Учёт

Поправки по страхованию, ценным бумагам и банковской деятельности из сената вернули в Мажилис

1107
Депутаты сената в четверг, 9 июня, на пленарном заседании рассмотрели во втором чтении и вернули в Мажилис со своими поправками проект закона  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг, банковской деятельности», сообщает Учет.kz.

«В ходе обсуждения законопроекта и подготовки его ко второму чтению возникла необходимость внесения следующих изменений и дополнений. Законопроектом в Гражданский кодекс (Общая часть) вводится понятие обеспечительной платы, при котором обязательства обеспечены деньгами или ценными бумагами. При добросовестном исполнении договора плата может засчитываться в счет исполнения соответствующего обязательства или возвращена. Предлагается внесение дополнения, согласно которому уточняется механизм возврата», - пояснил сенатор Женис Нургалиев, выступая на заседании.


В проекте закона предусматривается досудебное урегулирование страховым омбудсманом. При этом вне компетенции страхового омбудсмана находится значительная часть споров с участием юридических лиц, а также споров с суммой требований свыше десяти тысяч месячных расчетных показателей. Сенаторами предлагается исключить вышеуказанное ограничение и предусмотреть право обращения в суд с учетом соблюдения предусмотренных законом порядка и условий по всем страховым спорам.

Законопроектом регламентируются права акционеров по получению информации о деятельности общества. Для создания равных условий для всех акционеров депутаты предлагают исключить ограничение для лиц, ставших акционерами общества не ранее двенадцати месяцев до даты обращения.

Законопроектом предусматривается упрощенный порядок урегулирования страхового случая при транспортном происшествии.

Вносится конкретизация порядка оформления ДТП посредством информационной системы страховой компании и информационной системы организации по формированию и ведению базы данных.

Законопроектом в отношении участников финансового рынка, являющихся физическими лицами (эмитенты, инвесторы), предусмотрены меры воздействия и надзорного реагирования уполномоченного органа. В действующей редакции эта норма предусматривала применение вышеуказанных мер только к юридическим лицам. Предложено внести соответствующие изменения в полномочия Правления уполномоченного органа в части определения порядка применения ограниченных мер воздействия, мер надзорного реагирования к физическим лицам.

В действующем Законе «О Государственной образовательной накопительной системе» предусмотрен возврат государством премии в случае отчисления вкладчика по истечении трех лет. Сенаторами предлагается поправка, согласно которой в случаях, когда вкладчик в течение трех лет после отчисления был восстановлен в организации образования либо поступил на обучение в другую организацию,  освобождается от обязанности возврата начисленной премии.

Согласно законотворческой процедуре, с предложениями сената должны согласиться депутаты Мажилиса.

Как сообщалось, законопроект в целом направлен на развитие страхового рынка и рынка ценных бумаг путем внедрения новых продуктов, дальнейшей цифровизации услуг, повышения качества защиты прав потребителей и инвесторов, приведение действующего законодательства в соответствие с наилучшими международными практиками.

Законопроект предусматривает внесение изменений в 5 кодексов и 35 законов.

Для дальнейшего развития накопительного страхования законопроектом предлагается внедрить новые социально важные продукты страхования жизни: накопительное страхование жизни в рамках Государственной образовательной накопительной системы и совместный (супружеский) пенсионный аннуитет.

Для повышения доступности страховых услуг путем дальнейшей цифровизации страховой отрасли предусмотрено внедрение онлайн-урегулирования страхового случая. Предлагается ввести упрощенный порядок урегулирования страхового случая по автострахованию с использованием мобильного приложения. Такой порядок позволит обеспечить оперативное получение страховых выплат по дорожно- транспортным происшествиям, без участия полиции и обращения в суд.
Важным новшеством законопроекта является внедрение механизма гибкой тарификации по обязательному автострахованию. Действующие страховые тарифы установлены законодательно в 2007 году и с того момента не обновлялись. Переход к гибкой системе тарификации позволит автоматически обновлять и актуализировать страховые тарифы с учетом фактической аварийности в разрезе регионов Казахстана.

Законопроектом расширяется перечень гарантируемых классов страхования в целях повышения доверия к сектору. Гарантия Фонда гарантирования страховых выплат будет распространяться на все обязательные и социально значимые классы страхования, включая совместные пенсионные аннуитеты и страхование жизни в рамках ГОНС. Сейчас гарантия Фонда охватывает только 5 видов страхования.

Для повышения качества защиты прав потребителей страховых услуг предусматривается введение обязательного урегулирования страховым омбудсманом разногласий клиентов со страховой организацией до обращения в суд. Будут повышены требования к квалификации страхового омбудсмана и установлены минимальные требования к персоналу его офиса.

В части норм, направленных на развитие фондового рынка, законопроект предусматривает, что лицензируемые брокеры и дилеры смогут оказывать услуги инвестиционного консультирования и посредничества на рынке. Вводится требование для казахстанских брокеров об обязательной оценке инвестиционного профиля клиента. Профиль будет определяться в зависимости от уровня его знаний, опыта и объема имеющихся средств. По итогам будет рекомендован перечень предлагаемых финансовых инструментов с точки зрения возможных рисков. Другой важной инициативой в вопросе защиты прав инвесторов на фондовом рынке является совершенствование системы корпоративного управления в казахстанских компаниях. Уточняется порядок определения справедливой стоимости акций при их выкупе мажоритарным акционером, порядок проведения дробления акций, а также вводится защита активов клиентов брокеров и управляющих инвестиционным портфелем от наложения арестов и взысканий по долгам последних.

В рамках исполнения поручения Главы государства по расширению рынка зеленых инвестиций предусматриваются инициативы, направленные на закрепление на законодательном уровне возможности выпуска инструментов устойчивого развития в соответствии с рекомендациями Международной ассоциации рынков капитала.

Предусмотрена дальнейшая цифровизация фондового рынка. Будет обеспечен полный переход процесса выпуска ценных бумаг в единый цифровой формат. Для создания эффективной системы хеджирования рисков казахстанских компаний вводятся понятия «генеральное финансовое соглашение», «обеспечительная плата» и «ликвидационный неттинг». Это повысит привлекательность финансовых инструментов казахстанских эмитентов для международных инвесторов и придаст импульс развитию рынка производных финансовых инструментов.

В целях оптимизации подходов к регулированию и надзору профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельность которых не характеризуется повышенными рисками, законопроектом предусматривается внедрение пропорционального регулирования участников. Регулирование предполагает установление дифференцированных требований в зависимости от их системной значимости и масштабов деятельности.