Учёт

Утверждены Правила компенсации имущественных потерь субъектам МСБ в результате паводков

2552

Приказом заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 апреля 2024 года № 18 утверждены Правила компенсации имущественных потерь, причиненных субъектам малого и среднего предпринимательства в результате последствий паводков 2024 года,  сообщает  Учет.kz.

Приказ вводится в действие с 25 апреля 2024 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2024 года и действует по 30 ноября 2024 года.

Приказ направлен на регламентацию порядка компенсации имущественных потерь, причиненных субъектам малого и среднего предпринимательства в результате последствий паводков 2024 года.

В соответствии с пунктом 24-5 Правил использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 325, утверждены  Правила компенсации имущественных потерь, причиненных субъектам малого и среднего предпринимательства в результате последствий паводков 2024 года.

Действие настоящих Правил не распространяется на компенсацию имущественных потерь, причиненных субъектам предпринимательства агропромышленного комплекса, в результате последствий паводков 2024 года.

Порядок компенсации имущественных потерь, причиненных субъектам малого и среднего предпринимательства в результате последствий паводков 2024 года

3. Компенсация имущественных потерь производится путем возмещения стоимости утраченного имущества или стоимости работ на восстановление поврежденного имущества, принадлежащего субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – владельцы имущества), за исключением имущества, застрахованного в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности.

4. Компенсация утраченных товарно-материальных ценностей производится по закупочной цене оптового поставщика.

5. Основанием для компенсации стоимости утраченного имущества или стоимости работ на восстановление поврежденного имущества является решение региональной комиссии по определению компенсации имущественных потерь, причиненных субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате последствий паводков 2024 года, создаваемой решением местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы (далее – Региональная комиссия) или комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства внебюджетных фондов (далее – Комиссия Фонда).

Региональная комиссия осуществляет свою деятельность на основании Типового положения.

6. Стоимость утраченного имущества или стоимость работ на восстановление поврежденного имущества компенсируется владельцу имущества путем выплаты ему денежных средств из одного из следующих источников:

1) из государственного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;

2) из средств внебюджетных фондов (далее – Фонд).

7. Определение источника средств для компенсации стоимости утраченного имущества или стоимости работ на восстановление поврежденного имущества в зависимости от видов утраченного имущества (недвижимое имущество, оборудование, транспортные средства, товарно-материальные ценности) относится к компетенции Региональной комиссии.

8. Право собственности или иное вещное право на имущество, состав этого имущества в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан подтверждаются соответствующими документами, указанными в пункте 14 настоящих Правил.

9. Определение размера компенсируемой стоимости утраченного имущества или стоимости работ на восстановление поврежденного имущества осуществляется Региональной комиссией и (или) Комиссией Фонда.

10. Размер компенсации стоимости утраченного имущества или стоимости работ на восстановление поврежденного имущества определяется:

1) для товара-материальных ценностей, основных средств (за исключением недвижимости) – по итогам произведенного расчета суммы возмещения утраченных товарно-материальных ценностей согласно пунктам 16, 17 и 18 настоящих Правил;

2) для недвижимого имущества – по предоставленной дефектной ведомости, сметной документации, проектно-сметной документации;

3) для поврежденного, а также неподлежащего восстановлению движимого имущества – по смете восстановительного ремонта, калькуляции затрат, отчета об оценке с учетом его износа на день наступления ущерба.

11. Оплата услуг, связанных с проведением оценки имущества и (или) сопутствующих аудиторских услуг, составлением смет и калькуляцией затрат на восстановление (ремонт) поврежденного имущества, а также оплата услуг адвоката возлагается на местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы и (или) Фонд.

Оригиналы документов, указанные в части первой настоящего пункта, предоставляются исполнителями услуг, предусмотренными пунктом 11 настоящих Правил, в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы и (или) Фонд, а также владельцу имущества.

12. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы и (или) Фонд предварительно определяют перечень оценочных, аудиторских компаний и адвокатов для оказания услуг, указанных в пункте 11 настоящих Правил, и размещают его на интернет-ресурсе местного исполнительного органа.

Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы и (или) Фонд оплачивают услуги, указанные в пункте 11 настоящих Правил, по факту оказания услуг.

13. Для компенсации стоимости утраченного имущества или стоимости работ на восстановление поврежденного имущества, указанных в пункте 1 настоящих Правил, владелец имущества представляет в Региональную комиссию и (или) Комиссию Фонда посредством электронной платформы заявление о компенсации имущественных потерь, причиненных субъектам малого и среднего предпринимательства в результате последствий паводков 2024 года (далее – Заявление о компенсации), удостоверенное электронно-цифровой подписью.

В случае отсутствия электронной платформы Заявление о компенсации в Региональную комиссию и (или) Комиссию Фонда подается на бумажном носителе.

