Противоречия между целями госполитики выявили в ходе анализа национальных проектов, сообщает Учет.kz со ссылкой на НПП "Атамекен".
В 2021 году часть отраслевых программ была заменена национальными проектами, ж/д перевозки попали сразу в три:
- «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев»;
- по развитию агропромышленного комплекса РК на 2021-2025 годы;
- «Сильные регионы – драйвер развития страны».
К примеру, в плане-графике нацпроекта, направленном на повышение благосостояния казахстанцев, показатель доли несырьевого экспорта повышают через меры финансовой и нефинансовой поддержки, а мероприятия по развитию транспортной составляющей экспорта в план не заложили.
«С одной стороны, декларируется увеличение экспорта – несырьевого и продукции АПК, с другой стороны, рост объема транзита. Причем показатели результата по транзиту относятся к задаче «Повышение связанности территорий. Очевидно, что речь в документах о регионах Казахстана, и логичнее в качестве показателя результата выглядит развитие внутренних перевозок, но не транзита», — отметил советник председателя президиума НПП РК "Атамекен" Бакытбек Кадиров.
Транзитные перевозки в первую очередь влияют на выручку национального перевозчика АО «НК «Казахстан темир жолы».
Внутренние перевозки дают рост рентабельности бизнеса и торговли, поддерживают товаропроводящие сети, доставку сырья и готовой продукции в регионы Казахстана.
Экспортные - это налоги на международную торговлю для республиканского бюджета; поступление в страну валютной выручки от экспорта означает улучшение торгового и платежного баланса Казахстана. Импортные влияют на международную торговлю.
В ближайшее время потребуется увеличение пропускной способности казахстанской железной дороги, объясняет Кадиров. Это обусловлено ростом транзитных перевозок в направлении Китай – ЕС – Китай и возможным увеличением транзита российских грузов через Казахстан из-за экономических санкций против России.
«Чтобы не потерять возможности, которые открываются перед нашей страной, необходим детальный анализ выгод и издержек разных видов железнодорожных грузовых перевозок, чтобы пересмотреть приоритеты государственной политики и ее реализации в этом сегменте», — сказал он.