Учёт

Подготовлена концепция изменений в Налоговый кодекс в части банкротства граждан Республики Казахстан

2306
Разработана концепция Закона Республики Казахстан «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан»,сообщает Учет.kz

Законопроект направлен на внедрение механизмов восстановления платежеспособности граждан Республики Казахстан.

Основанием разработки Концепции явилось поручение Главы государства от 5 января 2022 года

Экономический и финансовый кризис повлиял на формы и способы потребления граждан в стране, для удовлетворения которых попадают в ситуацию чрезмерной задолженности. Значительное число граждан сталкивается с ухудшением своего финансового положения в результате экономического спада, потери работы или трудоспособности, снижением своей кредитной и покупательной способности, увеличением потребностей в кредитах для удовлетворения основных нужд и предоставлением финансовыми организациями займов с высокой процентной ставкой.

В настоящее время термин «банкротство» вызывает стойкие ассоциации с полным крахом субъекта и его фактической ликвидацией, поскольку в Казахстане долгое время он применялся только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся в «долговой яме».

Система банкротства физических лиц будет выстроена на основе механизмов предотвращения использования процесса восстановления платежеспособности недобросовестными должниками и предоставит гражданину возможность именно заработать «новый старт», а не получить его без какого-либо вклада или усилий.

Это послужило основанием для разработки отдельного законопроекта под названием «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан».

Более того, внедрение механизмов восстановления платежеспособности в рамках уже существующего Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» невозможно по причине существенных различий, как правового статуса должника, оснований для применения процедур, так и порядка проведения и последствий.  

Во избежание создания чрезмерной нагрузки на суды, а также ввиду обеспечения доступности процедуры банкротства для лиц, имеющих относительно небольшую сумму долга, но не располагающих ресурсами для его погашения, законопроект предусматривает процедуры восстановления платежеспособности, внесудебного и судебного банкротства в зависимости от суммы долга физического лица.

При этом разрабатываемый Закон не будет распространяться к такой категории должников, которые в силу совершенных ими уголовных правонарушений и вступивших в законную силу приговоров суда имеют долг возмещения причиненного уголовным преступлением ущерба.

Это позволит не допустить к системе лиц, желающих использовать процедуру банкротства как способ ухода от ответственности по последствиям совершенного уголовного преступления, а также запятнавших свою репутацию проступками, основанными на обмане, злоупотреблением доверия, злостным неисполнением своих обязательств.

По основополагающим положениям проекта Закона к физическому лицу, имеющему долг в размере до 1600 месячных расчетных показателей, и в отношении которого имеется исполнительный документ, возвращенный взыскателю в связи с отсутствием имущества, предлагается применять процедуру внесудебного банкротства.

Наличие исполнительного листа, возвращенного по указанному основанию, свидетельствует о том, что должник не имеет средств для оплаты долга и данный факт уже подтвержден в ходе исполнительного производства.

Процедуру внесудебного банкротства также могут применить граждане, чьи обязательства по договору банковского займа и (или) договору о предоставлении микрокредита, а также по договору о взыскании задолженности и (или) договору уступки права требования, заключенному между коллекторским агентством и кредитором, не исполнены в течение пяти лет со дня наступления срока их исполнения.

В рамках принятия Закона подготовлен Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» по вопросам восстановления платежеспособности и банкротства граждан Республики Казахстан» (далее – проект Закона).

Наряду с комплексом мер, предусмотренных в рамках основного законопроекта, в Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» требуется рассмотреть вопросы:

  • предоставления права финансовым управляющим получать сведения об имуществе (активах) и обязательствах гражданина, составляющих налоговую тайну;

  • приостановления и возобновления начисления пени при применении процедур восстановления платежеспособности, внесудебного или судебного банкротства гражданина Республики Казахстан;

  • освобождения от уплаты государственной пошлины в судах должника-физического лица, а также финансового управляющего.

Принятие предлагаемого проекта Закона благоприятно отразится на обеспечении надежности системы восстановления платежеспособности и банкротства физических лиц.

С введением проекта Закона предполагается сокращение дохода в бюджет в связи с необходимостью списания налоговых обязательств физических лиц – граждан по результатам проведения внесудебного и судебного банкротства, а также в связи с введением нормы по освобождению физических лиц-граждан и финансовых управляющих от уплаты государственных пошлин в судах.

Следует отметить, что в целях снижения долговой нагрузки граждан в 2019 году проведена налоговая амнистия по списанию начисленной пени при условии уплаты физическим лицом до 31 декабря 2019 года суммы недоимки, образованной по налоговым обязательствам за налоговые периоды до 1 января 2019 года, а также списание некорректных сумм налоговой задолженности, числящихся более 15 лет, образованных путем конвертации из прежних информационных систем.

По результатам проведенной работы 672,5 тыс. физических лиц уплатили свою недоимку в размере 14,6 млрд тенге, которым списана пеня на сумму 2,8 млрд тенге.

С 24 августа 2020 года вновь введены нормы, предусматривающие налоговую амнистию физических лиц.

Вместе с тем, на 1 января 2022 года задолженность перед бюджетом имеют 791,1 тыс. человек на сумму 20 млрд  тенге.

Очевидно, что из года в год число граждан, находящихся под тяжелым бременем долга, остается весьма значительным, а безысходность положения вынуждает их на крайние меры: от проведения несанкционированных акций протеста до актов суицида, что влечет широкий общественный резонанс.

Ситуация обострилась ввиду введения ограничительных карантинных мер, принятие которых обусловлено необходимостью предотвратить распространение коронавирусной инфекции на территории страны.

Следует отметить, что действующее законодательство предусматривает вариативный ряд методов взыскания задолженности в зависимости от способа ее возникновения: исполнительное производство, реализация заложенного имущества и т.д.

С полным текстом концепции можно ознакомиться здесь.