В случае невозможности личного обращения владельца имущества с Заявлением о компенсации могут обратиться лица, действующие на основании доверенности в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Владелец имущества либо его представитель подтверждает достоверность представленных в Заявлении о компенсации сведений и приложенных документов.

14. Заявление о компенсации рассматривается Региональной комиссией и (или) Комиссией Фонда в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты его поступления.

15. К Заявлению о компенсации владелец имущества либо его представитель представляет копию заключении комиссии по оценке и возмещению материального ущерба, созданной Акимом соответствующей административно-территориальной единицы, о признании владельца имущества пострадавшим в результате последствий паводков 2024 года, с обязательным указанием суммы компенсации, а также:

1) для индивидуальных предпринимателей – талон о регистрации уведомления о начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в электронном виде на портале elicense.kz во вкладке «Личный кабинет» – «История заявлений и полученных услуг» – «Уведомления» – «Принять в ГО» – «Талон», для юридических лиц – справка о государственной регистрации юридического лица, учетной регистрации филиала (представительства), в электронном виде на портале egov.kz во вкладке «Услуги» – «Регистрация и ликвидация бизнеса» – «Выдача справки о государственной регистрации юридического лица, учетной регистрации филиала (представительства)».

В случае утраты или уничтожения такого документа вследствие паводков – копии временного удостоверения личности, выданного органами внутренних дел;

2) документы, подтверждающие права собственности или иное вещное право на имущество, идентификационные документы (при наличии);

3) заявление об отсутствии добровольного страхования имущества либо договор страхования, либо электронная копия договора страхования (при наличии).

По решению Региональной комиссии проводится компенсация застрахованного имущества, в случае если согласно условиям договора страхования, причиненный ущерб имуществу в ходе паводков, чрезвычайного положения не является страховым случаем;

4) письменное уведомление владельца имущества либо его представителя о том, что он предупрежден об уголовной ответственности за достоверность предоставляемых документов;

5) письменное уведомление оценочных, экспертных организаций, а также адвокатов или иных привлекаемых для определения размера компенсации лиц о том, что они предупреждены об уголовной ответственности за достоверность сведений, содержащихся в предоставляемых ими документах;

6) счет-фактура либо счет на оплату услуг оценочных и иных привлекаемых компаний для определения размера компенсации;

7) для поврежденного движимого имущества – смету восстановительного ремонта, калькуляцию затрат.

Для идентифицируемого движимого имущества, не подлежащего восстановлению, – отчет об оценке имущества с учетом его износа на день наступления ущерба;

8) для товарно-материальных ценностей – согласие на запрос и получение сведений из органов государственных доходов, операторов фискальных данных  о суммах оборота согласно срокам, предусмотренным пунктами 17, 18 и 19 настоящих Правил;

9) для утраченных основных средств (за исключением недвижимости) – согласие на запрос и получение сведений из органов государственных доходов, операторов фискальных данных о суммах оборота согласно срокам, предусмотренным пунктами 17, 18 и 19 настоящих Правил.

10) иные документы, фото- и видеоматериалы, подтверждающие факты повреждения, уничтожения имущества в результате последствий паводков 2024 года (при наличии).

По восстановлению недвижимого имущества необходимо представление следующих документов:

1) для технически сложных объектов – заключение по техническому обследованию подписанное и заверенное аккредитованной экспертной организацией.

Для технически не сложных объектов – заключение по техническому обследованию, подписанное и заверенное экспертом по техническому обследованию.

Порядок отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам определяется в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 165 «Об утверждении Правил определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10666);

2) для индивидуальных предпринимателей – талон о регистрации уведомления о начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в электронном виде на портале elicense.kz во вкладке «Личный кабинет» – «История заявлений и полученных услуг» – «Уведомления» – «Принять в ГО» – «Талон», для юридических лиц – справка о государственной регистрации юридического лица, учетной регистрации филиала (представительства), в электронном виде на портале egov.kz во вкладке «Услуги» – «Регистрация и ликвидация бизнеса» – «Выдача справки о государственной регистрации юридического лица, учетной регистрации филиала (представительства).

В случае утраты или уничтожения такого документа вследствие паводков – копии временного удостоверения личности, выданного органами внутренних дел;

3) технический паспорт объекта недвижимости (жилища).

В случае утраты или уничтожения такого документа предоставляются дубликаты либо копия данного документа;

4) справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества, выданная Государственной корпорацией «Правительство для граждан»;

5) по текущему ремонту – дефектную ведомость и сметную документацию, составленную согласно государственным нормативам в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

6) по капитальному ремонту и реконструкции – проектно-сметную документацию, получившую положительное заключение комплексной экспертизы проектов и со сметным расчетом.

