Учёт

Пенсионное обеспечение после денонсации Соглашения в области пенсионного обеспечения

677

О порядке реализации прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Учет.kz рассказала Смурыгина И. А. – независимый эксперт по налогам.

Согласно пункту 1 статьи 13 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение СНГ 1992 года) каждый участник данного Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения СНГ 1992 года в отношении этого участника прекращается по истечении шести месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

Тем самым в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу с 30 июня 2022 года, Соглашение СНГ прекратит свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 года.

При этом статья 38 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» - прекращение международного договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что договор оставляет после себя определенные юридические последствия.

Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено международным договором, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридические последствия участников сохраняют свою силу.

Согласно пункту 2 статьи 13 Соглашения СНГ 1992 года пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями названного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода государства - участника, на территории которого они проживают, из указанного Соглашения.

Таким образом, те пенсии, которые были или будут назначены по нормам Соглашения СНГ до его денонсации, то есть до 1 января 2023 года, пересмотру не будут подлежать, и их выплата Российской Федерацией будет продолжена. С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы Российской Федерации.

При денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ, которое является многосторонним, оно прекращает свое действие для Российской Федерации, а между остальными государствами - участниками СНГ Соглашение СНГ 1992 года продолжит действовать вплоть до момента его прекращения. Положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или соглашении Российской Федерации.

Участниками Соглашения СНГ являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

В настоящее время в отношениях между Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза (далее- Соглашение о пенсиях в ЕАЭС), подписанное 20 декабря 2019 года, в соответствии с которым согласно пункту 2 статьи 12 данного Соглашения за периоды до 1 января 2021 года продолжают действовать положения Соглашения СНГ 1992 года (в отношении России, Казахстана, Армении, Киргизии) и Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного 24 января 2006 года (в отношении России и Белоруссии).

В пункте 6 статьи 4 Соглашения о пенсиях в ЕАЭС закреплено, что при переселении трудящегося с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в случае, если трудящимся было реализовано право на пенсию до переселения, производится ее пересмотр с применением статьи 12 Соглашения о пенсиях в ЕАЭС. При этом право на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, то есть с 2021 года, не пересматривается.

Таким образом, учитывая выход Российской Федерации с 1 января 2023 года из Соглашения СНГ 1992 года, при переезде на постоянное проживание в Российскую Федерацию из государств - членов ЕАЭС трудящихся, реализовавших право на пенсию до переселения, а также при первичном назначении трудящимся страховой пенсии, их пенсионное обеспечение будет осуществляться в соответствии с положениями федеральных законов от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с применением Соглашения о пенсиях в ЕАЭС.

При этом, исходя из совокупности положений части 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ и статьи 12 Соглашения о пенсиях в ЕАЭС, при определении права на страховую пенсию и исчислении ее размера в отношении лиц, прибывших из Армении, Казахстана, Киргизии и Республики Беларусь, используется правило ретроспективности - применение пенсионного законодательства Российской Федерации, применявшегося в период действия Соглашения СНГ 1992 года.

То есть периоды работы на территории государств - участников Соглашения СНГ могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действовавшим при установлении пенсии в период выполнения данной работы, то есть фактически с учетом положений Соглашения СНГ 1992 года в отношении периодов стажа до 01.01.2021 года.

Вместе с тем в условиях денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ 1992 года при переезде граждан из Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины на постоянное место жительства в Российскую Федерацию их пенсионное обеспечение при соблюдении необходимых условий (получение вида на жительство, гражданства Российской Федерации) будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации - для определения права на пенсию и исчисления ее размера будет учитываться страховой стаж, приобретенный на территории этих государств (бывших союзных республик) за период до 1 января 1991 года.

При переселении же пенсионеров в названные государства выплата назначенных им пенсий будет производиться по законодательству Российской Федерации с применением положений статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ и Положения о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации».

Следует отметить, что 15 сентября 2021 года подписан соответствующий договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

С Узбекистаном ведется переговорный процесс, после вступления в силу которого вопрос пенсионного обеспечения граждан, подпадающих под его действие, будет осуществляться с применением названных договоров.