Учёт

Подготовлена концепция изменений по госзакупкам, ГЧП, конкуренции, квазигосударственного сектора

1914
МинНацЭкономики подготовило ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений Главы государства», сообщает Учет.kz

Предметом регулирования проекта закона являются общественные отношения, возникающие в сфере управления силовых структур, государственных закупок и закупок АО «ФНБ «Самрук-Казына», межбюджетных отношений, монополизации, государственно-частного партнерства, обмена информации государственными органами.

Целями проекта Закона являются:

  • обеспечение самостоятельности силовых структур;

  • пересмотр порядка проведения государственных закупок и закупок акционерного общества «Фонд национального благосостояния
    «Самрук-Казына» и его портфельных компаний;

  • реформирование межбюджетных отношений;

  • установление запрета на осуществление экономических функций государства монопольными операторами;

  • улучшение регулирования механизма государственно-частного партнерства;

  • установление запрета на требование и сбор уже имеющейся у других государственных органов информации;

  • пересмотр понятия «субъект квазигосударственного сектора».

  • Исключение из понятия «субъекты квазигосударственного сектора» государственные казенные предприятия (детские сады, музыкальные школы, музеи и др.)

Действующее законодательство содержит достаточно широкое понятие «субъекта квазигосударственного сектора». Оно объединяет разные виды юридических лиц, учредителем, участником или акционером которых является государство. Среди них: государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, а также аффилированными с ними дочерние, зависимые и иные юридические лица.

Аналогично эти же организации, за исключением государственных казенных предприятий, относятся к организациям публичного интереса (Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»).

В этой связи предлагается исключить из понятия «субъекты квазигосударственного сектора» государственные казенные предприятия (детские сады, музыкальные школы, музеи и др.). Это позволит дифференцировать требования, в том числе по прозрачности, корпоративному управлению, финансовой устойчивости и др. для организаций с государственным участием.


  • Изменения  в госзакупках
Регулирование закупок является одной из самых сложных, но в то же время динамично развивающихся сфер государственного регулирования.

Закупки не только в Казахстане, но и во всем мире являются одной из сложных сфер экономики, поскольку здесь очень важно обеспечить баланс интересов между заказчиками и поставщиками. Еще несколько лет назад закупки проходили в бумажном формате, тем самым не обеспечивая участникам закупок и общественности прозрачности принимаемых решений конкурсной комиссии. Сегодня система закупок Казахстана направлена на обеспечение открытости через автоматизацию бизнес-процессов.

С 2016 года государственные закупки, начиная от планирования и заканчивая оплатой, полностью переведены на электронный формат.

Сейчас каждый желающий гражданин может зайти на веб-портал государственных закупок и ознакомиться с любой интересующей его информацией о закупаемых товарах, работах и услугах.

Также на веб-портале государственных закупок внедрено электронное обжалование, где любой участник закупок, не согласный с решениями конкурсных комиссий может подать жалобу посредством портала, а также мониторить ход исполнения и принятое решение по данной жалобе.

Перевод государственных закупок полностью в электронный формат позволил открыть доступ к государственным закупкам и обеспечить конкурентную среду.

В свою очередь, с 1 января 2022 года закупки отдельных субъектов квазигосударственного сектора, включая АО «ФНБ Самрук-Казына»           (далее – Фонд) и его портфельных компаний, регулируются Законом Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора».

Закупки отдельных субъектов квазигосударственного сектора, за исключением Фонда, регламентируются Правилами, утвержденными Министерством финансов Республики Казахстан.

Порядок осуществления закупок Фондом и его портфельными компаниями утверждается решением совета директоров Фонда по согласованию с уполномоченным органом в сфере закупок – Министерством финансов Республики Казахстан.

При этом отсутствует требование в части согласования порядка осуществления закупок Фондом и его портфельных компаний с уполномоченным органом по защите и развитию конкуренции.

Вместе с тем порядком закупок Фонда предусмотрены отсылочные нормы на внутренние документы Фонда (Стандарт и Правила управления закупочной деятельностью Фонда и портфельных компаний), согласование которых с государственными органами не установлено.