По транспорту, не подлежащему восстановлению:

1) подтверждение наличия автотранспортного средства и правоустанавливающие документы, выданные государственным органом по регистрации учета автомобилей;

2) для индивидуальных предпринимателей – талон о регистрации уведомления о начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в электронном виде на портале elicense.kz во вкладке «Личный кабинет» – «История заявлений и полученных услуг» – «Уведомления» – «Принять в ГО» – «Талон», для юридических лиц – справка о государственной регистрации юридического лица, учетной регистрации филиала (представительства), в электронном виде на портале egov.kz во вкладке «Услуги» – «Регистрация и ликвидация бизнеса» – «Выдача справки о государственной регистрации юридического лица, учетной регистрации филиала (представительства).

В случае утраты или уничтожения такого документа вследствие паводков – копии временного удостоверения личности, выданного органами внутренних дел;

3) отчет об оценке автотранспортного средства с учетом износа;

4) заявление об отсутствии договора полного страхования транспортного средства по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (КАСКО).

16. При представлении неполного пакета документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил, Региональная комиссия и (или) Комиссия Фонда принимают решение об отказе в компенсации имущественных потерь.

Решение об отказе в компенсации имущественных потерь не лишает заявителя возможности повторно направить Заявление о компенсации.

17. Расчет суммы компенсации утраченных товарно-материальных ценностей производится на основании сведений органов государственных доходов по одной из следующих формул, за исключением случаев, указанных в пунктах 18 и 19 настоящих Правил:

1) S = Х * N/M, где:

Х – коэффициент равный 1,2 – для субъектов торговли и иных категорий/коэффициент равный 0,5 – для субъектов общественного питания;

S – сумма компенсации;

N – оборот по реализации или доход субъекта малого и среднего предпринимательства согласно данным форм налоговой отчетности и (или) электронных счетов-фактур.

При этом оборот определяется на основании наибольшей суммы из следующих сведений органов государственных доходов:

1) для плательщиков налога на добавленную стоимость (далее – НДС) – обороты по реализации по декларациям по налогу на добавленную стоимость (форма 300.00) с учетом дополнительных форм за 2023 год, представленным в органы государственных доходов до 1 апреля 2024 года включительно;

2) для лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации и не являющихся плательщиками НДС, сумма оборотов по упрощенным декларациям для субъектов малого бизнеса (форма 910.00) с учетом дополнительных форм за 2023 год, представленным в органы государственных доходов до 1 апреля 2024 года включительно;

3) для лиц, применяющих специальный налоговый режим розничного налога и не являющихся плательщиками НДС, сумма оборотов по декларации для налогоплательщиков, применяющих налоговый режим розничного налога (форма 913.00) за 2023 год, представленным в органы государственных доходов до 1 апреля 2024 года включительно;

4) для лиц, применяющих общеустановленный порядок налогообложения и не являющихся плательщиками НДС, сумма совокупного годового дохода по декларации по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00) или декларации по индивидуальному подоходному налогу (форма 220.00) за 2023 год, представленным в органы государственных доходов, оборот по реализации по данным электронных счетов за 2023 год, выписанных не позднее 15 января 2024 года.

В случае, если лицо в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года являлось плательщиком НДС, для определения дохода применяется наибольшая сумма по одному виду формы налоговой отчетности (формы 100.00, 110.00, 150.00, 300.00, 910.00,911.00, 912.00, 913.00, 920.00, 220.00);

М – количество месяцев в исследуемом периоде.

Примечание: как правило, для исчисления используется 12 месяцев. Количество месяцев может быть менее 12, в случае если дата регистрации субъекта предпринимательства или дата постановки на учет по НДС или дата смены налогового режима приходится на исследуемый налоговый период.

В указанном случае количество месяцев исчисляется с месяца регистрации либо постановки на учет по НДС, либо смены налогового режима;

2) S = Х * N/D*30, где:

Х – 1,2 для субъектов торговли и иных категорий, 0,5 для субъектов общественного питания;

S – сумма компенсации;

N – сумма оборота, рассчитанная на основании суточных сведений о поступлениях контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных с даты начала работы субъекта предпринимательства по месту нахождения в период паводка (определенной согласно договору аренды или правоустанавливающему документу), но не ранее 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года включительно;

D – количество дней с даты начала работы субъекта малого и среднего предпринимательства по месту нахождения в период паводка, (определенной согласно договору аренды или правоустанавливающему документу) по 31 декабря 2023 года включительно.

В данном случае выбирается наибольшая из сумм, полученных в результате расчета по вышеуказанным формулам.

