обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния ра­бот­ни­ков.
При осу­ществ­ле­нии ра­бо­то­да­те­лем де­я­тель­но­сти в рам­ках до­го­во­ра на ока­за­ние услуг по предо­став­ле­нию пер­со­на­ла в ка­че­стве на­прав­ля­ю­щей сто­ро­ны он под­ле­жит от­не­се­нию к ви­ду эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти, ко­то­рый име­ет класс про­фес­си­о­наль­но­го рис­ка не ни­же клас­са про­фес­си­о­наль­но­го рис­ка при­ни­ма­ю­щей сто­ро­ны или са­мо­го вы­со­ко­го клас­са про­фес­си­о­наль­но­го рис­ка при­ни­ма­ю­щей сто­ро­ны в со­от­вет­ствии с за­клю­ча­е­мы­ми им до­го­во­ра­ми на ока­за­ние услуг по предо­став­ле­нию пер­со­на­ла.
Ре­зуль­та­ты мо­ни­то­рин­га от­чет­но­сти и све­де­ний, пред­став­ля­е­мых субъ­ек­том кон­тро­ля

50
На­ли­чие
От­сут­ствие

0%

100%
2.
Вне­се­ние ра­бо­то­да­те­лем ин­фор­ма­ции о за­клю­че­нии и пре­кра­ще­нии с ра­бот­ни­ком тру­до­во­го до­го­во­ра, вно­си­мых в него из­ме­не­ни­ях и (или) до­пол­не­ни­ях, со­дер­жа­щих све­де­ния в ча­сти рек­ви­зи­тов ра­бот­ни­ка и ра­бо­то­да­те­ля, ра­бо­ты по опре­де­лен­ной спе­ци­аль­но­сти, про­фес­сии, ква­ли­фи­ка­ции или долж­но­сти (тру­до­вую функ­цию), ме­ста вы­пол­не­ния ра­бо­ты, сро­ка тру­до­во­го до­го­во­ра, да­ты на­ча­ла ра­бо­ты, да­ты за­клю­че­ния и по­ряд­ко­во­го но­ме­ра в еди­ную си­сте­му уче­та тру­до­вых до­го­во­ров
Ре­зуль­та­ты мо­ни­то­рин­га от­чет­но­сти и све­де­ний, пред­став­ля­е­мых субъ­ек­том кон­тро­ля

50
На­ли­чие
От­сут­ствие
0%
100%

Инструкция по заполнению шаблона:
1) показатели субъективных критериев определяются для однородных групп субъектов (объектов) контроля в каждой сфере государственного контроля;
2) в графе 2 указывается показатель субъективного критерия;
3) в графе 3 указываются приоритетные источники информации;
4) в графе 4 указывается удельный вес по значимости показателя субъективного критерия в баллах. Сумма всех строк по данной графе не должна превышать 100 баллов;
5) в графе 5 указываются условия учета показателя субъективного критерия в расчете степени риска по субъективным критериям и числовые значения показателей субъективных критериев, соответствующие каждому условию. Числовые значения указываются в процентах от 0 до 100 в зависимости от повышения риска. Допустимые значения показателей субъективных критериев регламентируются нормативными правовыми актами Республики Казахстан.


Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.

По показателям степени риска по субъективным критериям субъект (объект) контроля относится:

1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;

2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;

3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.

В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.

Степень нарушения (грубое, значительное, незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных, незначительных нарушений по субъективным критериям.

Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.

Кратность профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется органами контроля в отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой и средней степеням риска, не чаще двух раз в год.

Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта контроля.


Надо ли в енбек.кз отражать выход из декретного отпуска?

Какие социальные отпуска отражаются в енбек.кз?

Допсоглашение к трудовому договору о переводе на дистанционку регистрируется в енбек.кз?

Перевод на неполный рабочий день отмечается в енбек.кз?

Как запросить сведения о работнике из Единой системы учета трудовых договоров?

Надо ли трудовые договоры по уволенным сотрудникам вносить в енбек.кз?

Обязательно ли страхование работников на дистанционке?

Надо ли директора ТОО страховать от несчастных случаев?

Надо ли страховать работников, если ТОО бездействующее?

Надо ли страховать от несчастных случаев руководителя ОСИ?