Также Законом предусмотрено осуществление закупок способом в рамках внутрихолдинговой кооперации у дочерних организаций Фонда.

Кроме того в открытом доступе отсутствуют сведения по договорам (статус, оплата, исполнение) и жалобам (содержание, результаты рассмотрения), что не позволяют в полном объеме осуществлять общественный контроль закупок Фонда.

Наряду с изложенным, в закупках Фонда предусмотрен особый порядок закупок без использования веб-портала.

С учетом непрозрачности закупок Фонда и большой доли закупок из одного источника требуется дальнейшее реформирование системы государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора.

  • Новые подходы к ГЧП

Главой государства на встрече с представителями отечественного бизнеса 21 января текущего года Правительству было поручено выработать новые подходы к механизмам государственно-частного партнерства с целью недопущения их использования для ухода от процедур государственных закупок и обеспечения сбалансированного распределения обязанностей, обязательств, гарантий, рисков и доходов между инициаторами проектов и государством, а также внедрить жёсткие и оцениваемые критерии отбора и требования к проектам ГЧП.

Определение частного партнера на основании прямых переговоров осуществляется в случаях, когда проект ГЧП инициирован потенциальным частным партнером в отношении объекта, находящегося у него на правах собственности или долгосрочной аренды либо проект ГЧП неразрывно связан с реализацией исключительных прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности, принадлежащих потенциальному частному партнеру (ст. 44 Закона о ГЧП).

Согласно законодательству в области ГЧП по реализуемым проектам ГЧП проводится мониторинг объектов, договоров ГЧП и реализации проектов ГЧП. Мониторинг реализации проектов ГЧП осуществляется государственным партнером на ежегодной основе с момента вступления в силу договора ГЧП, который представляет собой непрерывный процесс сбора, анализа и обобщения информации о ходе реализации проекта ГЧП.

Вместе с тем ежегодная оценка реализации проектов ГЧП, проводимая АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», показывает формальный подход к мониторингу реализации проектов ГЧП центральными и местными государственными органами. Результаты деятельности государственных и частных партнеров в рамках договорных обязательств, в том числе финансово-хозяйственной деятельности, предоставляются в неполном объеме и без качественной проработки. Данный факт затрудняет проведение полноценной оценки реализации проектов ГЧП, анализа достижения результатов по проектам, таким образом, ставит под сомнение эффективность их реализации.

В ходе проработки с государственными партнерами вопроса мониторинга реализации проектов ГЧП, отмечается проблематика непредставления необходимой информации для мониторинга частными партнерами в полном объеме. Причиной тому служит ее нерегулируемость на законодательном уровне.

В свою очередь некомпетентность инициаторов (государственных органов) в планировании и реализации проектов ГЧП, в том числе при разработке и экспертизе инвестиционного предложения, конкурсной документации и проекта договора ГЧП повлекли за собой заключение договоров ГЧП невыгодных для государства.

Данные проблемы выявлены в результате проведенной оценки реализации проектов ГЧП.

В этой связи разработаны поправки, направленные на исполнение поручения Главы государства по совершенствованию подходов механизма ГЧП, в том числе проведение прозрачного конкурсного отбора по всем проектам ГЧП.

  • Открытая конкуренция без монополии

На сегодняшний день в Республике Казахстан имеются искусственные монополии. Частные компании получили монопольные права на осуществление ряда экономических функций государства. Возникли многочисленные посреднические цепочки, искусственно созданные на рынках.

Так как введение государственной монополии жестко регламентировано и затратно для государства, широкое распространение получила практика законодательного предоставления монопольных прав на осуществление определенных видов деятельности без введения государственной монополии.

В условиях отсутствия конкуренции у монопольных операторов имеются высокие риски неэффективного осуществления деятельности, в том числе неоптимизированная ценовая политика и низкое качество услуг.

Как отметил в своем выступлении Глава государства 21 января текущего года монопольные операторы, особенно частные, должны уйти в прошлое.

Таким образом, все ниши должны быть открыты для конкуренции.