18. В случае если пострадавший субъект малого и среднего предпринимательства зарегистрирован позднее 1 января 2024 года, для определения дохода применяется наибольшая сумма оборота, определенная на основании суточных сведений о поступлениях контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных с даты начала работы субъекта малого и среднего предпринимательства по месту нахождения в период паводка (определенной согласно договору аренды или правоустанавливающему документу), по 1 апреля 2024 года включительно, либо оборота по данным электронных счетов за 1 квартал 2024 года, выписанных не позднее 15 апреля 2024 года включительно по следующей формуле:

S = Х * N/D*30, где:

Х – 1,2 для субъектов торговли и иных категорий, 0,5 для субъектов общественного питания;

S – сумма компенсации;

N – сумма оборота, рассчитанная определенная на основании суточных сведений о поступлениях контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных с даты начала работы субъекта малого и среднего предпринимательства по месту нахождения в период паводка (определенной согласно договору аренды или правоустанавливающему документу), по 1 апреля 2024 года включительно, либо оборота по данным электронных счетов за 1 квартал 2024 года, выписанных не позднее 15 апреля 2024 года включительно;

D – количество дней с даты начала работы субъекта предпринимательства по месту нахождения в период поводка (определенной согласно договору аренды или правоустанавливающему документу) по 1 апреля 2024 года включительно.

19. В случае если пострадавший субъект предпринимательства имеет более одного места осуществления деятельности, в качестве суммы компенсации по пострадавшему (пострадавшим) в результате паводка месту (местам) осуществления деятельности принимается наибольшая из:

1) суммы, рассчитанной согласно пункту 17 настоящих Правил, разделенной на количество мест осуществления деятельности и умноженной на количество пострадавших в результате паводка мест осуществления деятельности;

2) суммы, рассчитанной на основании суточных сведений о поступлениях контрольно-кассовой машины (машин) с функцией фиксации и передачи данных, зарегистрированной на конкретном пострадавшем объекте, по Формуле 2, указанной в пункте 17 настоящих Правил.

20. При расхождении заявленной и расчетной сумм по коэффициентам на основе сведений органов государственных доходов по итогам произведенного расчета суммы возмещения утраченных товарно-материальных ценностей, основных средств (за исключением недвижимости) согласно пунктам 17, 18 и 19 настоящих Правил, сумма компенсации уменьшается в одном из следующих случаев:

1) до заявленной суммы в сторону уменьшения, в случае если расчетная сумма выше заявленной;

2) до расчетной суммы в сторону уменьшения, в случае если заявленная сумма выше расчетной.

21. В случае если владелец имущества не согласен с суммой компенсации утраченных товарно-материальных ценностей, основных средств (за исключением недвижимости, предусмотренной согласно расчетам в пунктах 17, 18 и 19 настоящих Правил) и намерен получить компенсацию по фактически нанесенному ущербу к документам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, дополнительно прикладывается заключение судебной экспертизы по определению суммы компенсации (судебно-бухгалтерская или судебно-товароведческая).

22. На основании Заявления о компенсации и соответствующих документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил, Региональной комиссией и (или) Комиссией Фонда в течение 5 (пяти) рабочих дней разрабатывается проект решения, предусматривающий выделение средств на компенсацию имущественных потерь из средств республиканского бюджета и (или) области, города республиканского значения, столицы и (или) Фонда.

Решение Региональной комиссии и (или) Комиссии Фонда содержит сведения об источнике финансирования по каждому Заявлению о компенсации, в том числе с учетом вида потерь.

В случае принятия решения об отказе в компенсации имущественных потерь Региональной комиссией и (или) Комиссией Фонда в течение 5 (пяти) рабочих дней направляется заявителю письменное извещение с указанием причин отказа.

23. Денежные средства перечисляются администратором бюджетной программы, определенным соответствующим решением Региональной комиссии, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня принятия соответствующего решения при наличии достаточного финансирования на текущий или сберегательный счет, указанный в Заявлении о компенсации владельца имущества.

24. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы в течение 5 (пяти) рабочих дней на основании принятых решений Региональной комиссии и Комиссии фонда, предусматривающих выделение средств на компенсации имущественных потерь из бюджета области, города республиканского значения, столицы и (или) Фонда владельцам имущества формирует региональный Реестр субъектов, пострадавших в результате последствий паводков (далее – Региональный реестр), с указанием перечня владельцем имущества, сумм, подлежащих компенсации, источника финансирования, а также категории субъекта предпринимательства.

25. Региональный реестр с приложением подтверждающих документов (решения Региональной комиссии и Комиссии фонда, акты оценки, на которых Региональная комиссия и (или) Комиссия фонда основывала свое решение по оценке суммы компенсации, понесенного в результате последствии паводков 2024 года) формируется местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы ежемесячно не позднее 5-го числа отчетного периода и направляется в Министерство национальной экономики Республики Казахстан для формирования общего Реестра субъектов, пострадавших в результате последствий паводков 2024 года.

26. Возмещение компенсации имущественных потерь, в том числе в отношении легковых автомобилей, не являющихся коммерческими транспортными средствами, причиненного физическим лицам, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате последствий паводков 2024 года, осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления жилых помещений, возмещения материального ущерба, предоставления необходимой помощи физическим лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2008 года № 860.