Учёт

Должная налоговая осмотрительность: проект Правил и запуск пилота

2078

Министерством финансов РК разработан и вынесен на обсуждение проект приказа Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по проявлению налогоплательщиками должной налоговой осмотрительности, сообщает  Учет.kz.

Целью пилотного проекта является апробирование в налоговом администрировании применения данных ИС РБП, размещенной Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – НПП) на интернет-ресурсе https://kyc.kz/, проявления налогоплательщиками-покупателями должной налоговой осмотрительности по проверке благонадежности и добросовестности налогоплательщика-поставщика.

Пилотный проект реализуется на территории Республики Казахстан после дня его первого официального опубликования по 31 декабря 2024 года.


Правила и сроки реализации пилотного проекта по проявлению налогоплательщиками должной налоговой осмотрительности разработаны в соответствии с пунктом 1-1 статьи 68 Налогового кодекса Республики Казахстан.

В пилотном проекте используются следующие основные термины и сокращения:

  • "зеленая" зона – выражение значения, рассчитанного на основе методов прогнозной аналитики и свидетельствующего о низком или среднем уровнях риска нарушений, допущенных в деятельности налогоплательщиком-поставщиком;

  • «красная» зона – выражение значения, рассчитанного на основе методов прогнозной аналитики и свидетельствующего о высоком уровне риска нарушений, допущенных в деятельности налогоплательщиком-поставщиком.

При этом значение расчетов, выражающее наличие вероятности риска, составляет тайну, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

  • налогоплательщик-поставщик – юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель, являющийся поставщиком товаров, работ, услуг;

  • налогоплательщик-покупатель – юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель, являющийся получателем товаров, работ, услуг;

  • индекс добросовестности налогоплательщика (далее – ИДН) – это показатель в ИС РБП, способствующий налогоплательщику-покупателю оценить вероятность рисков партнерства с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

  • должная налоговая осмотрительность – выполнение налогоплательщиком-покупателем действий при заключении сделок по сбору и проверке информации о налогоплательщике-поставщике по данным ИС РБП.

Участниками пилотного проекта являются:

1) налогоплательщик-покупатель;

2) орган государственных доходов;

3) НПП.

Участие налогоплательщика-покупателя в пилотном проекте осуществляется исключительно на добровольной основе.

Налогоплательщик-покупатель проявляет должную налоговую осмотрительность посредством запроса в ИС РБП в соответствии с правом, предусмотренным подпунктом 8) пункта 1 статьи 13 Налогового кодекса, по получению информации о благонадежности и добросовестности контрагента и  получает разъяснения по пилотному проекту.

Деление налогоплательщиков-поставщиков на «зеленую» и «красную» зоны осуществляется на основе ИС РБП.

Должная налоговая осмотрительность считается проявленной, если налогоплательщиком-покупателем получен отчет о проявленной должной налоговой осмотрительности.

Заключение налогоплательщиком-покупателем сделки с  налогоплательщиком-поставщиком, по которому получен отчет о проявленной должной налоговой осмотрительности и находящимся в:

1) «зеленой» зоне считается совершенной с проявлением должной налоговой осмотрительности, но не является прямым доказательством совершения сделки по поставке товаров, оказанию работ и услуг;

2) «красной» зоне свидетельствует о повышенных налоговых рисках, но не является прямым доказательством отсутствия совершения сделки по  поставке товаров, оказанию работ и услуг.

Налогоплательщик-покупатель предоставляет органам государственных доходов отчет о проявленной должной налоговой осмотрительности и сведения о наличии либо отсутствии фактов привлечения налогоплательщиком-поставщиком третьих лиц для поставки (производства) товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Налогоплательщиком-покупателем выбор налогоплательщика-поставщика для приобретения товаров, работ и услуг (договора или получение электронных счетов-фактур на оплату) осуществляется до заключения сделки.  

Налогоплательщик-покупатель для проявления должной налоговой осмотрительности:

1) регистрируется в сервисе ИС РБП для проверки благонадежности и добросовестности налогоплательщика-поставщика;

2) получает отчет о проявленной должной налоговой осмотрительности посредством запроса в ИС РБП не ранее чем за десять рабочих дней до даты заключения сделки, при этом по долгосрочным сделкам раз в квартал до подписания акта выполненных работ (в том числе промежуточного).

Если заключению договора предшествует проведение тендерных (конкурсных) процедур, проявление должной налоговой осмотрительности осуществляется не ранее чем за десять рабочих дней до момента подведения итогов тендера (конкурса);

3) обеспечивает хранение отчета о проявленной должной налоговой осмотрительности в течение срока исковой давности, предусмотренного Налоговым кодексом.

НПП обеспечивает:

1)  функционирование сервиса ИС РБП с актуальной информацией для регистрации налогоплательщиков-покупателей;

2) еженедельное размещение и хранение информации о запросах и ответах на сервере ИС РБП.

Орган государственных доходов:

1) получает от налогоплательщика-покупателя сведения о проявлении им должной налоговой осмотрительности, в том числе при проведении налогового контроля;

2) принимает во внимание дополнительные сведения или документацию, предоставленную налогоплательщиком-покупателем, для подтверждения факта поставки товаров, осуществления работ и оказания услуг;

3) представляет налогоплательщикам разъяснения по вопросам применения пилотного проекта;

4) присваивает не менее четырех положительных баллов в системе управления рисками при получении отчета о проявленной должной налоговой осмотрительности по всем налогоплательщикам-поставщикам;

5)  отражает факт проявления должной налоговой осмотрительности в акте налоговой проверки;  

6) учитывает как одно из обстоятельств несогласия лица, предоставившего пояснение к уведомлению камерального контроля;

7) исключает предъявление в суды исковых заявлений о признании сделок недействительными в отношении поставщиков из «зеленой» зоны, при этом не ограничивает проведение иных мер налогового контроля.   

Обсуждение проекта Приказа продлится до 5 февраля 2024 года. Свои комментарии и замечания можно оставлять на портале "Открытые НПА".