Платить налог или закрыть туристскую фирму?

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Платить налог или закрыть туристскую фирму?

Cогласно п. 4 ст. 192 НК РК с иностранного партнера, нерезидента РК, предоставляющего комплекс услуг по транспортному и экскурсионному обслуживанию отель (услуги размещения), ресторан (услуги питания) резиденту РК, налоговые органы обязаны удержать 20% подоходного налога.



В связи с введением в Налоговый кодекс РК по состоянию на 01.01.06, в пункт 2 статьи 178 нового подпункта 2-1, в котором: «доходами нерезидентов из источников в РК признаются доходы от оказания услуг (резидентам или нерезидентам, осуществляющим деятельность в РК через постоянное учреждение по услугам, связанным с таким постоянным учреждением) независимо от места их фактического оказания, полученные лицами, являющимися резидентами стран с льготным налогообложением, определяемых в соответствии со ст. 130», и новой редакции этой статьи (теперь уже п. 4 ст. 192) по состоянию на 01.01.09 г.,  у туристского рынка появились серьезные проблемы.

Дело в том что, согласно п. 4 ст. 192 НК РК с иностранного партнера, нерезидента РК, предоставляющего комплекс услуг по транспортному и экскурсионному обслуживанию отель (услуги размещения), ресторан (услуги питания) резиденту РК, налоговые органы обязаны удержать 20% подоходного налога. В этом случае нерезидент РК со своей стороны автоматически вынужден повышать  стоимость своих услуг на 20%. Следовательно, конечный потребитель - резидент РК физическое лицо, заплатив и поручив турфирме организовать свое пребывание, попадает под двойное неофициальное налогообложение, его туристическая путевка дорожает на 20%.

2. Данная статья НК РК реальная угроза для малого бизнеса в сфере туристских услуг. Потому что турист как физическое лицо, самостоятельно обратившись в любой банк РК с заявлением о переводе денежных средств в страну, запланированного отдыха, может без удержаний сборов и налогов перевести деньги  в тот же отель или тому же туроператору нерезиденту РК при этом заключить индивидуальный договор. В этом случае туристские компании теряют клиентов, а налоговые органы теряют налоги и налогооблагаемую базу. Туристская компания резидент РК делает то же самое, получая вознаграждение, обслуживает туриста, предоставив услуги бронирования и, действуя по поручению туриста, оплачивает от его имени через тот же самый банк, услуги того же самого отеля и выступает гарантом между нерезидентом РК и физическим лицом резидентом РК. При этом оплачивает налоги и создает рабочие места.

Применение данной нормы в области туризма однозначно приведет к снижению имиджа РК на международном туристском рынке и грозит  закрытием и разорением турфирм, и следовательно усилению социального напряжения, связанного с ростом безработицы, в связи с возможным уходом турбизнеса в тень или банкротством предприятий. Получат свое развитие всевозможные незаконные методы организации перевода денег через  нелегальные схемы. На первое место стремительно выйдут мелкие фирмы однодневки, работающие в черном нале, предлагающие услуги дешевле, демпингуя за счет отсутствия налогов, банковских затрат, бухгалтерии.

3. Сама туристическая компания - резидент РК, как юридическое лицо не является потребителем туристских услуг, а является посредником, организаторам и гарантом оказываемых туристских услуг физическим лицам. Соответственно юридическое лицо - туристская компания-резидент РК никак не может быть получателем туристских услуг.

4. Практика налогообложения туристских услуг нерезидентов РК по ставке 20% практикуется только в нашей стране. КТА являясь членом Российского Союза туриндустрии (РСТ), провела консультации со своими коллегами в странах СНГ, оказалось, что только в Казахстане существует подобная норма в Налоговом Кодексе РК.

В других странах развитие туристской деятельности всячески поддерживается государством и в странах Европы, США выездной туризм не облагается подобным налогом.

КТА неоднократно обращалась в МФ РК, НК РК, Министерство экономического развития и торговли РК, МТиС РК с просьбой заинтересованно рассмотреть проблему туристского рынка и проект предложений и изменений в НК РК в статью 192 п. 4 (в приложении № 1 на 1 л.).

Однако все наши обращения, к сожалению, остаются без ответа. Проблема не решается, в то время как налоговые комитеты гг. Астана, Алматы раз за разом инициируют проверки туристских компаний на предмет исполнения ст. 192, пункт 4, применение которой туристской общественностью РК видится направленной на нанесение серьезного ущерба малому бизнесу в сфере туристских услуг.

Источник: www.zakon.kz

Рассказать друзьям:

Возврат к списку