Проблемы развития предпринимательства в сфере розничной торговли

1163
Обсуждение этой темы состоялось на заседании Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию с участием вице-спикера Мажилиса Дариги Назарбаевой.

Вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков, выступая перед парламентариями, обозначил некоторые из них:

Решение проблем видится в реализации четырех инициатив:

Первая инициатива - это развитие современных форматов торговли.

К сожалению, на сегодняшний день современные форматы торговли находятся под давлением неравной конкуренции со стороны базаров. Мы должны помочь бизнесу развивать максимально эффективные форматы.

В этой связи, необходимо скоординировать действия республиканских и местных властей по развитию приоритетных форматов торговли и привлечению торговых сетей в регионы с низким уровнем урбанизации и доходов.

Вторая инициатива - повышение эффективности инфраструктуры действующих торговых рынков.

В этой связи, предполагается поэтапное усиление требований к инфраструктуре действующих рынков. При этом ужесточение требований не должно проходить одномоментно, только поэтапно.

Считаем необходимым дифференцировать требования в соответствии с региональным значением. Самые высокие требования будут предъявляться к рынкам, расположенным в городах республиканского значения. В областных центрах требования к рынкам должны быть менее жесткие, но жестче чем в других городах, районных центрах и сельской местности.

Участники рынка должны быть проинформированы о предстоящих системных изменениях и поэтапном усилении требований к инфраструктуре.

Третья инициатива - стимулирование объединения малых торговых форматов.

Объединение малых торговых форматов (магазинов у дома, минимаркетов) позволит:

- создать эффективную систему дистрибуции;

- снизить удельные издержки;

- получить лучшие условия у поставщиков за счет эффекта масштаба;

- сократить посреднические звенья в цепочке поставок и выйти напрямую на производителей;

- создать и продвигать единый бренд, который сможет конкурировать с брендами сетевых игроков;

- минимизировать риски.

Основной упор государственной поддержки предполагается направить на:

- строительство и ремонт производственных и складских помещений, приобретение оборудования;

- франчайзинговые соглашения в сфере торговли между иностранными брендами и местными предпринимателями, а также малыми торговыми форматами, как инструмент стимулирования развития современных торговых форматов.

Четвертая инициатива - снижение кадрового дефицита в торговле и повышение уровня профессиональной подготовки кадров.

В этой связи, основной упор предполагается направить на привлечение высококлассных иностранных специалистов, что откроет отечественным компаниям доступ к передовым технологиям управления розничной торговли.

Свое мнение по обсуждаемой теме высказала и депутат Мажилиса Елена Тарасенко:

При подготовке данного вопроса мы столкнулись со многими трудностями, которые в целом и определяют сложности в данном вопросе.

На сегодняшний день в Казахстане нет единой политики в области внутренней торговли – отсутствует четкое видение направлений развития торговли, внутренняя торговля развивается стихийно. Очевидным является то, что одна из крупнейших сфер экономики нуждается в системных преобразованиях, совершенстве законодательной базы, выработке механизмов поступательного развития. Необходима разработка четко обозначенного Плана действий (Концепции) в формировании торговой политики.

Кроме того, не созданы институциональные основы, благоприятные для инвестирования в отрасль торговли, ввиду устоявшегося мнения в обществе по отсутствию необходимости какой либо поддержки торговли со стороны государства, как отрасли не приносящей дополнительной добавочной стоимости в производстве товаров. Стереотипы надо менять!

Частая передача сферы торговли в различные ведомства не позволяет сформироваться эффективной торговой политике.

Передача торговой отрасли в различные профильные ведомства, начиная с 1994 года, осуществлялась в Казахстане 5 раз.

На региональном уровне в большинстве акиматов областного, городского и районного аппаратов отсутствуют отделы, курирующие торговлю. Кураторство над торговлей на местах поручено специалистам, как дополнительная нагрузка. Необходимо создание координирующего, направляющего, изучающего рынок ведомства, объединяющего всех предпринимателей и государственные органы в сфере торговли.

Следует отметить несовершенство законодательства в сфере торговли.

Предприниматели отмечают сложность в нахождении того или иного НПА, касающегося их деятельности. Это связано с тем, в законах много отсылочных норм. Так, в Законе РК «О регулировании торговой деятельности» присутствует 17 отсылочных норм относительно: правил осуществления внутренней торговли, государственного регулирования цен, требований по организации оптовой торговли и др.

Анализ действующего законодательства в области розничной торговли показал, что основной проблемой государственного регулирования внутренней торговли является то, что политика государства ограничивается административными мерами запрета и ограничениями.

Необходимо срочно дополнить действующее законодательство расширенным глоссарием определений современной терминологии розничной торговли, поскольку имеющиеся НПА содержат устаревшие понятия, такие как «ларек», «киоск». При этом гипермаркеты, торговые сети оказываются вне закона, поскольку на них ссылок в НПА нет.

В данный момент законодательство РК не отражает совершенных реалий для отрасли торговли и тем самым систематически создает неблагоприятные условия, которые не позволяет развивать эффективные и современные форматы торговли.

Законодательно не существует понятия современных торговых форматов.

Отсутствие должного госрегулирования торговых рынков, выраженное в отсутствии концепции и видения развития торговых рынков с учетом новых форматов торговли.

На нынешнем этапе развития торговой отрасли существует необходимость проработки вопроса включения сферы розничной торговли в список приритетных направлений инвестиционной деятельности и законодательного закрепления вопросов правового регулирования. Это: внесение дополнений по видам торговых объектов, связанных с типологией и классификацией объектов торговли. В том числе пересмотреть определение, касающееся деятельности торговых и коммунальных рынков. Внести в закон понятие «современные торговые форматы». Провести паспортизацию всех функционирующих торговых рынков и анализ их состояния на соответствие действующим требованиям с целью выявления причин и факторов, препятствующих модернизации и дальнейшего развитию.

Государственное регулирование торговых рынков осуществляется действующим Законом РК «О регулировании торговой деятельности», который предусматривает общие направления деятельности торговых объектов.

Отрадно отметить, что позиции Министерством национальной экономики определены. Считаем возможным, что изменения и дополнения по указанным позициям провести в рамках Закона РК «О регулировании торговой деятельности».

У розничной торговли в нашей стране есть возможность для роста, но нужно решить законодательные вопросы, обратить внимание на подготовку отечественных кадров по торговым специальностям, внедрение новых технологий менеджмента и создание условий для развития и отечественных производителей, и собственных ритейл-систем.



 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Тема месяца

Что делать бухгалтеру в…МАЕ
Главные новости